Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике трудно переоценить. В развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта, в нем сосредоточено значительное число рабочих мест. В целом можно заключить, что малое и среднее предпринимательство (МСП) является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития.
В Российской Федерации в последние годы предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг., одобренной в начале этого года правительством Российской Федерации и Государственной Думой. В развитие принятых решений МАП России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в этой области, разработал ряд законопроектов, внес предложения в правительство Российской Федерации по изменениям в действующее законодательство и по созданию институциональных структур для поддержки малого предпринимательства.
Тем не менее, малое предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.
Одним из необходимых условий выработки верной стратегии и тактики в развитии МСП является изучение и анализ развития этого направления отечественной экономики.
1,200 руб.
Введение 3
1. Развитие предпринимательства в дореволюционной России.
Частная инициатива в советской экономической политике в 50-60
годы ХХ века 4
2. Отношение к частной экономической инициативе в период
хрущевской «оттепели». Планы реформ Косыгина 9
3. Перестройка и частное предпринимательства.
Кооперативное движение 12
Заключение 21
Список использованной литературы 25
1,200 руб.
Одним из непременных условий успешного развития частного сектора в Российской Федерации является правильная и эффективная институционализация политики по отношению к МСП. Ключевыми задачами государства здесь являются устранение препятствий на пути создания предприятий на федеральном, региональном и местном уровне, создание обстановки, способствующей развитию частного сектора и содействие развитию соответствующих рыночных институтов. Эффективная институционализация политики по отношению к МСП включает в себя различные формы партнерства между федеральной и региональной властью, так же как между правительством на различном уровне и органами частного сектора. Ключевой фактор в этом отношении - создание механизмов эффективного диалога между государством и представителями МСП. Принцип партнерства также применяется к отношениям между государством и донорскими организациями, которые могут обеспечить необходимую техническую поддержку, направленную на разработку соответствующих институциональных мероприятий для развития МСП в Российской Федерации.
Другим ключевым требованием для успешного развития сектора МСП в России является стабильная и хорошо действующая налоговая система. Действующая система слишком сложна, она включает в себя слишком много налогов и органов, что просто поощряет предпринимателей скрывать свои реальные доходы, что снижает доход государства и насаждает культуру нелегальности. Более того, в ситуации, когда предпринимателям часто трудно подсчитать их налоговые обязательства, а будущие налоговые обязательства еще более неопределенны, предприятиям становится трудно планировать, а малые предприятия часто несут ненужные дополнительные расходы в виде оплаты консультационных услуг для того, чтобы действовать в рамках закона. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.
Улучшение нормативной базы и верховенство закона – это еще один приоритетный фактор, влияющий на развитие сектора МСП. Более того, в условиях нехватки ресурсов повышение исполняемости законов может оказаться очень выгодной стратегией для стимулирования и поддержки предпринимательства. Нужно уменьшить бюрократию в таких областях как процедура регистрации предприятий, лицензирование и выделение помещений. Суммарная плата, в виде денег и времени, за то, чтобы удовлетворить различным бюрократическим требованиям, значительна для малых предприятий, и это сокращает ресурсы, которые могли бы быть направлены на достижение более продуктивных и выгодных целей. Нормативно-правовая реформа и сокращение бюрократии также являются необходимыми условиями для сокращения размера неформальной и теневой экономики в России. Однако, установление верховенства закона – это больше, чем просто принятие законодательства, принятые законы нужно убежденно проводить в жизнь. В этом отношении очень важно предпринимать активные действия для проведения анти-коррупционных мер на всех уровнях.
Финансы – это ключевой фактор начала и развития любого бизнеса, и недостаток финансов представляет собой одну из основных трудностей, с которыми сталкиваются российские предприниматели. Главным приоритетом в этом отношении является развитие рынка для финансирования МСП путем повышения привлекательности МСП для инвесторов. В то же время необходимо обратить внимание на нехватку рыночного опыта со стороны предпринимателей, недостаточность знаний в области менеджмента и современных методов управления финансами. Государственная финансовая поддержка должна использоваться только там, где наблюдается несостоятельность рынка, и в соответствии с определенными условиями, которые, как показывает предыдущий российский опыт, должны включать: ясные постановления и правила, четкие цели по отношению к обозначенным целевым группам, четко очерченные критерии выбора и ясные условия займов. Приоритетной является координация государственных фондов для поддержки МСП, между различными органами и уровнями правительства, с целью их максимально успешного использования.
Большое влияние на устойчивое развитие сектора МСП в России оказывает создание инфраструктуры поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса. Это еще одна область, где государство должно работать в тесном контакте с частным сектором, выступая в качестве катализатора и координатора; при этом предоставление услуг должно обеспечиваться частным сектором. Бизнес инкубаторы играют особую роль, предлагая механизм, с помощью которого предприниматели, выдвигающие новаторские деловые идеи, могут получить поддержку, особенно в случае создания предприятия, основанного на новых технологиях. Существует также необходимость создания эффективной и доступной информационной сети, поскольку информация (о потенциальных клиентах, поставщиках и источниках финансирования) является основной потребностью в бизнесе.
Опыт других стран показывает, что политика, основанная только на центральном планировании и внедрении, не эффективна. Более того, размер и структура Российской Федерации усиливает важность сильного регионального и местного измерения для развития и поддержки предприятий. Именно на местном уровне политика близка к реальным нуждам предпринимателей и их предприятий. В контексте усиливающегося участия региональной и муниципальной власти в политике поддержки МСП, необходимо разъяснить соответствующие задачи и ответственность федеральной и региональной власти, улучшить скоординированность федеральных и региональных программ и предпринять шаги, способствующие сотрудничеству, а не конкуренции между регионами. Также необходимо предпринять шаги по уменьшению бюрократии на местном уровне, так как именно там чрезмерная бюрократия имеет самое прямое воздействие на предприятия и эффективный диалог между властями и предпринимателями особенно уместен. И те, и другие должны быть ключевыми элементами в региональной и местной стратегии развития, направленной на поощрение и поддержку предприятий.
1,200 руб.
1. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. 19 декабря 2001г.
2. Бусыгин А.Б. Предпринимательство. - М.: Дело. 1999.
3. Вебер Макс. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики. 1993. №8.
4. Зомбарт Вильгельм. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М.: Наука. 1994.
5. Осунд Андрее. Проблемы развития малых предприятий в России // Политэконом. 1998. № 1.
6. Орлов А.В. О малом бизнесе в России: Учебное пособие. - М.: Международный университет. 2003.
7. Репке Вильгельм. Малое и среднее предприятия в народном хозяйстве // Политэконом. 1998. № 1. Трудный путь крынку: Сб. - М.: Экономика. 1990.
8. Чепуренко Александр, Шереги Ференц. Условия развития малого бизнеса в российских регионах: данные экспертных оценок // Политэконом. 1998. № 1.
9. Шумпетер Иосиф. Теория экономического развития. - М.: Прогресс. 1982.
10. Малый бизнес в России: Аналитический сборник. - М.: КОНСЭКО. 1998.
11. О бизнесе большом и малом: (Интервью А.Агеева с Альфредом Чандлером, профессором Гарвардской школы бизнеса) // Проблемы теории и практики управления. 1990. № 3.
12. Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах: Сб. Москва; Краснодар: Просвещение; Юг. 2001.
1,200 руб.