Интерпретация результатов.
Фактор А
А+ А-
Открытость
Готовый к сотрудничеству, приветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в обращении. Замкнутость
Холодный, замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, твердый, бескомпромиссный
Фактор B
В+ В-
Развитое мышление
Сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный Ограниченное мышление
Трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдается, столкнувшись с трудностями, \"мужлан\"
Фактор С
С+ С-
Эмоциональная стабильность
Спокойный, зрелый , уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально неустойчив Эмоциональная неустойчивость
Нетерпимый, нетерпеливый,
раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов
Фактор Е
Е+ Е-
Независимость
Пробивной, самоуверенный, твердый, серьезный, неуступчивый, оригинальный, неподатливый, сам для себя является \"законом\" Податливость
Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, мягкосердечный, дает волю чувствам, легко впадает в смятение, застенчивый, конформный
Фактор F
F+ F-
Беспечность
Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, веселый, радостный, живой, готовый реагировать, проявлять чувства Озабоченность
Серьезный, углубленный в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем
Фактор G
G+ G-
Сознательность
Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила \"супер-ЭГО\" Беспринципность
Небрежный, легкомысленный, ненадежный, непостоянный, легко сдается, столкнувшись с трудностями создает помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами
Фактор H
H+ H-
Смелость
Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый Застенчивость
Нерешительный, уходит в себя
Фактор I
I+ I-
Чувственность
Нетерпимость, зависимый от других, ищущий помощи, приветливый, с богатой фантазией, требующий внимания других, ипохондрик, боязливый мечтательный, утонченный, непрактичный Твердость
Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жесткий, действует по практическим соображениям, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик, самоуверенный
Фактор L
L+ L-
Подозрительность
Ревнивый, замкнутый, задумчивый, твердый, раздражитель, излишнее самомнение, направленный на \"себя\", независимый Доверчивость
Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми
Фактор M
M+ M-
Богемность
Углубленный в себя, интересующийся искусством, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощный в практических делах, преимущественно веселый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, не обусловленный обстоятельствами Практичность
Интересующийся фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надежный, серьезный, заботливый, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения
Фактор N
N+ N-
Утонченность
Изысканно-утонченный, рафинированный, под самоконтролем, эстетически разборчивый, светский, понимает себя, понимает других, честолюбивый, несколько неуверенный, неудовлетворенный \"Простота\"
Простой без \"блеска\", открытый, горячий, спонтанный в поведении, в обществе, простой вкус, отсутствует самоанализ, не анализирует мотивы поведения других, доволен тем что имеет
Фактор О
О+ О-
Склонность к чувству вины
Боязливый, неуверенный, тревожный, озабоченный, депрессивный, чуткий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур заботливый, полон страхов, подвержен настроению, частые плохие предчувствия Спокойная самоуверенность
Верен в себя, спокойный, умеет \"позабавится\", упрямый, видит смысл в целесообразности, неряшливый, бесстрашный, живет простыми делами, нечувствителен к мнению о себе
Фактор Q1
Q1+ Q1-
Радикализм
Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление посмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям Консерватизм
Стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен
Фактор Q2
Q2+ Q2-
Самостоятельность
Предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям Зависимость от группы
Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие решения вместе с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение
Фактор Q3
Q3+ Q3-
Самоконтроль, сильная воля
Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации Недостаток самоконтроля, индиффирентнность
Внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплини-рованность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчиненность своим страстям
Фактор Q4
Q4+ Q4-
Внутренняя напряженность
Возбужденный, взволнованный, напряженный, раздражительный, нетерпеливый, избыток побуждений, не находящих разрядки Флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворенность
Определение направленности личности Б. Басса
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.
Анкета (Приложение 6) состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ \"наиболее\" получает 2 балла, \"наименее\" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Таблица 2.3
Ключ к методике направленности личности Б. Басса
№ Я О Д № Я О Д
1 А В Б 15 Б В А
2 Б В А 16 А В Б
3 А В Б 17 А В Б
4 В Б А 18 А Б В
5 Б А В 19 А Б В
6 В А Б 20 В Б А
7 В Б А 21 Б А В
8 А Б В 22 Б А В
9 В А Б 23 В А Б
10 А В Б 24 Б В А
11 Б А В 25 А В Б
12 Б А В 26 В А Б
13 В А Б 27 Б А В
14 А Б В
2.2. Результаты и их обсуждение
Исследование проводилось на базе Рекламного агентства сотрудников проектного отдела (25 человек) и отдела бухгалтерии (19 человек), общий объем выборки составил 44 человека.
Таблица 2.4
Показатели выраженности симптомов эмоционального выгорания проектного отдела (методика В. В. Бойко)
Испытуемые Симптомы
Общий балл Напряжение Резистенция Истощение Переживание психотравм. обст-ств Неудовлетворенность собой «Загнанность в клетку» Тревога и депрессия Неадекв. избират. эмоц. реаг-ние Эмоц.-нравств. дезориентация Расш-ние сферы экономии эмоций Редукция профес. обязанностей Эмоц. дефицит Эмоциональная отстраненность Деперсонализация Психосом. и психовег. нарушения
001 78 23 45 10 5 3 2 13 15 7 13 10 3 3 0 4
002 23 9 14 0 9 0 0 0 9 0 10 4 0 0 0 0
003 57 19 19 19 5 8 4 2 6 0 5 8 7 10 0 2
004 52 27 5 20 5 10 4 8 0 5 0 0 3 6 2 9
005 51 19 8 24 9 0 10 0 0 8 0 0 12 5 0 7
006 63 14 8 41 0 0 6 8 3 0 0 5 10 15 9 7
007 50 14 18 18 0 3 6 5 0 0 9 9 8 5 5 0
008 80 30 13 37 7 5 9 9 10 0 0 3 8 10 10 9
009 67 5 43 19 5 0 0 0 10 15 9 9 8 2 6 3
010 50 16 19 15 3 2 5 6 8 9 0 2 5 4 1 5
011 67 5 54 7 0 0 0 5 12 20 6 17 5 0 0 3
012 66 26 25 15 8 5 5 8 9 11 2 3 0 4 5 6
013 50 9 25 16 4 1 3 1 0 5 9 11 1 2 8 5
014 86 29 40 17 9 5 9 6 11 15 9 5 3 4 8 2
015 58 16 14 28 3 5 3 5 0 1 4 9 10 5 6 7
016 85 27 28 30 8 2 6 11 5 4 9 10 12 4 5 9
017 62 15 22 25 5 6 0 4 9 2 8 3 5 7 11 2
018 58 19 19 20 6 2 5 6 8 3 1 5 8 2 4 6
019 48 15 12 21 2 8 2 3 0 0 1 11 2 5 6 8
020 59 14 24 21 0 5 8 1 5 6 11 2 14 5 2 0
021 54 25 13 16 12 0 4 9 2 5 6 0 4 8 3 1
022 64 15 21 28 0 1 5 9 5 6 3 7 6 5 8 9
023 66 16 25 25 3 5 6 2 4 5 11 5 9 8 6 2
024 68 23 20 25 5 9 4 5 8 3 4 5 5 6 9 5
025 66 19 21 26 4 5 8 2 5 2 5 9 11 5 4 6
Среднее значение 61,12 17,96 22,2 20,92 4,68 3,6 4,56 5,12 5,76 5,28 5,4 6,08 6,36 5,2 4,72 4,68
Таблица 2.5
Показатели выраженности симптомов эмоционального выгорания отдела бухгалтерии (методика В. В. Бойко)
Испытуемые Симптомы
Общий балл Напряжение Резистенция Истощение Переживание психотравм. обст-ств Неудовлетворенность собой «Загнанность в клетку» Тревога и депрессия Неадекв. избират. эмоц. реаг-ние Эмоц.-нравств. дезориентация Расш-ние сферы экономии эмоций Редукция профес. обязанностей Эмоц. дефицит Эмоциональная отстраненность Деперсонализация Психосом. и психовег. нарушения
001 49 14 25 10 5 3 2 4 15 5 0 10 3 3 0 4
002 33 9 14 10 9 0 0 10 9 0 10 4 0 0 0 0
003 59 19 19 21 5 8 4 2 6 0 5 8 7 10 2 2
004 50 25 5 20 5 8 4 8 0 5 0 0 3 6 2 9
005 64 19 21 24 9 0 10 0 0 8 13 0 12 5 0 7
006 69 20 8 41 6 0 6 8 3 0 0 5 10 15 9 7
007 59 25 18 18 9 3 6 5 0 0 9 9 8 5 5 0
008 82 32 13 37 7 7 9 9 10 0 0 3 8 10 10 9
009 57 5 33 19 5 0 0 0 0 15 9 9 8 2 6 3
010 50 16 19 15 3 2 5 6 8 9 0 2 5 4 1 5
011 62 0 54 7 0 0 0 0 12 20 6 17 5 0 0 3
012 68 28 25 15 10 5 5 8 9 11 2 3 0 4 5 6
013 64 9 25 30 4 1 3 1 0 5 9 11 1 2 8 20
014 80 23 40 17 3 5 9 6 11 15 9 5 3 4 8 2
015 62 20 14 28 7 5 3 5 0 1 4 9 10 5 6 7
016 80 22 28 30 3 2 6 11 5 4 9 10 12 4 5 9
017 65 18 22 25 8 6 0 4 9 2 8 3 5 7 11 2
018 70 5 54 10 0 5 0 5 12 20 6 17 5 0 0 3
019 50 17 12 21 4 8 2 3 0 0 1 11 2 5 6 8
Среднее значение 66,74 19 23,91 23,83 4,9 4 5,2 4,9 6,01 4,8 6,1 7 7 5,6 5,2 6,03
Таблица 2.6
Результаты по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко В.В.» проектного отдела (в %)
Степень выраженности «симптомов выгорания 1 2 3 4 напряжение 5 6 7 8 резистенция 9 10 11 12 истощение выгорание
Не сложившийся симптом 13 76 53 29 21 21 44 47 34 19 55 66 50 37 28 40
Симптом в фазе формирования 21 21 26 50 53 32 29 16 13 37 36 21 31 41 53 42
Сложившийся симптом 66 3 21 21 26 47 27 37 53 44 9 13 19 21 19 18
3,000 руб.
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях рыночной экономики, ужесточения конкуренции на национальном и международном уровнях требования к личности профессионала со стороны общества и организационной среды все более возрастают. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности.
Деятельность специалиста отдела бухгалтерии и проектного отдела рекламного агентства характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на изменения, происходящие на рынке товаров и услуг, предполагает принятие ответственных решений в ситуациях, связанных с неопределенностью и риском, высокой ответственностью. Таким образом, она протекает в условиях постоянной нервно-психической напряженности, стресса и требует максимальной мобилизации адаптационного потенциала личности.
Одним из негативных последствий столкновения личности со столь сложными условиями современной жизни становится возникновение эмоционального выгорания – дезадаптационного феномена, характеризующегося потерей индивидом творческого настроя в отношении своей деятельности, дестабилизацией межличностных отношений, как в профессиональной сфере, так и за ее пределами, и ведущего к невротическим реакциям и психосоматическим расстройствам.
В психологической литературе отмечается, что данный феномен, являющийся ярким отражением современной жизнедеятельности человека, широко распространен среди специалистов коммерческих предприятий и организаций.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание специалистов, так как четкое представление о них позволит разрабатывать программы профилактики и ранней диагностики этого дезадаптационного явления.
Наиболее полно психологами изучены внешние факторы выгорания, обусловленные организационным контекстом, в котором протекает деятельность специалиста (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова, 1997; Н.В.Самоукина, 2003; C.).
Проблема личностных факторов эмоционального выгорания специалистов не являлась предметом специального научного исследования. Представленный в немногочисленных публикациях (М. Вудкок, Д. Френсис, 1994; Дж. Гринберг, 2002; Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, 2005) перечень личностных характеристик, которые могут инициировать процесс эмоционального выгорания у данной профессиональной группы является неполным и недостаточно определенным. Открытым остается вопрос о зависимости эмоционального выгорания специалистов рекламного агентства от особенностей их направленности, типа личности, механизмов психологической защиты.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния личностных факторов на эмоциональное выгорание специалистов в рекламном агентстве.
Цель исследования – изучение и обоснование влияния личностных факторов на эмоциональное выгорание специалистов рекламного агентства проектного отдела и отдела бухгалтерии.
Объект исследования: особенности личности специалиста, работающего в рекламном агентстве.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных характеристик специалиста, особенностей его направленности с уровнем и отдельными признаками эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: существует склонность к эмоциональному выгоранию у специалистов отдела бухгалтерии рекламного агентства, что подтверждает ряд личностных факторов.
Приведенная гипотеза определила ряд задач, на решение которых было направлено данное исследование:
1. На основе теоретического анализа уточнить сущность понятия эмоционального выгорания и определить основные факторы и механизмы его возникновения.
2. Провести психологический анализ личности и деятельности специалистов проектного отдела и отдела бухгалтерии рекламного агентства, на его основе выявить и систематизировать факторы, влияющие на эмоциональное выгорание специалистов.
3. Раскрыть взаимосвязь типов личности с отдельными признаками и общим уровнем эмоционального выгорания специалистов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные теоретические подходы и исследования эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических особенностей, сформулированные в работах В.В. Бойко, Н.В. Гришиной, Н.В. Клюевой, Н.. Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, М.В. Агаповой, В.Е. Орла и др.
В работе использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа; эмпирические методы: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика определения направленности личности Б.Басса, методика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой), методика 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела; метод беседы.
Для обработки результатов исследования использовались статистические методы (вычисление коэффициента корреляции Спирмена и t-критерия Стьюдента на основе компьютерной программы «STATISTICA – 6.0), а также качественный метод – аналитическое сравнение.
Экспериментальная база исследования: специалисты проектного отдела (25 человек) и специалисты отдела бухгалтерии (19 человек) рекламного агентства. Общая численность выборки составила 44 человека, из них 30 человек (44, 1 %) - представители мужского пола, 14 (55,9 %)- женского пола. Возраст испытуемых от 24 до 47 лет. Высшее образование имеют все работники.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОЕКТНОГО ОТДЕЛА И ОТДЕЛА БУХГАЛТЕРИИ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА
2.1. Программа исследования
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» и личностные особенностей работников рекламного агентства проектного отдела и бухгалтерии.
Методика исследования эмоционального выгорания (по В. Бойко)
Назначение методики. Методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания — механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Методика позволяет ответить на следующие вопросы:
• Какие симптомы доминируют?
• Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение?
• Чем объясняется истощение (если оно выявлено): факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами?
• Какой симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности?
• В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение?
• Какие аспекты поведения человека подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ни самой личности, ни профессиональной деятельности ни партнерам?
Ход обследования. Методика состоит из опросного листа, состоящего из 84 утверждений (Приложение 1). После заполнения опросного листа, результаты обрабатываются в соответствии с ключом (Приложение 2).
Подсчет результатов
Вклад включенных в симптом признаков в определении его тяжести различен, поэтому каждый вариант ответа предварительно оценивается разным количеством баллов. Максимальную оценку — 10 баллов имеет признак, наиболее доказательный для данного симптома.
За каждый ответ, совпадающий с ключом — засчитывается указанное в таблице количество баллов. Баллы суммируются. Подсчеты результатов проводятся в такой последовательности:
1) определяется сумма балов по каждому из 12 симптомов;
2) подсчитывается сумма балов для каждой из трех стадий;
3) подсчитывается итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания.
Интерпретация результатов
Чаще всего синдром эмоционального выгорания является следствием длительного рабочего стресса (стресса на рабочем месте) и определенных видов профессионального кризиса. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Интерпретация результатов проводится по трем стадиям, включающим в себя по четыре симптома:
Таблица 2.1
Итоговая таблица результатов
СТАДИИ И СИМПТОМЫ ∑ =
Стадия напряжения
Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств
Симптом неудовлетворенности собой
Симптом «загнанности в клетку»
Симптом тревоги и депрессии
Стадия резистенции
Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования
Симптом эмоционально-нравственной дезориентации
Симптом расширения сферы экономии эмоций
Симптом редукции профессиональных обязанностей
Стадия истощения
Симптом эмоционального дефицита
Симптом эмоциональной отстраненности
Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений
Итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания
Прежде всего, надо обратить внимание на показатели по отдельно взятым симптомам. Их значения могут варьировать в пределах от 0 до 30 баллов:
0–9 баллов — симптом не сложился;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–30 баллов — симптом сложился.
Симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующими — для соответствующей стадии или для всего синдрома. Важно выявить, к какой стадии формирования стресса они относятся, и в какой стадии их наибольшее число.
Следующий шаг — определение степени сформированности стадий развития стресса: напряжение, резистенция и истощение. Степень сформированности стадии определяется в зависимости от суммы баллов (может варьировать в пределах от 0 до 120), набранных по входящим в нее симптомам:
0–36 баллов — стадия не сформировалась;
37–60 баллов — стадия в стадии формирования;
61–120 баллов — стадия сформировалась.
Измеряемые явления качественно различны: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. Сопоставление баллов, полученных для разных стадий, неправомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. По количественным показателям правомерно судить лишь о том, насколько каждая из стадий сформировалась (в большей или меньшей степени).
На основании полученных результатов можно наметить меры профилактики и коррекции. Это могут быть: изменение организационных факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания (рабочие перегрузки, сверхнормативная продолжительность рабочего дня, сверхурочные и т. п.), создание благоприятного психологического климата в коллективе (поддерживающий стиль руководства; помощь в разрешении конфликтных ситуаций; информационная и эмоциональная поддержка и т. п.), разработка эффективной системы стимулирования — адекватное и своевременное вознаграждение работников по результатам труда (как материальное, так и в виде одобрения со стороны администрации и благодарности клиентов).
Методика исследования профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Назначение. Изучение степени профессионального «выгорания».
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике (Приложение 3). Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».
Обработка результатов
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Варианты ответов оцениваются следующим образом: «никогда» - 0 баллов; «очень редко» - 1 балл; «иногда» - 3 балла; «часто» - 4 балла; «очень часто» - 5 баллов; «каждый день» - 6 баллов.
Ключ к опроснику
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1, 2,3,6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).
«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 30).
«Редукция личных достижений» - ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
3,000 руб.
1) Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
2) Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107–115.
3) Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
4) Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
5) Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999.–– 105 с.
6) Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 234 с.
7) Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
8) Зимбардо Ф., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. –СПб., Питер. –2005. –336 с.
9) Зимбардо Ф., Геринг Р.Д. Психология и жизнь. 16-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 2004. - 245 с.
10) Изард К.Е. Психология эмоций - СПб.: Издательство «Питер», 1999, - 356 с.
11) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
12) Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
13) Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
14) Карпов А.В. Психология труда. М.: изд-во Владос, 2004, - 287 с.
15) Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебн. пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. – 182с.
16) Корнилов Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 1-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 2006, - 234 с.
17) Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е. Лешукова//Интернет: HTTP: //home. perm. ru~dmitry/archive/p010.htm#
18) Ломовцева М., Гаврилова А. Зажигая других – не сгореть самому // Служба кадров № 8, 2001
19) Машукова Н. Человеческий фактор на весах экономики // Служба кадров № 12, 2001
20) Немов Р.С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – К.3. Психодиагностика. – 346 с.
21) Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
22) Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.
23) Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина – В 2х–т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
24) Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.: Питер, 2000, - 246 с.
25) Романов Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 262 с.
26) Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
27) Салими В. «Выгорание» - это новы термин, а проблема … // Служба кадров № 8, 2001
28) Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Психология управления, М.: Зевс, 1997. – 262 с.
29) Сандомирский М.Е. Выгорание – профессиональная болезнь? /М.Е. Сандомирский//Интернет: HTTP: //marks. on. ufanet.ru/RE3TXT.HTM
30) Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет: HTTP: www. tsale.ru /index. Htm
31) Толочек В.А. Психология труда и управления. Учеб. пособие, 1-е изд., Изд-во «Питер», 2006. – 364 с.
32) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
3,000 руб.