Актуальность темы дипломной работы. С конца 80-х гг. XX века Россия переживает процесс коренных трансформаций во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, идеологической. Эти трансформации не могли не отразиться на состоянии и функционировании правовой системы и ее структурных компонентов: систем права и законодательства, правотворческой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правовой науки. Причем изменения эти далеко не всегда были направлены в лучшую сторону.
В последние годы законодательство, как известно, развивается довольно интенсивно. В стране создается новая правовая система, призванная обеспечить развитие и укрепление рыночных отношений, решение задач построения демократического федеративного правового социального государства.
Однако, несмотря на то, что некоторые законы подготовлены на достаточном профессиональном уровне, характерными чертами законодательства в целом являются низкое качество законов, неадекватность многих из них потребностям общества и государства, несвоевременность их принятия, наличие серьезных противоречий и пробелов в законодательном регулировании, что признается учеными, работниками правоохранительных органов - всеми, кто так или иначе связан с созданием, исполнением, соблюдением и применением правовых норм.
Законотворческая деятельность, ее материальная (содержание законов) и процессуальная (процедура разработки и принятия) составляющие, не могли не испытать на себе влияния указанных трансформаций, имеющих позитивную и негативную направленность. В современной литературе, посвященной проблемам законотворчества, отмечаются такие тенденции как демократизация и гуманизация законодательства, усиление влияния на развитие внутреннего законодательства норм международного права и законотворческого опыта других стран, существенное увеличение числа принимаемых законов и расширение сферы регулируемых законами общественных отношений. Вместе с тем, отмечается существенное ухудшение качества принимаемых законов, девальвация таких признаков закона как нормативность, всеобщность, длительность существования, нарушение процессуальных и технико-юридических требований к законотворчеству, подмена научно-обоснованного концептуального подхода к законотворчеству эмпирическим и субъективным .
В этих условиях особое значение приобретает проблема совершенствования деятельности по внесению и рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, документационному и информационному обеспечению законотворческого процесса в законодательных органах власти. Среди участников федерального законодательного процесса важную роль играют депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, на региональном уровне – депутаты Законодательных Собраний и Областных Дум субъектов Российской Федерации. От эффективности документационного и информационного обеспечения их законодательной деятельности, во многом, зависит качество наших законов, состояние законодательства.
На сегодняшний день накоплен значительный опыт участия депутатов законодательных органов государственной власти в законодательном процессе, выявлены пробелы и противоречия нормативного правового регулирования отношений, складывающихся в связи с законодательной деятельностью, требующие своего устранения и разрешения.
Указанные обстоятельства, в первую очередь негативные, свидетельствуют о недостаточности и, следовательно, необходимости теоретического осмысления произошедших изменений законотворческой деятельности в Российской Федерации, выработке теоретического концептуального подхода к правовому регулированию документационному обеспечению этой деятельности. На наш взгляд именно оптимальное организационное, документационное и информационное обеспечение законотворческой деятельности, основанное на системных теоретических разработках, опирающихся на анализ практических проблем, позволит не только устранить существующие негативные тенденции в развитии законотворческой деятельности в России, но и положительно скажется на состоянии правового регулирования в нашей стране в целом.
Не случайно и сам законодатель обратил внимание на неудовлетворительное состояние российского законодательства, объявив его совершенствование стратегическим приоритетом государственной политики, и подняв вопрос о принятии органических конституционных законов, детально регламентирующих законопроектную и законодательную деятельность .
В этой связи представляется актуальным обращение к теоретическому и практическому исследованию документационного и информационного обеспечения законотворческой деятельности в Российской Федерации, вопросам ее практической организации в законодательном органе субъекта РФ, на примере Тульской областной Думы. Исследование проблем документационного и информационного обеспечения законотворческой деятельности на региональном уровне может иметь не только научное, но, не менее важное практическое значение, позволит творчески использовать накопленный опыт и избежать ошибок, которые имели место ранее, выработать конкретные рекомендации по совершенствованию законотворческой деятельности в Российской Федерации...
3,000 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы.
Сложившаяся в России технология информационно-документационного обеспечения государственного управления представляет собой совокупность методов и средств обработки документов, реализации информационных процессов и организационных процедур, призванных обеспечить эффективность государственного управления.
Законотворческая деятельность есть разновидность юридической деятельности, состоящая из системы объединенных в соответствующие этапы и стадии действий и операций субъектов и участников законотворческого процесса, направленных на осуществление законопроектной и законодатель ной функций в рамках правовых требований и процедур в целях формирования качественного закона, соответствующего объективно существующим общественным потребностям.
Обеспечение эффективности законотворческой деятельности требует создания оптимального правового механизма законотворческого процесса, адекватно отражающего и учитывающего не только общественные потребности, но и элементы обратной связи с юридической практикой, а также оценку эффективности действия закона, что должно осуществляться в процессе мониторинга законодательства и правоприменительной практики.
Необходимость оптимизации механизмов взаимодействия субъектов и участников законотворческой деятельности требует улучшения документационного обеспечения этой деятельности посредством совершенствования организационных механизмов и внедрения современных информационных технологий, переход на систему электронного документооборота.
Очевидно, что эффективная законотворческая деятельность невозможна без всестороннего и своевременного документационного обеспечения. Однако, как показал опыт Тульской областной Думы, осуществление качественной и эффективной законотворческой деятельности возможно в условиях обеспечения оптимального и эффективного распределения и использования имеющихся в распоряжении законодательного (представительного) органа информационных ресурсов, а также при наличии профессионализма в деятельности депутатского корпуса и государственных служащих аппарата Тульской областной Думы.
Широкий спектр полномочий, осуществляемых сотрудниками аппаратов комитетов и комиссий законодательных (представительных) органов власти, налагает на них чрезвычайно высокую ответственность. Законодательные (представительные) органы власти должны быть укомплектованы кадрами самого высокого профессионального уровня.
Аппарат Тульской областной Думы осуществляет следующие функции по документационному и информационному обеспечению законодательной деятельности:
- ведение делопроизводства областной Думы;
- обеспечение стенографирования, протоколирования и оформления протоколов заседаний областной Думы и ее Совета, а также по поручению председателя областной Думы других мероприятий, проводимых областной Думой;
- ведение учета и лингвистическая проверка принятых областной Думой законов области и постановлений Думы, распоряжений председателя областной Думы;
- осуществление регистрации и хранения документов, сдача их в государственный архив;
- осуществление рассылки необходимых для работы депутатов проектов законов области, иных правовых актов, документов, справок, информационных бюллетеней и других материалов;
- обеспечение выполнения работ по копированию, тиражированию документов и материалов для депутатов, постоянных комитетов, депутатских объединений (фракций), структурных подразделений аппарата областной Думы;
- внедрение системы электронного документооборота в областной Думе и обеспечение ее функционирования;
- осуществление документооборота областной Думы, ее постоянных комитетов, депутатских объединений (фракций), структурных подразделений аппарата областной Думы, контроль за его исполнением;
- оформление проектов правовых актов областной Думы и распоряжений председателя областной Думы, связанных с приемом на работу в областную Думу и увольнением, прохождением государственной гражданской службы, ведение личных дел депутатов, государственных гражданских служащих и иных работников областной Думы, внесение необходимых записей в трудовые книжки депутатов и работников аппарата областной Думы;
- организация и обеспечение работы по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, присвоению и сохранению классных чинов, аттестации гражданских служащих аппарата областной Думы;
- осуществление финансового, материально-технического, транспортного, социально-бытового обеспечения деятельности депутатов и работников аппарата областной Думы;
ведение бухгалтерского учета и отчетности областной Думы;
- организация работы по регистрации и контролю за рассмотрением в областной Думе письменных и устных обращений физических и юридических лиц;
- оказание методической и консультативной помощи депутатам и работникам аппарата областной Думы по вопросам, относящимся к компетенции управления.
Одним из "ноу_хау", применяемых в Тульской областной Думе для повышения эффективности законодательного процесса является так называемое нулевое чтение, когда специалисты и депутаты областной Думы привлекаются администрацией к работе еще на этапе разработки законопроекта, чтобы потом он не вызывал дополнительных вопросов и не был приостановлен областной Думой.
Техническое и информационное обеспечение Тульской областной Думы также не стоит на месте. В рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" Тульская областная Дума вошла в состав законодательных органов, подключенных в 2005 году к объединенной компьютерной сети государственных органов власти Российской Федерации. Все компьютеры Тульской областной Думы объединены в локальную сеть и работают под управлением трех серверов, имеют выход в Интернет.
На внутреннем сайте Думы размещены информационно-справочные материалы таких систем, как КонсультантПлюс, Кодекс, Гарант, Эталон. Депутаты Тульской областной Думы активно пользуются электронной системой, позволяющей знакомиться с опытом работы других субъектов Федерации как законодательной, так и судебной их практикой.
Сейчас в Тульской областной Думе продолжает внедряться автоматизированная информационная система обеспечения законотворческой деятельности. В оперативном режиме можно будет ознакомиться с текстами документов, сопровождающих законопроект, этапами его рассмотрения, поправками, предложениями участников законотворческого процесса, статистической информацией. И это будет доступно для каждого депутата.
Кроме того, разработан официальный парламентский Интернет-сайт Тульской областной Думы, одной из важнейших сторон которого стало создание Интернет-приемной. То есть избиратели смогут обращаться в Думу и к депутатам не только в письменном виде или посещая общественные приемные, но и через Интернет-приемные, получать нужные ответы. Это, конечно, относится к тем, кто имеет соответствующие технические возможности.
Говоря о материально-технической стороне документационного обеспечения законодательной деятельности Тульской областной Думы, хочется подчеркнуть следующий положительный факт— внедрение в работе аппарата Тульской областной Думы современных информационных систем электронного документооборота и информационно-справочных баз данных правовой информации.
Учитывая изложенное, представляется необходимым подготовить предложения по созданию Единой унифицированной системы функционирования законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Указанный документ должен включать в себя ряд ключевых положений, касающихся унификации названия законодательного органа субъекта Российской Федерации, порядка формирования законодательного органа, выборов депутатов, финансово-экономического и информационно-документационного обеспечения и т.д. А также создание национальных стандартов управления документацией и электронного документооборота в органах государственной власти, единых унифицированных требований к ведению делопроизводства в аппаратах законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Необходимо принятие Федерального закона «О документационном обеспечении государственного управления». Закон нужен, чтобы собрать разрозненные документы, стандарты и определить нерешенные задачи в области документационного обеспечения государственного управления, в том числе законодательной деятельности, обобщить и ввести единую систему терминологии в области документационного и информационного обеспечения государственного управления.
Это создаст единую основу парламентского права, системно унифицирует весь круг вопросов, связанных с деятельностью региональных парламентов, и, как результат, будет способствовать повышению качества принимаемых законов.
3,000 руб.
Нормативные акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 01.12.2007) "О государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
3. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995) // "Собрание законодательства РФ", 20.02.1995, N 8, ст. 609.
4. Федеральный закон от 04.07.1996 N 85-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "Об участии в международном информационном обмене" (принят ГД ФС РФ 05.06.1996) // "Собрание законодательства РФ", 08.07.1996, N 28, ст. 3347.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.02.2009) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" (принят ГД ФС РФ 13.12.2001) // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 127.
7. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об архивном деле в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 01.10.2004) // "Собрание законодательства РФ", 25.10.2004, N 43, ст. 4169.
8. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
10. Постановление СФ ФС РФ от 06.07.2007 N 286-СФ "О консультативной комиссии при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по работе с Советом по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Советом законодателей)" // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2007, N 29, ст. 3517.
11. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 06.09.2008) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4775.
12. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 15.08.2006) "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 531.
13. Постановление Правительства РФ от 15.08.2003 N 500 (ред. от 08.12.2008) "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и Единой информационной системе по техническому регулированию" // "Собрание законодательства РФ", 25.08.2003, N 34, ст. 3367.
14. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации Электронного Правительства до 2010 года» // "Собрание законодательства РФ", 19.05.2008, N 20, ст. 2372.
15. Приказ Федеральной Архивной службы России (РОСАРХИВ) от 17.11.2003 № 83 «Об образовании межведомственной рабочей группы по подготовке проекта Федерального закона «О документационном обеспечении управленческой деятельности» // http://www.rusarchives.ru/news/prik83_03.shtml
16. Приказ Минкультуры РФ от 08.11.2005 N 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.2006 N 7418) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 10, 06.03.2006.
17. "Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения" (одобрена решением коллегии Главархива СССР от 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 23.05.1988 N 33). - М., Главархив СССР, 1991.
18. "Общероссийский классификатор управленческой документации" ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 299) (ред. от 13.10.2008). - М.: ИПК Издательство стандартов, 2008.
19. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие Государственного стандарта Российской Федерации" (вместе с "Унифицированной системой документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003"). - М., ИПК Издательство стандартов, 2003.
20. "Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения. ГОСТ Р 52294-2004" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2004 N 138-ст). - М.: ИПК Издательство стандартов, 2005.
21. "Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения. Р 50.1.057-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 24.04.2006 N 77-ст). - М.: ИПК Издательство стандартов, 2006.
22. "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 N 28-ст). - М., Стандартинформ, 2007.
23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998 "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" // "Российская газета", N 36, 24.02.1998.
24. Устав (Основной закон) Тульской области (принят Постановлением Тульской областной Думы от 28.09.1995 г. № 18-ЗТО) (в ред. Законов Тульской области от 18.11.1999 г. № 162-ЗТО; от 07.06.2001 г. № 246-ЗТО) // "Тульские известия" от 11.11.1995. № 215; от 02.12.1999. № 267; от 14.06.2001. № 132.
25. Устав (Основной закон) Тульской области (принят Постановлением Тульской областной Думы от 12.11.2001 г. № 265-ЗТО) (в ред. Законов Тульской области от 26.04.2004 г. № 442-ЗТО; от 03.03.2005 г. № 524-ЗТО; от 31.10.2005 г. № 637-ЗТО; от 18.11.2006 г. № 754-ЗТО; от 02.04.2007 г. № 817-ЗТО; от 05.12.2007 г. № 911-ЗТО; от 17.12.2007 г. № 943-ЗТО; от 07.04.2008 г. № 988-ЗТО; от 12.09.2008 г. № 1084-ЗТО; от 12.11.2008 г. № 1105-ЗТО; от 12.11.2008 г. № 1106-ЗТО) // "Тульские известия" от 20.11.2001. № 266.; от 12.05.2004. № 101; от 05.03.2005. № 50; от 10.11.2005. № 259; от 23.11.2006. № 299; от 05.04.2007. № 62; от 13.12.2007. № 241; от 20.12.2007. № 246; от 10.04.2008. № 68; от 13.09.2008. № 182; от 18.11.2008. № 235; от 19.11.2008. № 236.
26. Закон Тульской области от 24.11.1994 г. № 4-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 12.11.1996 г. № 34-ЗТО; от 16.09.1999 г. № 149-ЗТО; от 26.01.2001 г. № 226-ЗТО; от 09.06.2003 г. № 387-ЗТО; от 31.05.2005 г. № 579-ЗТО; от 10.06.2006 г. № 711-ЗТО; от 18.07.2008 г. № 1064-ЗТО) «О законах области» // "Тульские известия" от 26.11.1994. № 218; от 30.11.1996. № 229; от 06.10.1999. № 219; от 01.02.2001. № 25; от 14.06.2003. № 131; от 02.06.2005. № 136; от 20.06.2006. № 137; от 24.07.2008. № 144.
27. Закон Тульской области от 29.12.1994 г. № 7-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 10.07.2002 г. № 320-ЗТО; от 07.06.2004 г. № 451-ЗТО) «О статусе депутата Тульской областной Думы» (отменен 27.10.2005 г.) // "Тульские известия" от 01.02.1995. № 20; от 12.07.2002. № 151; от 10.06.2004. № 125.
28. Закон Тульской области от 06.04.1995 г. № 10-ЗТО «Об органах государственной власти Тульской области» // "Тульские известия" от 12.05.1995. № 88.
29. Закон Тульской области от 31.08.1995 г. № 13-ЗТО «О порядке рассмотрения обращения граждан в Тульской области» // "Тульские известия" от 19.10.1995. № 201.
30. Закон Тульской области от 25.10.2005 г. № 620-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 24.07.2006 г. № 723-ЗТО; от 18.03.2008 г. № 976-ЗТО) «О статусе депутата Тульской областной Думы» // "Тульские известия" от 27.10.2005. № 249; от 27.07.2006. № 171; от 20.03.2008. № 53.
31. Закон Тульской области от 31.10.2005 г. № 623-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 07.07.2006 г. № 720-ЗТО; от 06.12.2006 г. № 762-ЗТО; от 05.06.2007 г. № 825-ЗТО; от 21.07.2007 г. № 858-ЗТО; от -7.10.2008 г. № 1094-ЗТО) «О государственной гражданской службе Тульской области» // "Тульские известия" от 08.11.2005. № 256; от 13.07.2006. № 158; от 14.12.2006. № 321; от 14.06.2007. № 109; от -2.08.2007. № 144; от 09.10.2008. № 205.
32. Постановление Тульской областной Думы от 31.01.1994 г. № 2/23 «О Декларации "О принципах деятельности Тульской областной Думы по реализации Конституции Российской Федерации» // Официальный сайт Тульской областной Думы: http://www.tulaoblduma.ru/files/duma/d1/zas2/23.txt
33. Постановление Тульской областной Думы от 27.04.2006 N 31/1316 «О Положении об Аппарате Тульской областной Думы» // "Тульские известия" от 12.05.2006. № 96.
34. Постановление Губернатора Тульской области от 31.01.2000 г. № 19 «О Концепции развития правовой информации Тульской области» // «Вестник Администрации Тульской области». 2000. № 1.
35. Распоряжение Мэра от 23.03.2001 N 252-РМ (ред. от 03.12.2001) "О создании Московской электронной торговой системы по закупке (продаже) товаров и услуг для государственных нужд и открытого акционерного общества "Мосгорторги" // "Вестник Мэрии Москвы", N 14, апрель 2001.
Материалы судебной практики
36. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.04.1995, N 16, ст. 1451.
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края" // "Собрание законодательства РФ", 22.01.1996, N 4, ст. 409.
Специальная научная и учебная литература
38. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение: Учебник, 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
39. Балытников В.В., Баранова М.И., Белов Г.В., Буянкина С.В., и др. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика / Под ред.: Поленина С.В., Скурко Е.В. - М.: Формула права, 2006. - 558 c.
40. Баранов В.М., Скурко Е.В. Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. Сборник статей / Под общ. ред.: Поленина С.В. - Нижний Новгород, 2007. - 278 c.
41. Бардаев Э.А., Кравченко В.Б. Документоведение: Учебник. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
42. Бобылёва М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному. - М.: МЭИ, 2004. – 152 с.
43. Борискин В.В., Поликарпова Н.М., Тихомиров С.Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. – 360 с.
44. Бошно С.В. Формы российского права. Монография / Бошно С.В. - М.: Право и Закон, 2004. - 320 c.
45. Гиляревский Р.С. Основы информатики. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2003. – 320 с.
46. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под обшей редакцией С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. –М.: Норма, 2008. – 187 с.
47. Доклад Тульской областной Думы «О состоянии законодательства Тульской области. Итоги законодательной деятельности Тульской областной Думы 4-го созыва за период с 05.11.2004 г. по 01.11.2008 г.». – Тула, Управление делами Аппарата Тульской областной Думы, 2008. – 195 с.
48. Каменская Е.В. Региональное правотворчество в Российской Федерации (вопросы теории). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Каменская Е.В. - М., 2005. - 215 c.
49. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 232 с.
50. Козлов Д.А. Информационно-аналитическое обеспечение законодательной деятельности в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Козлов Д.А. - Коломна, 2005. - 196 c.
51. Константинов Ю.Н. Теория и практика документной информации: Курс лекций / Под общ. ред.: Ломовцев О.А. – Волгоград: Изд. ВГУ, 2000. – 132 с.
52. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. – М.: Статут, 2006. – 128 с.
53. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: Учебник, 5-е изд., испр. и доп. – М.: Журнал «Управление персоналом», 2007. – 528 с.
54. Куняев Н.Н., Уралов Д.Н., Фабричнов А.Г. Документоведение: Учебник. – М.: Логос, 2008. – 352 с.
55. Новикова М.М. Документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2009. – 144 с.
56. Рубченко Н.А. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Рубченко Н.А. - Волгоград, 2001. - 185 c.
57. Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления: Учебник, 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
58. Сафина С.Б. Законодательство субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Сафина С.Б. - Уфа, 2000. - 173 c.
59. Соколов А.В., Палтиевич А.Р., Жаров М.В. Основы информатики: Учебник. – М.: Форум, 2008. – 288 с.
60. Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Спирин М.Ю. - Самара, 2000. - 271 c.
61. Толмачева Н.Н. Правовое обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Толмачева Н.Н. - М., 2002. - 223 c.
62. Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. - М.: Наука, 1972. - 256 c.
63. Швецова-Водка Г.Н. Общая теория документа и книги: Учебное пособие. – М.: Рыбари, 2009. – 488 с.
64. Яковлев Я.М. Понятие и классификация документов в советском праве / Отв. ред.: Касаткин Ю.П. – Сталинабад: РИКО Тадж. ун-та, 1960. – 45 с.
Статьи в периодической печати и сборниках научных материалов
65. Варламова Л.Н. Международный стандарт по управлению документацией ISO 15489 «Информация и документация – Управление документацией» (ISO 15489-2001 Information and documentation – Records management) как основа разработки национального стандарта ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 // «Секретарь-референт». 2007. № 6. С. 16-32.
66. "Выступление Дмитрия Анатольевича Медведева на внеочередном съезде Ассоциации юристов России" // "Юридический мир". 2008. N 1. С. 2-6.
67. Выступление руководителя аппарата Тульской областной Думы Ермакова Сергея Михайловича // Материалы Координационного Совета руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации на тему «Информационно-технологическое обеспечение законодательного процесса», 20-23 июня 2007 г. – Ханты-Мансийск: Аппарат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2007. С. 42-48.
68. Ключко Н.В., Щербаков А.Ю. От бумажного документа к электронному – и обратно: технологии электронного нотариата и маркеров подлинности // Электронный документ и документооборот: правовые аспекты. Сборник статей / Общ. ред.: Бачило И. – М.: ИНИОН РАН, 2007. С. 41-55.
69. Конявский В.П. Управление созданием и внедрением систем электронного документооборота // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие инфраструктуры и услуг электронного документооборота, актуальные проблемы применения электронной цифровой подписи», 22-24 апреля 2008 г. – Ташкент, 2008. С. 4-8.
70. Кособринов Ю. Автоматизированная система для органов законотворческой деятельности // Материалы конференции Электронные Офисные Системы (ЭОС) «Весенний документооборот – 2008», 25-26 апреля 2008 г. – Хабаровск, 2008. С. 41-42.
71. Кулаков В.Ф. Актуальные вопросы обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Актуальные вопросы обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти Российской Федерации. Опыт обеспечения законотворческой деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия, Костромской областной Думе и Законодательном Собрании Владимирской области. Аналитический сборник (Материалы Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации) / Ред. Ильина Н.В. – М.: Управление информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации ФС РФ, 2008. С. 3-12.
72. Ларин М.В. Управление документацией: теория и практика // Делопроизводитель. 2001. № 1. С. 6-10.
73. Ларин М.В. О современных проблемах документационного обеспечения управления в Российской Федерации // «Справочник секретаря и офис-менеджера». 2004. № 10. С. 9-17.
74. Ларин М.В. Документоведение как наука: эволюция, понятие, структура, место в системе наук // Делопроизводство. 2007. N 4. С. 12-16.
75. Ларин М.В. Управление документацией. Проблемы нормативно-методического регулирования // Юридический бюллетень предпринимателя. № 6. 2008. С. 131-135.
76. Леонова Л.Л. Сотрудничество Публичного центра правовой информации Тульской областной универсальной научной библиотеки с органами государственной власти и местного самоуправления // Материалы научно-практической конференции «Общедоступные библиотеки и гражданское общество: проблемы и проекты Тульской области», 17-18 августа 2007 г. – Тула, ТОУНБ, 2007. С. 16-20.
77. Медведь В. Статистическая и контрольная информация позволяет управлять законотворческой работой // Журнал «Деловая Тула». Декабрь 2008. № 4. С. 32-39.
78. Митяев К.Г. Упорядочение делопроизводства - одно из средств совершенствования управления // Правовые проблемы науки управления. 1966. № 2. С. 63-69.
79. Отле Поль. Трактат о Документации / Пер.: Гиляровский Р. // Поль Отле. Библиотека, библиография, документация. Избранные труды пионера информатики / Сост.: Гиляровский Р. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 187-308.
80. Председатель Тульской областной Думы О.В. Татаринов принял участие в заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами власти субъектов РФ // «Тульские новости». 02.07.2008. С. 2.
81. Пронин А.А. Документ и его место в системе управления // Право и образование. № 11. 2008. С. 114-117.
82. Романов Р. Где взять эрудита? Заметки о парламентском аппарате у нас и в других странах // Журнал "Российская Федерация сегодня". 2007. № 7. С. 16-22.
83. Рыхтикова Л.Ю. Слуги народа или построение сервисного государства в России // «Право России». 24.08.2008. С. 3-6.
84. Сварцевич В. Дмитрий Медведев: «Электронный документооборот должен стать реальностью к 2010 году» // «Аргументы и факты». 17.07.2008. С. 2-3.
85. Семилетов С.И. Правовые проблемы организации электронного оборота документов в государственном управлении // Информационное общество. № 5. 2004. С. 29-35.
86. Тулаев Н.П. Совершенствование законодательного процесса: регламентное или законодательное регулирование // Актуальные вопросы обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти Российской Федерации. Опыт обеспечения законотворческой деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия, Костромской областной Думе и Законодательном Собрании Владимирской области. Аналитический сборник (Материалы Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации) / Ред. Ильина Н.В. – М.: Управление информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации ФС РФ, 2008. С. 18-23.
87. Хвалеев В.А. Трансформация правовой системы России в условиях глобализации // Философия права. № 4. 2008. С. 103-107.
88. Шишкова А. "Электронная Россия": из виртуальности в реальность // Законодательство и экономика. № 11. 2002. С. 64-69.
89. Шувалов И.И. Правотворчество в современной концепции государственно-правового управления обществом // Законодательство и экономика. № 4. 2005. С. 5-8.
90. Янковская В.Ф. Документы и системы документации // «Секретарь-референт», 2006. № 1. С. 4-9.
3,000 руб.