Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования: человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека.
У ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы сопровождаются расстройством поведения в виде снижения успеваемости, различных форм социально-психологической дезадаптации, появлении агрессивного поведения, склонности к бродяжничеству, воровству, патологическому влечению к алкоголю, наркотикам.
Эмоция не только побуждает и направляет, регулирует деятельность, но и обеспечивает ее энергетически, определяя мобилизацию всего организма. Это проявляется в повышении уровня бодрствования, росте чувствительности анализаторов, активации вегетативной нервной системы и контролируемых ею функций организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, скелетной, гладкой мускулатуры и др. Способность тотальной функциональной интеграции психической и соматической сферы человека — одно из существенных качеств эмоций.
Эмоции - действующее лицо больших драм. Они - повседневный спутник человека, оказывающий влияние на все его дела и мысли. Несмотря на ежедневное переживание разнообразных эмоций, мы не слишком хорошо знаем их нравы и редко можем предвидеть, когда они появятся, когда покинут нас, когда помогут, а когда станут помехой.
Существуют разные точки зрения на природу и значение эмоций. Одни авторы (Даффи, Линдсей) полагают, что можно обойтись без самого понятия "эмоция", заменив его термином "активация". Другие утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека (Томкинс). Есть мнение, что эмоции - это кратковременные состояния, наряду с пониманием их как феноменов, сопровождающих человека ежеминутно. Функции эмоций также трактуются неоднозначно. Так, Арнольд, Лазарус приписывают им разрушительную и дезорганизующую силу, полагая, что они являются источником психосоматических заболеваний, а Изард, Маурер и Томкинс отводят им позитивную роль в организации поведения.
Эмоции и воля человека до конца остаются непознанными, хотя психологическая наука дает ответ на ряд кардинальных для педагогики и психологии вопросов (о сущности эмоций и воли, возрастных закономерностях их развития).
Поэтому актуальным является изучение понятия эмоций, видов, основных функций и видов.
Целью нашей работы стало изучение основных функций и видов эмоций человека.
Объект исследования: человек, каждый с индивидуальной эмоциональной сферой и со своими эмоциональными переживаниями.
Предметом исследования стала эмоциональная сфера человека.
При написании работы мы ставили следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. рассмотреть психолого-педагогическую модель эмоциональной
сферы личности;
3. определить понятие, виды и функции эмоций у человека;
4. проанализировать теории эмоций и рассмотреть методы диагностики эмоции.
В своей работе мы опирались на труды таких великих педагогов и психологов, медиков и нейрофизиологов, как Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л., Выготский Л.С., Божович Л.И., Изард К.Э., Покровский В.И., Немов Р.С. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса об основных функциях и видах эмоций у человека 5
1.1 Психолого-педагогическая модель эмоциональной
сферы личности 5
1.2 Понятие, виды и функции эмоций у человека 10
Выводы по главе 1 17
Глава 2.Дигностика эмоций 19
2.1 Теории эмоций 19
2.2 Методы изучения и диагностики эмоций 25
Выводы по главе 2. 30
Заключение 31
Список литературы 33
1,200 руб.
На фоне интенсивного развития детской психологии и педагогики в наше время остаются недостаточно изученными аспекты отдельных сторон психики человека, эмоционально-волевая сфера и конкретно эмоции.
Эмоции - (от французкого - волнение, от латинского - потрясаю, волную), это реакции человека и животных, на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную (личностную) окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные) и неудовлетворением (отрицательные) различных потребностей организма.
Если рассматривать эмоцию как процесс, мы скажем что это деятельность оценивания поступающий в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Выделяют положительные и отрицательные эмоциональные переживания. К положительным эмоциональным переживаниям относят такие как, удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение, злорадство, удовлетворенная месть.
Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь, отвращение, омерзение.
В настоящее время существует масса теорий о проявлениях и значении эмоций в жизни человека:
-биологическая теория Дарвина – он первым обратил внимание на особую роль в проявлении эмоций, которую играет мышечная система организма и в первую очередь, те ее отделы, которые участвуют в организации специфических для большинства эмоций движений тела и выражений лица. Кроме того, он указал на значение обратной связи в регуляции эмоций, подчеркивая, что усиление эмоций связано со свободным внешним их выражением.
-теория Джеймса-Ланге — одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания.
-таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга - таламус (зрительный бугор).
Это лишь некоторые из существующих в настоящей психологии, психофизиологии теорий.
В существующей теории о выразительных проявлениях эмоций мимика, пантомимика, жесты, речевая интонация рассматриваются как внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы изучили вопросы о видах и функциях эмоций. Определили основные понятия эмоционального процесса. Рассмотрели психолого-педагогическую модель эмоционально-волевой сферы и существующие теории эмоций, а так же методы диагностики эмоций у человека. Поставленные в работе задачи выполнены.
1,200 руб.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
3. Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций. Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2 (4).
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.
6. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.
7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В.Либина. – М.: Педагогика, 1998.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976, с. 38, 47
9. Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
10. Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И.Дьячков, 1970.
11. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования. – М.: ВЛАДРС, 2003.
12. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
13. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., 1971.
14. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебн. пособие. – М., 1999
15. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464 с
16. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – М., 1974.
17. Краткая медицинская энциклопедия / Под ред. В.И.Покровского. – М., 1994.
18. Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоции: тесты. – М., 1984.
19. Леонтьев А.М. Потребности, мотивы эмоции. – М., 1971
20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, с. 123.
21. Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
22. Педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. редакторы И.А.Каиров и Ф.П.Петров. – М., 1968.
23. Райковский Я. Экспериментальная психология эмоций.: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.
24. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
26. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000. 656 с
27. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
28. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 349-369
29. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителей. – М., 1998.
30. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
31. Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991
32. Шингарев Г.Х. Место эмоций в структуре личности. – В кн.: Проблема личности. – М., 1989.
33. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – с. 6-21.
34. Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1966.
1,200 руб.