Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность темы. Примечательная особенность нынешнего периода - переход от индустриального общества к информационному, в
котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами, как известно,
называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которое при необходимости могут быть использованы
для достижения конкретной цели хозяйственной деятельности. Давно стали привычными и общеупотребительными такие категории, как
материальные, финансовые, трудовые, природные ресурсы, которые вовлекаются в хозяйственный оборот, и их назначение понятно
каждому.
Но вот появилось понятие «информационные ресурсы», и хотя оно узаконено, но осознано пока еще недостаточно. Информационные
ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы являются собственностью, находятся в ведении соответствующих органов и организаций, подлежат учету и
защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или,
что еще хуже, уничтожить. Собственная информация для производителя представляет значительную ценность, так как нередко получение
(создание) такой информации - весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Очевидно, что ценность информации (реальная или
потенциальная) определяется в первую очередь приносимыми доходами.
Особое место отводится информационным ресурсам в условиях рыночной экономики.
В этих условиях защите информации от неправомерного овладения ею отводится весьма значительное место. При этом «целями защиты
информации являются: предотвращение разглашения, утечки и не санкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение
противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других
форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима
документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и
конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны,
конфиденциальности документированной информации в соответствие с законодательством; обеспечение прав субъектов в
информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения».
Как видно из этого определения целей защиты, информационная безопасность - довольно емкая и многогранная проблема, охватывающая не
только определение необходимости защиты информации, но и то, как ее защищать, от чего защищать, когда защищать, чем защищать и какой
должна быть эта защита.
Основное внимание уделяется защите конфиденциальной информации, с которой большей частью встречаются предприниматели
негосударственного сектора экономики.
Целью настоящей работы является рассмотрение системы защиты ценной информации и конфиденциальных документов.
Задачи работы: рассмотреть историю появления и развития архивного дела в России, структуру современных государственных архивов и
архивов организаций, которые позволяют ограничивать доступ к конфиденциальной информации различных уровней.
1,200 руб.
Введение 3
1. Появление и развитие архивного дела России 5
1.1. Зарождение и развитие архивного дела в структуре органов
управления России 5
1.2. Выделение архивов в самостоятельные единицы управленческих
структур Российской империи 6
1.3. Зарождение и развитие сети исторических архивов в Российской
империи 6
1.4. Развитие организационной структуры государственной архивной
службы России в 1991-2000 гг. 7
1.5. Основные концептуальные положения системы защиты
информации 8
1.6. Концептуальная модель информационной безопасности 12
1.7. Угрозы конфиденциальной информации 15
1.8. Действия, приводящие к неправомерному овладению
конфиденциальной информацией 16
2. Современная сеть государственных архивов в Российской Федерации и
архивов организаций 18
2.1. Структура Росархива 18
2.2. Цели и формы использования документов государственной части
Архивного фонда Российской Федерации, его нормативная база 19
2.3. Архивные справочники, их назначение и содержание 20
2.4. Работа читальных залов архивов. Учет использования архивных
документов 22
2.5. Страховые фонды и списки и их формирование 24
2.5.1. Понятие «страхового фонда», его формирование 24
2.5.2. Архивные списки и перечни, их роль в оптимизации состава
и структуры Архивного фонда Российской Федерации. 25
2.6. Организация архивов организаций 27
2.6.1. Функции архива в структуре организации 27
2.6.2. Функция использования документов 29
2.6.3. Взаимосвязь архивного дела и делопроизводства 29
Заключение 31
Литература 33
1,200 руб.
Основной функцией всех архивов является обеспечение сохранности документов, т.е. «обеспечение физической сохранности документов и
их учет». Комплекс взаимосвязанных работ, проводящийся в архивах, включает: создание оптимальных условий хранения документов;
размещение документов в хранилищах и их топографирование; соблюдение порядка выдачи дел из архивов; учет документов, проверка их
наличия и состояния; выявление уникальных и особо ценных документов и создание на них страхового фонда.
Учет архивных документов способствует их сохранности, помогает осуществлять контроль за наличием документов и обеспечивать их
поиск. Учет документов, хранящихся в ведомственных архивах, позволяет госархивам проводить планомерное комплектование в
соответствии с их профилем и является основой планирования работы госархива .
Учету подлежат ВСЕ документы, хранящиеся в архиве.
Основными единицами учета в архивах являются: архивный фонд (или архивная коллекция), единица хранения. Кроме основных единиц
учета в архивах, хранящих традиционные документы на бумажной основе, могут учитываться документы отдельных категорий дел (личные,
следственные и др.) и особо ценные документы; обязательному учету подлежат также все листы дел постоянного хранения. Особо ценные
документы учитываются в соответствии с правилами. Учет листов дел постоянного хранения закрепляется листом-заверителем и
указанием количества листов в описи дел. Неописанные документы учитываются по количеству листов.
Государственный учет документов организуется на основе трех принципов: централизации, преемственности учетных документов на всех
стадиях работы, динамичности.
Учет в государственных архивах ведется централизованно и в каждом архивохранилище. Для учета используются формы основных
учетных документов и вспомогательная учетная документация. Если основные учетные документы определены правилами работы
госархивов, то вспомогательные документы разрабатываются каждым архивом самостоятельно, исходя из его нужд и в зависимости от
организации работы по учету.
Основными учетными документами в государственном архиве являются:
книга учета поступлений
книга учета поступлений страхового фонда и фонда пользования
список фондов (+список фондов, содержащих особо ценные дела)
лист фонда (для фиксации изменений в названии фонда, учета состава и объема фонда в целом и по каждой описи, учета и нумерации
описей данного фонда, учета документов, отражающих изменения в составе и объеме фонда);
архивная опись(+опись особо ценных дел)
опись страхового фонда
инвентарная книга учета дел, имеющих во внешнем оформлении или в приложениях к ним материальные ценности
Кроме того, для централизованного государственного учета в архиве на каждый вновь поступивший фонд один раз составляется карточка
фонда, которая отсылается в фондовый каталог соответствующего архивного органа и ЦФК Росархива для обеспечения оперативного
поиска той или иной документной информации.
На каждый фонд заводится дело фонда.
Документы АФ РФ, хранящиеся в ведомственном архиве, подлежат централизованному государственному учету, формой которого
является карточка фонда. Книга учета поступлений и выбытия документов, а также список фондов ведутся в архивах, хранящих документы
двух и более фондов.
Описи дел выполняют ряд функций, в том числе функцию учета дел постоянного, долговременного хранения и по личному составу. Опись
осуществляет поединичный учет дел (закрепляет за каждой единицей хранения самостоятельный номер) и суммарный учет (путем
составления итоговой записи).
1,200 руб.
Алексеева Е.В. Архивоведение. Учебник. Издательство «Академия», 2004, 272 с.
Басовская Е.Н., Быкова Т.А., Вялова Л.М. Делопроизводство. Издательство «Академия», 2003, 176 с.
Басаков М.И., З_амыцкова О.И. Делопроизводство. Издательство «Феникс», 2005, 379 с.
Белов А.Н., Белов А.А. Делопроизводство и документооборот. Издательство «ЭКСМО», 2006, 621 с.
Галахов В.В., Корнеев И.К. Делопроизводство. Издательство «Проспект Велби», 2006, 456 с.
Демин Ю.М. Делопроизводство: Подготовка служебных документов. Издательство «Питер», 2004, 219 с.
Кузнецов И.Н. Делопроизводство. Издательство «Дашков и К», 2006, 519 с.
Озмидова Е.В. Делопроизводство. Издательство «Вектор», 2005, 183 с.
Рогожин М. Делопроизводство. Организация архива предприятия. Издательство «Питер», 2005, 160 с.
Романов, Ильина, Логинова. Правда об электронном документообороте. Издательство «АйТи-Пресс», 2005, 219 с.
Румынина Л.А. Делопроизводство. Издательство «Академия», 2002, 208 с.
Слиньков В.Н. Делопроизводство и менеджмент. Издательство «Алерта», 2002, 196 с.
Сологуб О. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов. Учебное пособие. Издательство «Омега-Л», 2007, 208
с.
Спивак В. Документирование управленческой деятельности. Издательство «Питер», 2005, 240 с.
Тельчаров А.Д. Архивоведение. Конспект лекций. Издательство «Приор-издат», 2004, 160 с.
1,200 руб.