Актуальность темы дипломной работы. Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны, научно неисчерпаемы и практически значимы на всем протяжении развития правовой науки. В современных условиях становления в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем дисциплинарной ответственности в частности приобретают огромное практическое и теоретическое значение.
Наиболее очевидными проблемы дисциплинарной ответственности предстают тогда, когда в России процессы утверждения общечеловеческих ценностей и демократизации социально-экономической и политической жизни общества сопровождаются непрекращающимся качественным и количественным ростом преступлений и иных правонарушений, совершаемых самими реформаторами – государственными служащими.
Так, по данным пресс-службы МВД РФ за второе полугодие 2007 года зафиксировано 150 тысяч коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами органов государственной власти . Для сравнения в 2006 году было зарегистрировано 27 тысяч коррупционных преступлений . В 2007 году по результатам проверок обращений граждан к различным видам ответственности привлечено 4413 государственных служащих , более 1600 государственным служащим объявлено предупреждение . За 2007 год в Генеральной прокуратуре РФ на неправомерные действия (бездействие) государственных служащих было рассмотрено 800 тысяч обращений граждан, из них каждое пятое удовлетворено .
Полагаем, что во многом такому положению дел способствует недостаточная теоретическая разработанность проблем юридической ответственности государственных служащих, в особенности дисциплинарной ответственности, поскольку на эффективность предупредительного воздействия в определенной степени влияет наличие соответствующей научной базы, которая должна выступать основой для правоприменительной и законодательной деятельности. Актуальность темы дипломной работы предопределена и полемичностью проблем дисциплинарной ответственности в административном и трудовом праве. Кроме того, далеко от совершенства действующее законодательство Российской Федерации, устанавливающее дисциплинарную ответственность государственных служащих...
3,000 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы:
Служебная дисциплина заключается в правильном, своевременном, целесообразном и, наконец, законном выполнении всеми государственными служащими государственных органов должностных обязанностей, установленных российским законодательством: федеральными законами; иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти и субъектов РФ; правилами внутреннего трудового распорядка в государственном органе; должностными инструкциями государственных служащих; приказами начальников государственных органов; условиями контракта о службе в государственных органах.
Дисциплинарная ответственность − это предусмотренная нормами права юридическая обязанность служащего (должностного лица) надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него служебные (должностные) обязанности, а случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения − юридическая обязанность, возникающая из факта совершения должностного правонарушения (дисциплинарного проступка), претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера.
Дисциплинарная ответственность характеризуется специальным субъектом – должностным лицом - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно—распорядительные или административно—хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Позитивный аспект реализации дисциплинарной ответственности состоит из нескольких этапов: формализации в правовой норме точного круга должностных обязанностей служащего (должностного лица); выполнении государственными служащим возложенных должностных обязанностей; оценке поведения государственного служащего с точки зрения законности и добросовестности исполнения должностных обязанностей; государственное одобрение или поощрение. Стадиями негативной дисциплинарной ответственности государственных служащих выступают: возникновение дисциплинарной ответственности на основании дисциплинарного проступка; установление дисциплинарной ответственности вышестоящим в порядке подчинения должностным лицом; получение результата и правовой оценки действий (бездействия) государственного служащего в ходе служебного расследования; реализация санкции – наложение дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарная ответственность представляет собой межотраслевой комплексный функциональный институт права, состоящий из взаимосвязанных норм уголовной, административной, трудовой ответственности. Соответственно, дисциплинарная ответственность как система включает в себя подсистемы уголовной - для отдельных категорий государственных служащих за особо тяжкие должностные проступки, административной - для государственных служащих, несущих специальную дисциплинарную ответственность помимо трудового законодательства на основании друих нормативно-правовых актов (дисциплинарных уставов, положений о службе, федеральных законов) ответственности.
Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок - противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности.
Особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных служащих и ее место в системе юридической ответственности отражаются в предмете правового регулирования и специальном субъекте дисциплинарной ответственности; специфике оснований ее наступления; особенностях системы мер дисциплинарных взысканий и особом порядке их применения; принципах дисциплинарной ответственности и государственной службы в административном и трудовом праве.
Под механизмом реализации дисциплинарной ответственности следует понимать структурно упорядоченную систему, состоящую из норм административного, трудового, военного и государственного права, устанавливающих дисциплинарную ответственность разных категорий государственных, правоотношений и актов применения дисциплинарной ответственности.
В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования и эффективности реализации дисциплинарной ответственности считаем необходимым разработать и принять на уровне федерального закона Дисциплинарный кодекс, который бы заменил многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие специальную дисциплинарную ответственность различных катеорий государственных служащих, четко и единообразно реламентировал порядок дисциплинарного производства по делам о дисциплинарных протупках. Так же для наиболее эффективной и единообразной судебной практики по разрешению дел о привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности считаем необходимым создание системы Дисциплинарных судов, на что также недавно указал Конституционный суд РФ.
3,000 руб.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 08.04.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 28.02.2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 03.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 24.07.2007) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 01.12.2007) "О государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
7. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // "Российская газета", N 89, 12.05.1993.
8. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 28.02.2008) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996) // "Собрание законодательства РФ", 26.08.1996, N 35, ст. 4135.
9. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
10. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
11. Федеральный закон от 04.12.2006 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 15.11.2006) // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5281.
12. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 01.12.2007) "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 14.01.1993, N 2, ст. 70.
13. Указ Президента РФ от 06.06.1996 N 810 (ред. от 27.06.2000) "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" // "Собрание законодательства РФ", 10.06.1996, N 24, ст. 2868.
14. Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава Таможенной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 47, 23.11.1998, ст. 57.
15. Указ Президента РФ от 28.06.2005 N 736 (ред. от 10.05.2007) "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 11.07.2005, N 28, ст. 2865.
16. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
17. Закон г. Москвы от 26.01.2005 N 3 (ред. от 06.02.2008) "О государственной гражданской службе города Москвы" // "Ведомости Московской городской Думы", 18.03.2005, N 3, ст. 3.
18. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 N 399-39 (ред. от 06.07.2007) "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 30.06.2005) // "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 10, 28.10.2005.
Материалы судебной практики
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2008 N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 21, 22 и 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой" // "Собрание законодательства РФ", 10.03.2008, N 10 (2 ч.), ст. 976.
20. Решение Октябрьского районного суда г.Белгорода Российской Федерации от 23.01.2007 г. // СПС «КонсультантПлюс»
21. Решение Мирового судьи судебного участка № 345 Хорошевского района города Москвы от 05.02.2007 г. // СПС «КонсультантПлюс»
Монографии и авторские научные труды
22. Ермоленко М.В. Административная ответственность должностных лиц. Дис. … канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2004. – 250 с.
23. Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006. – 24 с.
24. Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел. Дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 1998. – 202 с.
25. Туганов Ю.Н. Дисциплинарная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (теоретико-правовой аспект). – Чита: Изд-во ЧитГУ, 2007. – 413 с.
26. Туганов Ю.Н. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих при переходе Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2003. – 22 с.
27. Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего. Дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2004. – 155 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
28. Анисимова Т.В. О дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. № 7. 2007. С. 84-86.
29. Гатаулина Л.А. Проблемы в практике применения дисциплинарных взысканий // Право и общество. Сборник научных трудов. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2004. С. 55-57.
30. Гришковец А.А. Дисциплинарная ответственность за административные правонарушения // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Сборник статей. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. С. 175-185.
31. Зайцев И.А. Дисциплина и законность в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. № 5. 2007. С. 40.
32. Колосков А.М. К вопросу о служебной подчиненности как признаке дисциплинарной ответственности государственных служащих // Российский следователь. № 17. 2007. С. 34-36.
33. Корякин В.М. Последствия применения дисциплинарного ареста к военнослужащему // Право в вооруженных силах. № 3. 2007. С. 38-42.
34. Кулакова Ю.М. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих // Россия: тенденции и персективы развития. Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5: Ч. 1. – М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 231-234.
35. Куликов В. Чайка открыл жалобную книгу // Российская газета. 2007. 3 октября. С. 3.
36. Куликов В. Генеральный подход к чиновнику. Юрий Чайка проверил исполнение законов о государственной службе // Российская газета. 2007. 24 октября. С. 4.
37. Манохин В.М. Отраслевой принцип в организации государственного управления // Административное право и процесс. № 1. 2008. С. 2-11.
38. Никифоров М.В. Элементы административных процедур и дисциплинарная ответственность // Актуальные проблемы правовой теории и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции. В 2 частях . Ч. 2. - Нижний Новгород: Изд-во ВАГС, 2007. С. 40-47.
39. Панкова О.В. Административная ответственность должностных лиц // Российское правосудие. Научно-практический журнал. № 8 (16). 2007. С. 16-23.
40. Петров А.Ю. Принципы административного процесса // Право и современность. Сборник научно-практических статей. Вып. 2: Ч. 1. – Саратов: СЮИ МВД России, 2007. С. 154-159.
41. Плюхин Н.В., Филатов И.Т. Спорный вопрос дисциплинарной и административной ответственности // Советское государство и право. № 10. 1971. С. 132-135.
42. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих: проблемные вопросы // Правовое регулирование труда в современной России: общие положения, отраслевые институты, эффективность реализации права. Материалы "круглого стола" в рамках международной научно-практической конференции "Юридическое образование и наука в России: проблемы. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2007. С. 174-182.
43. Ремин С.В. Не запирайте вашу дверь // Российская газета. 2007. 2 ноября. С. 3.
44. Сергеев А.В. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих // Юридические науки. № 5 (15). 2005. С. 205-212.
45. Смирнов В.Н. Понятие дисциплинарной ответственности // Российский ежегодник трудового права. 2006. № 2. 2007. С. 796-806.
46. Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих // Военно-юридический журнал. № 8. 2007. С. 24-26.
47. Тищенко А.Г. О персональной ответственности государственных служащих // Право в вооруженных силах. № 2. 2008. С. 70-73.
48. Туганов Ю.Н. Производства по дисциплинарным проступкам военнослужащих (понятие, задачи, принципы и перспективы развития) // Сибирские криминалистические чтения. Сборник научных трудов. Вып. 21. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. С. 82-94.
49. Туганов Ю.Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России // Российский судья. № 9. 2005. С. 42-45.
50. Фатеев К.В. Об основаниях привлечения военнослужащего и гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности // Право в вооруженных силах. № 5. 2007. С. 2-9.
51. Чаннов С.Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих // Трудовое право. № 6. 2006. С. 62-66.
52. Щепилова Ю.Б. Проблема эффективности применения дисциплинарных взысканий // Вестник Российской правовой академии. № 4. 2007. С. 82-84.
Учебная литература
53. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. – М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 397 с.
54. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 528 с.
55. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - M.: МЮИ МВД России. Изд-во "Щит-М", 2005. — 271 с.
3,000 руб.