В настоящей работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы становления рынка труда, занятости и безработицы Российской Федерации на современном социально-экономическом этапе развития, а также вопросы регулирования рынка труда в современных условиях и реализации эффективной государственной политики занятости как основного направления в социальной политике государства.
Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.
Специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед страной задачи обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской конституции. Считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста. При этом имеется в виду:
1. Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых, уже освоенных рабочих местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
2. Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
3. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства является самым лучшим организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.
Следствием перехода к рыночной экономике в стране явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. Начавшийся процесс формирования рынка труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о рынке труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и другие. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.
Анализ экономического состояния России за последние несколько лет показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются. Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и общественное питание, наука и научное обслуживание. Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений. Вместе с тем, занятость – одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой экономической политики по отношению к естественным монополиям.
Политика занятости имеет несколько уровней: общегосударственный (макроуровень), региональный и локальный. Все уровни политики занятости объединены единой концепцией занятости, отражающей принятый тип экономического развития.
Политика занятости на макроуровне должна носить комплексный характер и быть нацелена на формирование основных черт занятости в социальной рыночной экономике: обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижения высокого уровня жизни в качестве цели длительного действия. В этих условиях содействие полной занятости становится стратегической целью.
С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения появится материальная основа обеспечивать современный стандарт жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращении установленной продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, воспитание детей и т. д.
Ближайшей тактической целью должна стать сбалансированность спроса и предложения рабочих мест. Это возможно только при комплексном подходе к условиям достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Чаще всего при решении этой проблемы обращается внимание на развитие системы рабочих мест как необходимой предпосылки упреждения массовой безработицы. Это очень важный аспект, особенно если учитывать значительное увеличение прироста трудоспособного населения в 1996 –2007 гг. и его неравномерное распределение по территории. В рамках ближайших 15 лет предстоит не только преодолеть кризис и стабилизировать экономику, но и создать условия для экономического роста, способного дать работу новому поколению трудоспособных граждан.
Однако, достичь социально и экономически приемлемой сбалансированности спроса и предложения рабочих мест, особенно в территориальном разрезе, можно воздействуя только одновременно на спрос населения на труд и на предложение рабочих мест. Ранее указывалось на сверхзанятость населения. С точки зрения интересов производства и роста эффективности труда «излишними» являются, по самым осторожным оценкам, 10 – 15% численности работающих. Но сверхзанятость следует оценивать и с позиций интересов человека и условий его жизнедеятельности. Известно, что до 1/3 работающих женщин согласны оставить работу, если муж будет зарабатывать столько, сколько супруги вдвоем зарабатывают сейчас. До 60% пенсионеров работают только по материальным причинам. Если бы указанным группам населения обеспечить экономическую свободу выбора «работать или нет», то можно было бы резко сократить число нуждающихся в работе.
Однако эта проблема может решаться в течение длительного периода времени. Пока, как известно, из-за роста инфляции и недостаточности различного рода социальных выплат исключительно высокая потребность населения в работе сохраняется, что может сильно осложнить проблему рабочих мест в ближайшей перспективе.
Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, инвалидам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда. Речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировке трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.
Демократизация сферы занятости, раскрепощение человека груда позволяют уйти от жестко регламентированных условий занятости, нивелирующих личные интересы и профессиональные возможности различных групп трудоспособного населения. И чем активнее будет осуществляться переход к многообразию условий занятости, тем быстрее появится новая трудовая мотивация высокопроизводительного труда и расширятся возможности обеспечения полной занятости.
Исследование, проведенное в дипломной работе позволяет сделать вывод о том, что госрегулирование рынка труда нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости самодеятельного населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на нее в количественном и качественном отношении. С этим тесно связаны принимаемые в рамках социальной политики меры поддержки безработных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и экономического роста, ибо увеличение ВВП как правило, в той или иной степени влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных рабочих мест.
Вместе с тем, государство осуществляет специальные, целенаправленные мероприятия в области занятости и безработицы. Прежде всего, через сеть государственных служб занятости безработным облегчается поиск и нахождение нового рабочего места.
В основу категорий статистики занятости и безработицы в России положены определения, принятые международными конференциями по статистике труда, и рекомендации МОТ, при этом учтены национальные особенности России. В дипломной работе были использованы и проанализированы эти показатели, рассчитанные по данным государственной статистики и экспертным оценкам.
Таким образом, исследование, проведенное в дипломной работе показало положительные сдвиги в государственном регулировании на рынке труда в Российской Федерации, однако зафиксирован и ряд проблем, например высокий уровень безработицы среди женщин, молодежи и инвалидов.
3,000 руб.
Международные правовые акты
1. Рекомендация N 1 Международной организации труда "О безработице" (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 - 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 12 - 13.
2. Конвенция N 2 Международной организации труда "О безработице" (Принята в г. Вашингтоне 29.10.1919 - 27.01.1920 на Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 9 - 11.
3. Конвенция N 34 Международной организации труда "О платных бюро найма" (Принята в г. Женеве 29.06.1933 на 17-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 253 - 256.
4. Рекомендация N 42 Международной организации труда "О бюро занятости" (Принята в г. Женеве 29.06.1933 на 17-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 257 - 258.
5. Рекомендация N 71 Международной организации труда "Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 651 - 663.
6. Рекомендация N 72 Международной организации труда "О службе занятости" (Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 664 - 665.
7. Рекомендация N 83 Международной организации труда "Об организации службы занятости" (Принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 873 - 878.
8. Конвенция N 88 Международной организации труда "Об организации службы занятости" (Принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 865 - 872.
9. Конвенция N 122 Международной организации труда "О политике в области занятости" (Принята в г. Женеве 09.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1428 - 1431.
10. Рекомендация N 122 Международной организации труда "О политике в области занятости" (Принята в г. Женеве 09.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1432 - 1446.
11. Конвенция N 168 Международной организации труда "О содействии занятости и защите от безработицы" (Принята в г. Женеве 21.06.1988 на 75-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2171 - 2184.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
13. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
14. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
15. Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О введении в действие части второй налогового кодекса российской федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации о налогах" // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3341.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
17. Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. от 20.04.2007) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 10.
18. Постановление ВС РФ от 08.06.1993 N 5132-1 "Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации" // "Российская газета", N 122, 29.06.1993.
19. Постановление Правительства РФ от 19.01.1993 N 42 "Об утверждении Положения о Федеральной службе занятости России" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 25.01.1993, N 4, ст. 311.
20. Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 (ред. от 01.02.2005) "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" // "Собрание законодательства РФ", 24.02.2003, N 8, ст. 757.
21. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 (ред. от 02.11.2007) "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" // "Собрание законодательства РФ", 12.04.2004, N 15, ст. 1448.
22. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 05.09.2007) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2901.
23. Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 36 (ред. от 14.11.2007) "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения" // "Собрание законодательства РФ", 29.01.2007, N 5, ст. 662.
24. Постановление Правительства РФ от 01.12.2007 N 834 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2008 год" // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, N 50, ст. 6296.
25. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2003 N 568-р «О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы» // "Собрание законодательства РФ", 19.05.2003, N 20, ст. 1920.
26. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 10, 1996.
27. Постановление Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ N 1 от 13.01.2000 (ред. от 08.02.2001) "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.02.2000 N 2135) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 11, 13.03.2000.
28. Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 N 62 "Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.10.2003 N 5196) // "Российская газета", N 220, 30.10.2003.
29. Приказ Федеральной службы занятости РФ от 30.03.1993 N 37 "Об утверждении Положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидии" // СПС «КонсультантПлюс»
30. Приказ Минтруда РФ от 27.12.2001 N 292 "О признании утратившими силу документов Федеральной службы занятости России" // СПС «КонсультантПлюс»
31. Приказ Роструда от 10.04.2006 N 60 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2006 N 7844) // "Российская газета", N 114, 31.05.2006.
32. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2007 N 680 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.2007 N 10495) // СПС «КонсультантПлюс»
33. Закон г. Москвы от 28.01.2004 N 4 (ред. от 22.11.2006) "О молодежи" // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 11, 18.02.2004.
34. Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 3, 12.01.2005.
35. Закон г. Москвы от 26.10.2005 N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 05.12.2005.
36. Письмо Минобрнауки РФ от 03.08.2007 N ВФ-1962/06 «О плане мер по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи на 2007 - 2010 годы» // СПС «КонсультантПлюс»
Монографии и авторские труды
37. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука РАН, 2005. – 271 с.
38. Былков В.Г. Социально-экономические проблемы безработицы. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996.- 164 с.
39. Былков В.Г. Маркетинговая стратегия регулирования регионального рынка труда. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. –133 с.
40. Заславский И.Е. Труд, занятость безработица - М.: Наука, 1995. – 469 с.
41. Капелюшников Р. Нестандартные формы занятости и безработицы в России. Препринт. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 38 с.
42. Карташов С.А. Занятость и безработица - методология и механизм государственного регулирования ( на примере крупного города ). – М., 1998. - 413 c.
43. Кашепов А.В., Трубин В.В., Устинова С.С. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования М.: Наука, 1995. – 328 с.
44. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 352 с.
45. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Международные отношения, 1991. – 181 с.
46. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М.: Издательство МГУ, 2004. – 368 с.
47. Пашин В. П., Богданов С. В. Государство и безработица в России: 1900-2000 гг. - Курск: Кур. гос. техн. ун-т, 2004. - 299 с.
48. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 384 с.
49. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. – М., ТЕИС, 1999. – 312 с.
50. Рофе А.И. Рынок труда. – М.: МИК, 2003. – 272 с.
51. Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. – М.: Экономика, 2004. – 328 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
52. Авдеев Л.А. Проблемы формирования рынка труда в России / Сборник научных трудов, вып. № 7: Экономические науки. – Сургут: Издательство СурГУ, 2000. – 220 с.
53. Гимпельсон В. Е. Временная или непостоянная занятость в России: данные, уровень, динамика, распространенность. Препринт. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 32 с.
54. Глобальная безработица остается на высоком уровне, несмотря на экономический рост (Из Доклада Международного бюро труда «Глобальные тенденции в сфере занятости – 2007») // Человек и труд, 2007, № 3.
55. Грицюк М. В России заметно снижается безработица // Российская газета, 23.08.2007, № 4447.
56. Давыдов Д. Безработных станет меньше // Российские вести, 21-28 февраля 2007, № 6 (1856).
57. Заславский И. Е. К новой парадигме рынка труда// Вопросы экономики. 1998. № 2. С. 16-19.
58. Кашепов А.В. Рынок труда и проблемы его регулирования // Российские реформы: социальные аспекты. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г.B. Мильнера (Москва,21 января 1998 г .). - М.: ВШЭ ГУД, 1998. С. 215-223.
59. Котляр А. О понятии рынка труда //Вопросы экономики, 1998, № 1. С. 33 – 36.
60. Пилясов А. Рынки труда в эпоху перехода от индустриальной экономики к экономике услуг // Отечественные записки, 2007, № 3(37). С. 28-32.
61. Полетаев А. Мобильность рабочей силы в России растет // Население и общество, 21.03.2006, № 150. С 18.-19.
62. Попов А. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда // Вопросы статистики, 2006, № 3.
63. Урванцев Г. Стране не хватает своих продуктов, а люди на селе числятся безработными // Век, 19-26 июля 2007, № 23.
64. Фофанова Н. Социальное партнерство в управлении занятостью // Служба кадров и персонал, 2004, № 1. С. 4-6.
65. Чепайкина Л. Люди с ограниченными обществом возможностями // Население и общество, 26.05.2006, № 152. С 18-22.
66. Чижова Л.С. Новые реалии и приоритеты современного этапа развития занятости // Российские реформы: социальные аспекты. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г.B. Мильнера (Москва,21 января 1998 г .). - М.: ВШЭ ГУД, 1998. С. 138-145.
Учебная литература
67. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Кондор, 2003. – 462 с.
68. Карташев С.А., Одегов Ю.Г. Трудоустройство: поиск работы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Изд. «Экзамен», 2005. – 384 с.
69. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие для ВУЗов. - М: Экзамен, 2004. – 368 с.
70. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. Учебник для ВУЗов. – М.: Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. – 800 с.
Статистические материалы
71. Основные показатели деятельности органов Федеральной службы по труду и занятости России по вопросам занятости населения в январе-декабре 2006 г. // Минздравсоцразвития РФ. – 2006, Статбюллетень, № 12.
72. Оценка численности занятых в экономике России // Сборник «Труд и занятость в России». - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2007.
73. Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости // Сборник «Труд и занятость в России». - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2007.
74. Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и уровню образования в 2006 г.// Сборник «Труд и занятость в России». - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2007.
75. Распределение численности безработных по возрастным группам и уровню образования в 2006 г. // Сборник «Труд и занятость в России». - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2007.
76. Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и уровню образования // Сборник «Труд и занятость в России». - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2007.
77. Россиян с начала этого года стало на 0,14% стало меньше // Институт демографических исследований, 21.10.2007 г.: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=917
78. Уровень жизни и доходы населения: Просроченная задолженность по заработной плате на 1 декабря 2007 г. // Официальный сервер Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/bgd/free/B07_00/IssWWW.exe/Stg/d110/06-0.htm
79. Уровень безработицы в России сократился // Информационный портал «Вести», 05.12.2007: http://www.vesti.ru/section.html?date=05.12.2007&cid=6&p=2
80. Численность професорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях // Сборник «Образование в России». - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2007.
81. Численность населения с денежным доходами ниже величины прожиточного минимума. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения // Российский статистический сборник – М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2007.
3,000 руб.