Таким образом, на основании вышеизложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы.
Наибольшего успеха в области защиты прав и свобод человека добились европейские региональные организации. Старейшая межправительственная европейская организация – Совет Европы – была создана в 1949 г. Ее целью является распространение демократии, сближение всех народов Европы, защита прав человека, сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды. С самого начала деятельности Совета Европы принцип уважения прав человека стал одним из главных направлений деятельности этой организации. Согласно Уставу Совета Европы свобода личности, политическая свобода и верховенство права, которым привержены государства-члены, лежат в основе “любой истинной демократии”.
Права человека и основные свободы в рамках Совета Европы закрепляются в международных договорах (конвенциях и хартиях) и дополнительных протоколах к ним. Крупнейшими из этих документов являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (вступила в силу в 1953 г., в дополнение к Конвенции принято 11 протоколов по разным направлениям сотрудничества) и Европейская социальная хартия 1961 г. (вступила в силу в 1965 г.). В данных договорах дается перечень прав, осуществление которых должно гарантироваться каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств-членов. Они также устанавливают европейские процедуры надзора и гарантий за соблюдением положений данных договоров.
В дополнение к указанным документам Комитет Министров и Парламентская Ассамблея Совета Европы разработали и разрабатывают другие соглашения и рекомендации по вопросам прав человека, оказывающие значительное влияние на политику государств-членов в данной области.
Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г. оценивается как одно из огромнейших достижений Совета Европы. Она представляет собой фундаментальную основу всего комплекса международно-правового регулирования в сфере прав и свобод человека, его законных интересов и нужд. Совет Европы обеспечивает высокие стандарты защиты прав человека в государствах-членах путем использования Конвенции о защите прав и основных свобод человека.
Конвенция и Протоколы к ней по своей юридической природе являются обязательным международно-правовым договором, внедрившим систему надгосударственного контроля за соблюдением прав человека на внутригосударственном уровне. Права и свободы, предусмотренные Конвенцией и Протоколами к ней, охватывают важнейшие стороны жизни человека и имеют гражданскую, политическую, экономическую и социальную направленность. Основные из них – право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободное передвижение, свобода мысли и слова, свобода совести, религии, выражения взглядов, право на мирные собрания, право на объединения и ассоциации, право на создание семьи, уважение личной и семейной жизни, право на справедливое судебное рассмотрение, мирное владение имуществом, запрет дискриминации, пыток, рабства и принудительного труда, недопустимость наказания без закона. Вместе с тем Конвенция устанавливает, что с целью защиты интересов государства, национальной безопасности, экономического благополучия, здоровья и морали общества, прав и свобод других людей или предупреждения преступлений или бунта, государства-участники могут ограничивать права человека, провозглашенные Конвенцией. Но это право государств не является абсолютным, ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены обязательства государства уважать право человека на жизнь, обязательства о запрете пыток, рабства, недопустимости обратного действия закона.
Ключевая роль в обеспечении четкого и действенного контроля над реализацией государствами-участниками положений Конвенции принадлежит Европейскому Суду по правам человека. Именно этот судебный институт является контрольным механизмом, заложенным Конвенцией, обеспечивает гарантии прав человека, соблюдение государствами-участниками ее положений, внедрение ее норм и принципов в национальные правовые системы.
Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд по правам человека был создан в 1959 г. как основной элемент контрольного механизма по соблюдению положений Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. Ранее, до вступления в силу Протокола № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах (до 1 ноября 1998 г.), в контрольном механизме по соблюдению положений вышеуказанной Конвенции принимало участие три органа: Европейская комиссия по правам человека, Комитет Министров Совета Европы и Европейский Суд по правам человека. Согласно Протоколу № 11 изменена соответствующая компетенция Комитета Министров Совета Европы, упразднена Европейская комиссия по правам человека, выполнявшая ранее квазисудебные функции, изменен регламент работы Европейского Суда по правам человека. С 3 ноября 1999 г. усовершенствованный Суд начал свою работу.
Европейский Суд по правам человека – это не политический орган, каковыми являются многие из существующих органов по защите прав человека, а орган по разрешению переданных ему споров на основе права.
Под юрисдикцию Европейского Суда по правам человека подпадает юридическая оценка исполнения государствами своих обязательств по Конвенции и Протоколам к ней в случаях, когда Суд рассматривает жалобы, признанные приемлемыми в соответствии с Конвенцией. Поэтому заявление в Суд может быть подано только в отношении действий или бездействия государства (в лице его органов или должностных лиц, которые обязаны обеспечить соблюдение норм Конвенции), а не в отношении каких-либо физических или юридических лиц, которые, возможно, с точки зрения заявителя, не соблюдали положения Конвенции. Соответственно, ответчиком в Европейском Суде по правам человека может быть только государство-участник Конвенции, обвиняемое в нарушении норм самой Конвенции и (или) тех Протоколов к ней, в которых данное государство участвует.
Именно государство-участник в лице его органов и должностных лиц, используя во всей полноте силу государственной власти, обязано обеспечить в пределах своей юрисдикции права и свободы, закрепленные в Конвенции и в Протоколах к ней. Суд относится к этому крайне жестко, что нашло отражение во все более широком обращении к концепции позитивных и негативных обязательств государств.
С точки зрения позитивных обязательств государство должно не только обладать законодательством, в наиболее полной мере обеспечивающим соблюдение прав и свобод, закрепленных в Конвенции, но и принимать все необходимые меры для того, чтобы оно реально действовало, а не оставалось на бумаге. Данное обстоятельство отражено во многих решениях Суда.
Негативные обязательства ставят государства перед необходимостью воздерживаться от любых действий, которые могли бы привести к нарушению прав и свобод. Государство должно исходить из примата провозглашенных прав и свобод: ничто не препятствует в пользовании такими правами и свободами, за исключением ограничений, строго оговоренных в Конвенции и соответствующих ей национальных законах.
Таким образом, Европейский Суд имеет достаточно широкие полномочия в области контроля над соблюдением государствами-участниками Европейской конвенции о правах человека и основных свободах и Протоколах к ней.
Помимо Европейского Суда в рамках Совета Европы внесудебный механизм защиты прав человека реализуют иные органы. В частности, это Генеральный секретарь Совета Европы, в полномочия которого входит контроль за соблюдением государствами-членами Совета Европы прав и свобод, обозначенных в Европейской Конвенции путем запроса и рассмотрения докладов государств о состоянии прав человека. Европейская Комиссия по правам человека рассматривала петиции и жалобы государств и частных лиц по нарушению прав и свобод человека в конкретных случаях в предварительном порядке и предпринимала меры для дружественного урегулирования конфликта. Надзор за надлежащим исполнением решений Европейского Суда государствами, в отношении которых приняты решения, осуществляет Комитет Министров Совета Европы. С 1999 г. в Совете Европы введен пост Комиссара по правам человека, который осуществляет реализацию концепции прав человека и обеспечение эффективного уважения и полного соблюдения этих прав в государствах-членах Совета Европы путем проведения инспекций в целях контроля за полным выполнением прав человека, как они зафиксированы в различных правовых документах Совета Европы и представлением в Кабинет Министров отчетов о состоянии соблюдения прав человека в государствах. Таким образом, Совет Европы играет значительную роль по обеспечению прав человека в мире и организовал наиболее эффективный механизм защиты прав и свобод человека в настоящее время.
3,000 руб.
Международные правовые акты
1. "Всеобщая Декларация прав человека" (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 460 - 464.
2. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3. "Генеральное Соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы" (ETS N 2) [рус., англ.] (Заключено в г. Париже 02.09.1949) // Собрание законодательства РФ. 24 марта 1997 г. N 12. Ст. 1391.
4. "Договор об учреждении Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС)" (Подписан в г. Париже 18.04.1951) (с изм. и доп. на февраль 1986 г.) // Договоры, учреждающие европейские сообщества.- М.: Право, 1994. С. 19 - 94.
5. "Европейская социальная хартия" (ETS N 35) (Принята в г. Турине 18.10.1961) // Гомьен Д., Зваак Л., Харрис Д. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. Перевод с английского / Науч. ред.: Архипова Л.Б. - М.: Изд-во МНИМП, 1998. С. 489-535.
6. "Европейский кодекс социального обеспечения" (ETS N 48) (Принят в г. Страсбурге 16.04.1964) // Социальные права человека. Документы и материалы Совета Европы. Ч. 2 / Сост.: Ткач М.А. - М.: Соц. защита, 1996. С. 9-58.
7. "Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации" (Принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 72 - 84.
8. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
9. Международный Пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
10. "Американская Конвенция о правах человека" (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 867 - 886.
11. "Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него" (Заключена 30.11.1973) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 84 - 90.
12. "Африканская Хартия прав человека и народов" (Принята в г. Найроби 26.06.1981) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 887 - 899.
13. "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" (Заключена 10.12.1984) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 38 - 50.
14. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
15. "Договор о Европейском Союзе" (Вместе с <Протоколами>, "Соглашением о социальной политике...", "Заключительным Актом", <Декларациями>) (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) // Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе.- М.: Право, 1994. С. 45 - 246.
16. "Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств" (ETS N 148) [рус., англ.] (Принята в г. Страсбурге 05.11.1992) // Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов / Сост.: Берестнев Ю.Ю. (Предисл.), Глушко Е.К., Исаева Е.Е.; Отв. ред.: Брычева Л.И. - М.: Юрид. лит., 2000. С. 93-105.
17. "Венская Декларация" (Вместе с "Декларацией и Планом действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью") (Принята в г. Вене 09.10.1993) // Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий, июнь 1993 года: С Выступлением Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Бутроса Бутроса Гали на открытии конференции - Нью-Йорк: Изд-во ООН, 1995. С. 25-48.
18. "Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств" (ETS N 157) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 01.02.1995) // Собрание законодательства РФ. 15 марта 1999 г. N 11. Ст. 1256.
19. "Конгресс местных и региональных властей Европы" (Страсбург, март 1995 года) // Право Совета Европы и Россия. Сборник документов и материалов / Отв. за вып.: Скворцов И.П. - Краснодар, 1996. С. 298-301.
20. "Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине" (ETS N 164) (Заключена в г. Овьедо 04.04.1997) // Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов / Сост.: Берестнев Ю.Ю. (Предисл.), Глушко Е.К., Исаева Е.Е.; Отв. ред.: Брычева Л.И. - М.: Юрид. лит., 2000. С. 186-195.
21. Конституция Европейского Союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием) / Отв. ред.: Кашкин С.Ю.; Пер.: Четвериков А.О. - М.: Инфра-М, 2005. - 622 c.
22. "Второй Протокол к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы. Положения, касающиеся членов Европейской Комиссии по правам человека" (ETS N 22) [рус., англ.] (Подписан в г. Париже 15.12.1956) // Собрание законодательства РФ. 24 марта 1997 г. N 12. Ст. 1391.
23. Протокол N 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ETS N 114) [рус., англ.] (Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 130 - 132.
24. "Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3835.
25. "Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" (подписан в г. Страсбурге 11.05.1994) // "Собрание законодательства РФ", 02.11.1998, N 44, ст. 5400.
26. "Дополнительный Протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ" (ETS N 168) [рус., англ.] (Подписан в г. Париже 12.01.1998) // Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 751 - 752.
27. "Устав Организации Объединенных Наций" (Вместе с "Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи") (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (Правила с изм. и доп. от 31.12.1978) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 1 - 2, 227 - 237, 401 - 404.
28. "Устав Совета Европы" (ETS N 1) [рус., англ.] (Принят в г. Лондоне 05.05.1949) // Собрание законодательства РФ. 24 марта 1997 г. N 12. Ст. 1390.
29. "Правила процедуры Парламентской Ассамблеи Совета Европы" // Правила процедуры Парламентской Ассамблеи Совета Европы.- М.: Центр информации и документации Совета Европы, 1994.
30. Регламент (правила процедуры) Европейского Суда по правам человека [рус., англ.] (Вместе с Приложением к Регламенту о проведении следственных действий, Практическими инструкциями о запросе об обеспечительных судебных мерах, о возбуждении дела, о состязательных документах) (Регламент принят в г. Страсбурге 04.11.1998) (Приложение к Регламенту внесено 07.07.2003) (Практическая инструкция о запросе составлена 05.03.2003) (Практические инструкции о возбуждении дела и состязательных документах составлены 01.11.2003) (с изм. и доп. от 07.11.2005) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N 4. С. 74 - 119.
31. Резолюция 1055 (1995) по заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне, Страсбург, 2 февраля 1995 года // Правозащитник. № 2. 1995. С. 22-23.
32. Заключение № 193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы // Российская юстиция. № 4. 1996. С. 5-7.
33. Резолюция [(99)50] Комитета министров Совета Европы "О Комиссаре Совета Европы по правам человека" (Принята в г. Будапеште 06.05.1999 - 07.05.1999 на 104-ой сессии Комитета министров Совета Европы) // Дипломатический вестник. 1999. N 6. С. 42 - 44.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
34. Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" (принят ГД ФС РФ 20.02.1998) // "Собрание законодательства РФ", 06.04.1998, N 14, ст. 1514.
35. Федеральный закон от 18.06.1998 N 84-ФЗ "О ратификации Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств" (принят ГД ФС РФ 05.06.1998) // "Собрание законодательства РФ", N 25, 22.06.1998, ст. 2833.
Материалы судебной практики
36. Постановление Европейского суда по правам человека от 18.12.1996 "Лоизиду (Loizidou) против Турции" [рус. (извлечение), англ.] // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2.- М.: Норма, 2000. С. 362 - 390.
37. Решение Европейского суда по правам человека от 22.06.1999 "По вопросу приемлемости жалобы N 47033/99, поданной Людмилой Францевной Тумилович против Российской Федерации" [рус., англ.] // Журнал российского права. 2000. N 9. С. 58 - 61.
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П "По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного Общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и Религиозного Объединения "Христианская Церковь Прославления" // "Собрание законодательства РФ", 20.12.1999, N 51, ст. 6363.
39. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2000, N 27, ст. 2882.
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой компании "TIMBER HOLDINGS INTERNATIONAL LIMITED" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.2000, N 21, ст. 2258.
41. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 2003.
42. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 2, 2004.
43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 4, 2005.
44. Информационное Письмо ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие" // "Вестник ВАС РФ", N 2, 2000.
Научные и авторские работы, монографии, диссертации
45. Антропов Р.А. Роль Европейского Суда в процессе рассмотрения жалоб о нарушении основных прав и свобод человека. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. - М., 2002. - 144 c.
46. Бороздина Я.А. Совет Европы: правовые основы деятельности и механизм защиты основных прав и свобод человека. Учебное пособие. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - 28 c.
47. Лукьянцев Г.Е. Региональная система защиты прав человека в рамках Совета Европы (на примере Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. - М., 1997. - 190 c
48. Лукьянцев Г.Е. Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод / Редкол.: Даниэль А.Ю., Еремина Л.С., Жемкова Е.Б., Касаткина Т.И., Кораллов М.М., Охотин Н.Г., Рачинский Я.З., Рогинский А.Б. - М.: Звенья, 2000. - 279 c.
49. Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов / Под общ. ред.: Москаленко К.А.. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Центр содействия международной защите, 2004. - 287 c.
50. Самович Ю.В. Международный механизм защиты прав и свобод человека: универсальный и европейский аспекты. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10. - Екатеринбург, 1999. - 217 c.
51. Туманов В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. - М.: Норма, 2001. - 304 c.
52. Фетюхин М.И. Поколения прав человека и механизм их защиты. Учебное пособие. - Волгоград: НП ИПД "Авторское перо", 2004. - 144 c.
53. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. - 296 c.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
54. Абрамов П.В. Соотношение международных и европейских механизмов защиты прав человека // VII Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области: Права человека. Волгоград, 13 - 15 ноября 2002 г.: Тезисы докладов. Вып. 2. – Волгоград: ВА МВД России, 2003. С. 8-9.
55. Алисиевич Е. Сроки подачи жалоб в Европейский Суд по правам человека // Корпоративный юрист. № 5. 2006. С. 52-53.
56. Антонович Е.К. Отдельные аспекты приемлемости жалоб, поступающих в Европейский Суд по правам человека // Российский следователь. № 6. 2008. С. 10-14.
57. Афанасьев Д.В. Злоупотребления заявителей как основание для отклонения жалобы Европейским судом по правам человека // Закон: Апрель. № 4. 2008. С. 212-218.
58. Богатырев А.Г., Микуленко А.Б. Международное гуманитарное право и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения или наказания // Российский следователь. № 2. 2000. С. 49-51.
59. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. № 6 (39). 2007. С. 10-12.
60. Гасанов К.К. Международный контроль за соблюдением государствами прав человека // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 1. 2004. С. 441-447.
61. Глотов С. А. Совет Европы и Россия: союз состоялся // Право Совета Европы и Россия. Сборник документов и материалов / Отв. за вып.: Скворцов И.П. - Краснодар, 1996. С. 5-26.
62. Глухарева Л.И. Понятие прав человека: теоретико-правовое и социогуманитарное определение // Представительная власть - 21 век: законодательство, комментарии, проблемы. № 4. 2004. С. 17-21.
63. Захаров Т.В. Государство как субъект международной защиты прав человека // Международно-правовые способы защиты прав человека: Права человека: сферы реализации. Сборник научных статей. Вып. 3. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С. 126-146.
64. Зуев В., Шабанова З. Национальные и международные механизмы защиты прав человека // Закон. № 11. 2002. С. 41-42.
65. Карташкин В.А. Права человека в XXI веке // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире. Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2000 г. – М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 87-92.
66. Квитко Н. Особенности содержания и формы индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. № 90. 2005. С. 59-88.
67. Коротеев К.Н. Исчерпание средств правовой защиты как критерий приемлемости жалобы в Европейский суд по правам человека и российская правовая система // Адвокат. № 5. 2004. С. 6-10.
68. Коротеев К. Процедура рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека // Вестник публичного права. № 11. 2005. С. 8-12.
69. Костылева Е.Д. Понятие, виды и источники европейских международно-правовых стандартов в области прав человека // Право и государство: теория и практика. № 7. 2007. С. 24-28.
70. Кристос Л. Розакис. Роль Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в развитии европейского права // Единое правовое пространство Европы и практика конституционного правосудия. Сборник докладов. – М.: Ин-т права и публичной политики, 2007. С. 14-20.
71. Кузнецов С. Институциональная структура и источники права Совета Европы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - М.: Изд-во Ин-та права и публичной политики, 2002, № 1. С. 48-55.
72. Левицкий Т.И. Внутриорганизационный механизм Совета Европы // Вестник Московского университета. № 1. 2003. С. 64-70.
73. Луковская Д.И. Классификация прав и свобод человека и гражданина // История государства и права. № 15. 2007. С. 2-4.
74. Лукьянцев Г.Е. О деятельности Европейской Комиссии по правам человека в контексте международного контроля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. № 1 (19). 2006. С. 105-117.
75. Лях С.М. Универсальность основных прав и свобод человека // Изменяющаяся правовая система России в условиях современного социально-экономического развития. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2006. С. 48-50.
76. Миронов А.В. Проблемы установления стандартов оценочных понятий при толковании социальных прав // Академический юридический журнал. № 2. 2003. С. 18-23.
77. Сандберг Ф. Совет Европы: новые правила Комитета министров, регламентирующие порядок осуществления надзора за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека // Права человека. Практика Европейского Суда по правам человека. № 6. 2006. С. 19-21.
78. Станских С.Н. Парламентская Ассамблея Совета Европы о принципе разделения властей в XXI веке // Конституционное и муниципальное право. № 1. 2005. С. 47-48.
79. Станских С. Россия и конгресс местных и региональных властей Совета Европы: опыт взаимодействия // Сравнительное конституционное обозрение. № 2 (51). 2005. С. 82-90.
80. Султанов А.Р. Влияние на право России Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентов Европейского Суда по правам человека // Журнал российского права. № 12. 2007. С. 85-92.
81. Суслова А.Н. Понятие и признаки европейских стандартов в области прав человека и европейских стандартов в области правосудия // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. № 1 (6). 2008. С. 186-193.
82. Ткач Е.П. Критерии приемлемости жалобы гражданина в Европейский Суд по правам человека // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 2. 2007. С. 20-21.
83. Чертов А.А. История учреждения Европейского Суда по правам человека // Российское законодательство в современных условиях. Материалы V ежегодной научно-практической конференции (5 октября 2007г., г.Брянск). – Брянск: РИО БГУ, 2007. С. 226-235.
84. Чуркина Л.М. Контроль как условие эффективного исполнения постановлений Европейского суда по правам человека // Право и политика. № 9. 2007. С. 30-35.
85. Юрицин А.Е. Всеобщая декларация прав человека 1948 года как международный стандарт прав человека // Научный вестник Омского юридического института МВД России. № 1. 1999. С. 4-5.
3,000 руб.