Последние изменения структуры исполнительной власти выявили необходимость определения понятия таможенных органов. В результате проведения в России административной реформы таможенные органы на некоторое время были лишены самостоятельности и включены в ведение Министерства экономического развития и торговли РФ, вероятно, по причине того, что основной целью таможенных органов является содействие развитию внешней торговли. Фактический контроль за деятельностью таможенных органов осуществляло также Министерство финансов РФ, что приводило к появлению в литературе мнения о подчинении таможенных органов сразу двум министерствам.
Изменение правового статуса таможенной службы в структуре исполнительной власти Российской Федерации, преобразование Государственного таможенного комитета в Федеральную таможенную службу, отнесение ее подведомственности к Правительству Российской Федерации, усиливающаяся международная интеграция, необходимость участия России во Всемирной торговой организации и других межгосударственных и межнациональных союзах и ассоциациях, все эти факторы неизбежно приводят к существенным изменениям методов «работы на границе».
Целью настоящей работы является определение основ правового положения Федеральной таможенной службы и ее административно-правового статуса.
Задачи работы:
1) Изучить историко-теоретические аспекты возникновения таможенной службы.
2) Определить современные задачи таможенной службы и современные условия прохождения таможенной службы.
3) Выявить основные направления совершенствования Федеральной таможенной службы.
1,200 руб.
Заключение
Таким образом, таможенный орган следует определить как орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Единая иерархическая система таможенных органов включает в себя Федеральную таможенную службу РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. В настоящее время таможенные органы выведены из ведения Министерства экономического развития и торговли и подчиняются непосредственно Правительству РФ.
Институт таможенной службы в России к рубежу XIX-XX вв. организационно сформировался и получил надлежащее закрепление в специальном законодательстве, имеющем кодифицированный характер. Историко-правовой анализ правовых норм, которые регламентируют институт таможенной службы, позволил сделать вывод о частичной преемственности и существенной практической значимости накопленного отечественного исторического опыта для успешного проведения реформы таможенной службы в современных условиях.
Специфика таможенной службы предопределяет ее особый правовой статус. Поэтому ее анализ необходимо проводить одновременно в двух плоскостях: таможенная служба – как система государственных органов, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства на территории Российской Федерации и осуществляющих государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации – с одной стороны, а с другой, таможенная служба – как система норм, регламентирующих прохождение федеральной государственной службы на государственных должностях в таможенных органах и нормативно закрепляющих круг прав и обязанностей таможенных служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, и должностных лиц, осуществляющих полномочия по реализации правоохранительных функций.
Институт таможенной службы, являясь частью института государственной службы, обладает специфическими признаками, предопределяющими его сущность, основным из которых является совмещение черт государственной гражданской и государственной правоохранительной службы. Кадровый состав служащих таможенных органов неоднороден по своей правовой природе и разделен на сотрудников таможенных органов и государственных гражданских служащих, проходящих службу в таможенных органах, в связи с чем перечень нормативных актов, регламентирующих деятельность таможенных служащих объединяет нормы законодательства о гражданской службе и нормы законодательства, регулирующего правоохранительную составляющую таможенной службы с особенностями, обусловленными предметом деятельности ФТС России.
Одним из направлений по совершенствованию административно-правового статуса таможенных органов является создание в Российской Федерации структуры таможенных органов, аналогичной структурам таможенных служб стран Европы. Немаловажное значение в работе по вступлению России в ВТО отведено гармонизации международных таможенных процедур, что предопределило качественный пересмотр норм Российского законодательства в таможенной сфере. В этой связи, необходимо наращивать темпы имплементации международных правовых норм, что в конечном итоге упрощает присоединение России к ВТО, и сделает этот шаг логичным продолжением реформирования таможенного законодательства.
Анализ действующего законодательства, регламентирующего правовой статус Федеральной таможенной службы России и её функций в реализации внешнеэкономической политики государства, позволил предложить в качестве оптимизации системы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела, создание Федерального таможенного агентства, посредством перераспределения функций не относящихся к контрольным, и связанных с оказанием государственных услуг от ФТС России к вновь созданному агентству. Такая модель могла бы упростить в дальнейшем административный контроль в области таможенного дела, как в случае реализации контрольных функций самой ФТС России, так и в случае передачи данных функций в МВД России, либо вновь созданному федеральному органу, осуществляющему контроль за соблюдением административного законодательства.
1,200 руб.
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. от 24.11.2008г.) // СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2066.
2. Федеральный закон от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (в ред. от 26.06.2008г.) // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2711.
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007г.) // СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. от 26.06.2008г.) // СЗ РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3586.
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» (в ред. от 29.03.2008г.) // СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
6. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 07.10.2008г.) // СЗ РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
7. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 // СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742.
8. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 «Вопросы Федеральной таможенной службы» (в ред. от 30.04.2008г.) // СЗ РФ, 30.08.2004, N 35, ст. 3637.
9. Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утв. Приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2005 г. N 260 // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 51.
10. Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации, утв. Приказом ФТС РФ от 8 сентября 2006 г. N 858 // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 44.
11. Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утв. Приказом ГТК РФ от 29 октября 2003 г. N 1215 // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 4.
12. Антропова М.А. Таможенная служба как специальный вид Федеральной государственной службы и система принципов ее функционирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. № 1 (4). – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2008.
13. Бакаева О.Ю. Таможенное право России. – М.: Юристъ, 2007.
14. Безверхий П. Правовой статус Федеральной таможенной службы и ее место в организации исполнительной власти в России // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. № 95, 2006.
15. Безверхий П. Основные исторические этапы развития таможенных органов России // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. № 95, 2006.
16. Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник. – М.: Велби, 2009.
17. Варфоломеева Ю.А., Емельянов А.С., Козырин А.Н. Толковый словарь таможенного права. – М.: Городец, 2006.
18. Гавриков И.В. Таможенная служба как вид государственной службы // Проблемы теории и юридической практики в России. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та., 2008. С. 53-60.
19. Жигалина О.С. Правовое обеспечение деятельности российских таможенных органов в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации // Современное право. № 12, 2006.
20. Завражных М.Л. Таможенное право России. – М.: Омега, 2007.
21. Истомин С.И. Таможенное право России. – М.: Софт Издат, 2005.
22. Кальницкая А.В. Становление и развитие понятия таможенного дела в российском законодательстве // Научный вестник Омской академии МВД России. № 2 (26), 2007.
23. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие. М., 1995.
24. Манойлов С.В., Самойлова Н.Н. Федеральная таможенная служба России на рубеже веков: сравнительный анализ основных функций и полномочий // Труды Псковского филиала Московского открытого социального университета. Вып. 2. – Псков: ПОИПКРО, 2006.
25. Марченко Р.А. Становление и развитие основных элементов административно-правового режима обеспечения таможенного дела (историко-правовой аспект) // История государства и права. № 3, 2007.
26. Милюков А.М. Экономическая функция российского государства и роль таможенных органов в ее реализации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006.
27. Минаев М.Ю. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. – М.: Изд-во МГОУ, 2006.
28. Музылев А.К. Новый этап развития таможенной службы России // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2006. № 1 (25). – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2006.
29. Новицкая Т.Е. Финансовое законодательство и налоговая политика России в XVIII веке // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2003. N 5.
30. Ноздрачев А.Ф. Таможенная служба // Законодательство и экономика. № 7, 2006.
31. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. М., 2005.
32. Рассолов М.М. Таможенное право. Учебник. – М.: Юнити, 2007.
33. Рик Т. Новеллы правового статуса Федеральной таможенной службы // Коллегия. Российский правовой журнал. № 6, 2006.
34. Рик Т. Положение о Федеральной таможенной службе: вопросы остаются // Коллегия. Российский правовой журнал. № 9, 2006.
35. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.
36. Трошкина Т.Н., Ялбуганов А.А. Развитие организационно-правовых форм таможенно-тарифного регулирования в дореволюционной России // 35 лет Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и ее роль в развитии юридического образования. – М.: РПА МЮ РФ, 2005.
37. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Проблемы реформирования таможенной службы Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки и практики. – Саранск: Ковылк. тип., 2006.
38. Филиппенко С.В. Совершенствование организационной структуры Федеральной таможенной службы России // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2006. № 2 (26), 2006.
39. Халипов С.В. Таможенное право. Учебник. – М.: Высшее образование, 2009.
40. Юн Э.И. Из истории становления и развития оперативно-розыскного дела в российских таможенных органах // История государства и права. № 22, 2007.
1,200 руб.