Проводимые в стране мероприятия по охране здоровья населения, обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и защиты прав потребителей осуществляются в соответствии с Федеральными законами «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» и «О защите прав потребителей» .
Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни людей и преодоления демографического спада в стране. Эффективным механизмом реализации этой задачи являются приоритетные национальные проекты и, прежде всего, национальный проект в сфере здравоохранения.
Важную роль в деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения играет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Административная реформа повлекла за собой организационную перестройку системы государственного санитарно – эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей. Расширились функции вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, создана новая структура органов и учреждений. Современные условия требуют совершенствования существующих, разработки и внедрения новых правовых, экономических и организационных подходов, включая оптимизацию структуры и кадрового состава органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Необходимо повышение эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, том числе при помощи бюджетирования, ориентированного на результат с целью создания условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии в приоритетами государственной политики.
Разработанные и реализованные ранее мероприятия, предусмотренные концепциями развития государственной санитарно-эпидемиологической службы позволили не только оптимизировать организационное построение системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но и обеспечить улучшение ряда показателей, характеризующих санитарно – эпидемиологическую обстановку в стране.
Основным рычагом реального влияния на уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения является государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей.
Анализ основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, показал некоторое их улучшение. Улучшилось санитарное состояние объектов водоснабжения, что положительно сказалось на качестве воды, подаваемой населению. Удельный вес проб с превышением предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе снизился в 37 субъектах Российской Федерации. Наблюдается тенденция снижения уровня профессиональной заболеваемости.
Однако, несмотря на проведенную работу, санитарно – эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития требуют совершенствования форм и методов работы, обеспечения более эффективной деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Целью настоящего исследования является изучение административно-правового статуса и организационно-правовой деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы в России.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие «система органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор», проанализировать административно-правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рассмотреть ее организационную структуру;
- исследовать выполняемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в настоящее время функции и полномочия по административному контролю и надзору;
- рассмотреть особенности административных правонарушений, совершаемых в исследуемой сфере, и сформулировать понятие административной ответственности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
750 руб.
Введение 3
1. Административно-правовое положение и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации 6
2. Полномочия санитарно-эпидемиологической службы по надзору за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения 11
3. Особенности административной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
750 руб.
На основании вышеизложенного в работе можно сделать следующие выводы:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства по антимонопольной политике РФ. Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями.
Административный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой систему мер по предупреждению, обнаружению, выявлению и ликвидации вредного влияния среды обитания человека на его здоровье, которая осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами, с использованием специальных методов, а также юридических процедур.
Под административной ответственностью за правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и права потребителей, как разновидностью юридической ответственности, понимается обособленный вид юридической ответственности, выражающийся в урегулированном нормами административного права применении в особой процессуальной форме специально уполномоченными государством органами исполнительной власти или их должностными лицами административных наказаний к гражданам, должностным и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения в сферах санитарно-эпидемиологического благополучия человека, обеспечения рыночных потребительских правил и потребительских прав граждан, и обязанным понести не только кару, но и претерпеть неблагоприятные для себя последствия, а также выполнить те обязанности, за невыполнение которых привлечены к этой правовой ответственности.
Главными направлениями деятельности санитарно-эпидемиологической службы на современном этапе следует считать: 1. Обеспечение стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации; 2. Расширение и углубление социально-гигиенических исследований по изучению состояния здоровья обслуживаемого населения, влияния на него складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки с целью анализа и разработки комплекса оздоровительных профилактических мер; 3. В условиях реализации Федерального закона № 134-ФЗ от 08.08.2001 г «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» добиться повышения качества и эффективности госсанэпиднадзора.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 08.11.2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.10.2007) "О защите прав потребителей" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140.
3. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 18.07.2008) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (принят ГД ФС РФ 14.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3436.
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 07.10.2008) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
6. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 (ред. от 28.08.2008) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // "Собрание законодательства РФ", 12.04.2004, N 15, ст. 1446.
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2899.
8. Концепция развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 2003 - 2007 годы (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 декабря 2002 г.) // http://www.pravoteka.ru/pst/51/25324.html
9. Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 годы и на период до 2010 года годы (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12 января 2007 г.) // http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/other/756/
10. Государственный доклад от 18.11.2008 г. «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2007 году» // http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/doclad/
11. Постановление Правительства Москвы от 11.05.2004 N 289-ПП "О целевой среднесрочной программе "Повышение экологической и эпидемиологической безопасности на городских объектах и в местах массового скопления людей на основе современных ультрафиолетовых технологий обеззараживания воды и воздуха (2005-2007 гг.)" // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, 31.05.2004.
12. Распоряжение территориального управления Петродворцового административного района Санкт-Петербурга от 20.02.2002 N 75 "О целевой программе по охране здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения района на 2002-2006 гг." // "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N 13, 08.04.2002.
Специальная научная и учебная литература
13. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник, 3-е изд. – М.: Эксмо, 2007. – 796 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
14. Беляев В.П. Административный надзор (или все же контроль?) // Научные труды кафедры. № 2. 2007. С. 28-36.
15. Воробьева Е.В. Административный надзор: понятие, соотношение административного надзора и контроля // Право в постсоветском пространстве: проблемы единства и дифференциации. Материалы международной научно-практической конференции, Иваново, 2 ноября 2004 г.. – Иваново: Изд-во Иван. ун-та, 2005. С. 202-206.
16. Стефанивская О.А. Особенности административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Полицейское право. Научно-практический журнал. № 1 (11). 2008. С. 91-93.
17. Филатова А.В. Проблемы регламентации административных процедур государственного контроля (надзора) // Административное и муниципальное право. № 4. 2008. С. 42-45.
750 руб.