Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Совершенствование федерализма - это достаточно длительный процесс, и Россия находится в его начальной фазе, обусловленной необходимостью развития и углубления экономических аспектов федеративных отношений, основанных на особенностях субъектов Федерации и развитии межрегиональных хозяйственных связей. Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов Федерации. Данное положение обусловило выбор темы работы: Российский федерализм: особенность, основные тенденции и проблемы развития.
Проблематика федерализма и федеративного устройства государств занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной политической науке и юриспруденции. Об этом свидетельствует наличие соответствующих исследовательских традиций; организация и деятельность специальных научных центров, занимающихся исследованием федерализма; издание специализированных научных журналов; публикация по различным аспектам данной проблематики достаточного количества книг и статей, проведение большого числа международных, общенациональных и региональных конференций.
Для России, как и для любой другой страны, исключительно важно, учитывая принципы федерализма, подтвержденные на опыте зарубежных федераций, в то же время в процессе создания институтов федерализма отразить в них отличительные особенности российского общества и государства. В этой связи принципиально важным представляется исследование и решение достаточно крупной научной проблемы - разработки и оптимизации институциональных основ российской модели федеративного устройства, поскольку адекватная потребностям российского общества институционализация федерации является наиболее прочной основой укрепления государства, повышения эффективности государственного управления, обеспечения демократии и прав как отдельного человека, так и целых народов.
Несомненная актуальность проблем федерализма для многих стран, в том числе для современной России, обуславливает то пристальное внимание, которое уделяют многие ученые данным проблемам: Р.Г.Абдулатипов, С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, М.В.Баглай, И.Н.Барциц, Л.Ф.Болтенкова, А.Б.Венгеров, Н.В.Витрук, К.С.Гаджиев, В.Г.Графский, В.Е.Гулиев, А.И.Денисов, Б. Л.Железное, А.В.Зиновьев, Д.Л.Златопольский, Т.Д.Зражевкая, В.В.Иванов, Г.В.Игнатенко, И.П.Ильинский, В.И.Кайнов, Л.М.Карапетян, А.А.Кененов, Д.А.Керимов, Г.Д.Ковалев, В.А.Кряжков, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, В.В.Лазарев, А.Н.Лебедев, И.А.Ледях, О.Э.Лейст, А.И.Лепешкин, В.Н.Лысенко, В.О.Лучин, Ш.Б.Магомедов, А.В.Малько, Г.В.Мальцев, Л.С.Мамут, М.Н.Марченко, М.А.Митюков, Н.А.Михалева, М.О.Мнацаканян, В.Е.Чиркин, О.И.Чистяков, С.М.Шахрай, К.Ф.Шеремет, Ю.Л.Шульженко, Б.С.Эбзеев, Ю.А.Юдин, И.СЯценко и многие другие.
К настоящему моменту накоплен обширный массив зарубежных и отечественных исследований по проблемам федерализма.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании о российском федерализме: особенностях, основных тенденциях и проблемах развития.
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования заключается в том, что процесс изучения российского федерализма будет более эффективным, если изучить его генезис и природу.
Поставленная цель работы и выдвинутая нами гипотеза потребовали решения следующих конкретных задач:
- рассмотреть понятие и признаки федеративной формы государственного устройства, рассмотреть существующую классификацию видов федераций;
- рассмотреть этапы становления российского федерализма;
- рассмотреть особенности российской формы федеративного устройства;
- рассмотреть основные тенденции и проблемы развития российского федерализма.
Объектом исследования в данной работе является российский федерализм.
Предмет исследования - институциональные основы российской модели федеративного устройства, что обусловило необходимость изучения
принципов организации и функционирования отечественной федерации; формальных норм, регулирующих федеративные отношения, и не-формальных норм взаимоотношений политических элит; правил разграниче-
ния предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации; взаимных прав и гарантий сторон федеративных отношений.
Теоретическое и научно-практическое значение исследования, состоит, прежде всего, в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в нем, могут быть использованы: при совершенствовании законодательства, регламентируемого федеративные отношения (в частности России; при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по теории права и государства, конституционному праву Российской Федерации и зарубежных стран, политологии; при разработке учебных пособий и спецкурсов по проблемам федерализма.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..2
Глава I. Понятие и признаки федеративной
формы государственного устройства. Виды федераций…………..5
Глава II. Этапы становления российского федерализма…………24
Глава III. Особенности российской формы
федеративного устройства……………………………………………28
Глава IV. Основные тенденции и проблемы
развития российского федерализма………………………………...33
Заключение…………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………...49
1,200 руб.
Заключение
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что «федерализм» и «федерация» — различные явления, каждое из них необходимо самостоятельно классифицировать. Виды федерации можно классифицировать исходя из способа образования федерации, а именно созданные «сверху» и «снизу».
Что касается моделей федерализма, то наиболее уместна их классификация, основанная на культурных особенностях и геополитических свойствах государства. Этот принцип классификации моделей федерализма объясняет причину многообразия форм федеративного устройства государства: становится ясно, что не все государства, которым свойственна федеративная форма государственного устройства, применяют единые принципы построения федерации. Кроме того, не каждое государство способно стать федерацией, и такая форма государственного устройства одним народом может восприниматься как ценность, благо, а другим — как произвол. Изучая в первую очередь геополитические и культурные особенности, можно делать выводы:
— как более эффективно организовать становление государства в процессе федерализации;
— как более рационально, исходя из культурных, этнических, экономических предпосылок, выделить количество субъектов и разделить территорию;
— какой объем полномочий и свободы способны реализовать те или иные субъекты при осуществлении своей компетенции.
В теоретическом плане рассмотрение видов федерации и моделей федерализма с изложенных позиций, во-первых, уменьшает путаницу, сложившуюся на сегодняшний день в интерпретации данных явлений, способствует раскрытию феномена федерализма в сущностном аспекте; во-вторых, дает возможность каждому из них иметь свои предмет и цели исследования, что поможет лучше понять явление, которое остается одним из самых популярных и перспективных.
C сожалением приходится констатировать, что российский федерализм страдает множеством недостатков и пороков. В законах и нормативно-правовых актах РФ и ее субъектов содержится значительное число противоречивых положений, отсутствует унификация терминов. Возникает большое число конституционных коллизий, которые являются реалиями современного этапа развития российского федерализма. Их появление было предопределено всем ходом развития нашего государства в последние годы. Значительную часть из этих коллизий породила Конституция РФ, содержащая много неясных и двусмысленных формулировок, а также слабость и нерешительность федеральных властей, не сумевших противостоять натиску регионов. Конституции и уставы субъектов Федерации поэтому в значительной части не соответствуют федеральному законодательству, а зачастую и прямо противоречат ему. Попытка уточнений неясностей и восполнения пробелов федерального Основного Закона договорным путем полностью провалилась и еще больше усугубила ситуацию. Ко всему этому добавляется активное сопротивление некоторых регионов стараниям федерального Центра навести порядок в субъектах. Думаю, лучше примера, чем Чечня, и не придумаешь. Если сложить все это вместе, то получается если не катастрофическая, то очень серьезная ситуация, в которой оказалось наше молодое Российское государство.
Однако хочется верить, что эта ситуация со временем исправится, и развитие федеративных отношений в РФ придет в нормальное русло. С недавнего времени наметилась тенденция укрепления федеральной власти и установления контроля за действиями региональных властей, что дает надежду на улучшение. Ведь десятилетний период развития российского федерализма при всех своих минусах имеет и ряд плюсов, чего нельзя не отрицать. Прежде всего, в 1991-1993 годах удалось избежать распада государства, установить более или менее стабильные и нормальные отношения Центра и регионов, а в последующем погасить региональный сепаратизм и худо-бедно разграничить предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ. Создание 7 федеральных округов следует рассматривать, на мой взгляд, как вестник грядущих реформ в федеративной сфере. И в самом конце своей работы хочу выразить уверенность, что России удастся благополучно пережить тот сложнейший этап своего развития, который она переживает сейчас, и ей больше не придется сталкиваться с проблемами в сфере федеративных отношений.
1,200 руб.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2000.
3. Баргондия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. - 1996. №4.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., Юрист, 1994.
5. Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Федерализм и публичная сфера в России // Полис. 2001. №4.
6. Захаров А.А. «Исполнительный федерализм» в современной России // Полис. 2001. №4.
5. Карапетян Л.М.: К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций)// Государство и право. – 1996. - №12.
6. Кушнир А.: Федерация или унитарное государство.// Народный депутат 1992 г. №6.Пусточаров В.: Российский федерализм - сегодня и завтра// Международная жизнь. - 1994. - №3.
7. Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. №5.
8. Лившиц Р.З. Теория права. М.: БЕК, 1994 г. Тадевосян Э.В.: О моделировании в теории Федерализма и проблема асимметричных Федераций// Государство и право. - 1997. - №8.
9. Лысенко В.Н.: Развитие Федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и права. - 1997. - №8.
10. Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М., 2005.
11. Политология в вопросах и ответах. - Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
12. Натан Р., Хаффман Э.: Современный федерализм: сравнительные перспективы// Международная жизнь. - 1991. №4.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996.
14. Теория государства и права: курс лекций. Под. ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 2000 г.
15. Государственный строй США. - М., 1976.
16. Юридический энциклопедический словарь.- М., 1984.
Список нормативно-правовых актов
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года // ВВС РСФСР. 1990. №2.
3. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.
4. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.)
5. Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года.
6. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г.).
7. Указа Президента Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 1230 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"
8. Положение о Государственном флаге Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года.
9. Положение о Государственном гербе Российской Федерации, утв.
Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 года.
10. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г.
№ 2689-I "О Федеративном договоре".
1,200 руб.