Введение
Стартовавшие в начале 90-х годов преобразования ныне охватили и социальную сферу. Ее реформирование, конечно, необходимо – хотя бы потому, что сохраняющиеся с советских времен социальные механизмы не соответствуют интенсивно утверждающимся рыночно-капиталистическим отношениям. Однако нельзя не учитывать другой очевидный и стократ акцентированный реальности: реформы в их избранном варианте уже привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Отсюда, понятно, следовало бы извлечь урок и озаботиться тем, чтобы при реформировании собственно социальной сферы не допустить еще более пагубных последствий.
Но, как известно, либеральные реформаторы превратили понятие «реформа» в некий фетиш: все, что под него подводится, оказывается хорошо. Спрашивается, однако, в каком конкретном смысле и для кого конкретно хорошо? Ведь «есть реформы и есть реформы»; реформирование может обеспечивать экономический рост и повышение благосостояния населения, но может приводить к противоположным результатам, как и получилось в России и других экс-советских республиках. Между тем авторы официального курса преобразований, распространяя его на социальную сферу, продолжают повторять застарелый тезис о благодетельности реформ как таковых. Поэтому приходится в очередной раз обращаться к проблеме реальной (а не официально декларируемой) по сути социального реформирования, в том числе к вопросу о степени его фактического соответствия принципам конституционно провозглашенного «социального государства», реализация которых только и способна улучшить жизнь не избранных лишь, а основной массы населения [2, с. 3].
Отсюда следует актуальность данной курсовой работы.
Цель работы: рассмотреть проблемы становления социальной защиты населения в условиях перехода к рынку.
Задачи:
1. Обозначить необходимость и формы государственной социальной политики.
2. Показать обострение проблемы социальной защищенности населения России в условиях перехода к рынку.
3. Рассмотреть систему социальных гарантий и социального обеспечения.
4. Выявить проблемы и перспективы социальной защиты в России.
1,200 руб.
Содержание:
Введение
Глава 1. Социальная сфера рыночной экономики
1.1 Необходимость и формы социальной защиты населения в современной рыночной экономике
1.2 Обострение проблемы социальной защищенности населения России в условиях перехода к рынку
Глава 2. Система социальной защиты населения
2.1 Система социальных гарантий и социального обеспечения в современной российской экономике
2.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в России..
Заключение
Список литературы
1,200 руб.
Заключение
Наследие советского периода, связанное с высокой ролью государства в социальном обеспечении населения, положительный опыт благополучных стран Западной Европы, а также снижение реальных доходов россиян с начала 90-х годов вызвали к жизни другой проект социальных реформ, который можно условно обозначить как проект «социального государства». Однако реформы в России не могли полностью пойти в направлении организации социальной защиты населения по типу социального государства, поскольку такой проект является слишком дорогостоящем для государства.
Если бы реформы были продуманными и комплексированными, то мы, возможно, имели бы некую третью модель реформы в социальной сфере. Однако поскольку последняя не являлась предметом специального интереса ни руководства страны, ни широкой общественности, то реально осуществляемые меры в социальной сфере оказались эклектическим нагромождением разрозненных элементов различных проектов, дополненных к тому же сиюминутными решениями, принимаемыми под воздействием сложившихся в данной сфере чрезвычайных обстоятельств. В итоге многие конкретные решения фактически противоречили первоначально избранным приоритетам и уже принятыми законами. В чем состоят основные противоречия реформ в социальной сфере?
Если бы реформы были продуманными и комплексированными, то мы, возможно, имели бы некую третью модель реформы в социальной сфере. Однако поскольку последняя не являлась предметом специального интереса ни руководства страны, ни широкой общественности, то реально осуществляемые меры в социальной сфере оказались эклектическим нагромождением разрозненных элементов различных проектов, дополненных к тому же сиюминутными решениями, принимаемыми под воздействием сложившихся в данной сфере чрезвычайных обстоятельств. В итоге многие конкретные решения фактически противоречили первоначально избранным приоритетам и уже принятыми законами. В чем состоят основные противоречия реформ в социальной сфере?
За десять лет руководство страны не смогло определиться со стратегией реформы в социальной сфере, что привело к бессистемности осуществления нововведений в области социальной защиты – ответом на предпринимаемые меры стала низкая эффективность государственных вложений в эту область, неэффективность социальной помощи гражданам, нецелесообразное расходование и распыление средств. Стихийный рост неплатежей, бартер, и расширение теневого сектора экономики сужали источник бюджетных поступлений, а с ним и возможности государства по социальной защите граждан. Между тем экономический кризис, спад производства и рост безработицы формировали повышенную потребность общества в социальной помощи.
Многие нововведения в области социальной политики (например, страховая медицина, бюджетное финансирование негосударственных учреждений образования и т.п.) были взяты из опыта экономически развитых стран без учета двух существенных особенностей России: 1)отсутствия средств на полноценное внедрение передовой системы и 2) отсутствия институционального обеспечения, соответствующего гражданскому обществу, - несоответствие по указанным базовым условиям означало, что многие положения закона просто не исполняются, что нередко сводило на нет положительный эффект от всей системы принимаемых нововведений.
Реформы в социальной сфере оказались не сбалансированы с осуществляемой экономической политикой. В результате средства, выделяемые на социальную защиту, далеко не всегда доходили до адресата (например, треть и без того скудного объема средств, направленных на образование в 1994 г., была «съедена» уплатой коммунальных платежей). Принимаемые меры редко оценивались с точки зрения соответствия между потребностью в них и реальной отдачей – отсутствие предварительного анализа эффективности приводит к растрате средств, единственным смыслом которой оказывается пропагандистское значение мероприятий.
Наконец, перемещение ответственности за проведение социальной политики из центра в регионы без достаточной подготовки финансовой и нормативной базы повлекло за собой декларативный характер гарантий в сфере социального обеспечения для большинства населения страны и означало на деле закрепление экономического и социального неравенства граждан, живущих в разных регионах [7, c 453-454].
1,200 руб.
Список литературы:
1.Винслав Ю. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты //Российский экономический журнал. 2002. № 10. c. 3-14.
2.Куликов В. , Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики// Российский экономический журнал. 2005. №1. с.3-18.
3. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райсберга. – М.: ИНФРА-М, 2004. -672с.
4.Кушлин В. И. Траектория экономических трансформаций. –М.: Экономика, 2004.- 310с.
5.Лавриненко В. Н., Пулилова Л.М. Исследование социально-экономических процессов. – М.: Вузовский учебник, 2005. -184с.
6.Мигранова Л., Ольшанская Е. Макроэкономические прогнозы и оценка оплаты труда // Народонаселение. – 2004. - №1. – с. 49-51.
7. Обучение рынку/ Под ред. С. Ю. Глазьева. – М.: Экономика, 2004. -639с.
8.Политика доходов и качество жизни населения/Под ред. Н. А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 653с.
9.Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 1996. -423с.
10.Социально-экономические модели в современном мире и путь России6 В 2-х кн./Под ред. К. И. Микульского. – М.: экономика, 2005.- 911с.
11. Экономическая теория:Учебное пособие/ Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Сокольского –М.: КНОРУС, 2005. -464с.
12. Экономическая теория /Под ред. Проф. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -510с.
1,200 руб.