Введение
Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Таким образом, рост социальной напряженности, изменения во всей социальной структуре общества, потребовали резкого перехода от системы государственного обеспечения здравоохранения, культуры, образования, отдыха к платным услугам, к необходимости самому обеспечить себя, свою жизнь. Все это привело к необходимости создания в России новой системы социальной защиты населения, которая определяется как организация службы личностной помощи людям.
Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.
В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.
Актуализация социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства».
2,500 руб.
1. Конституция РФ от 12.12 1993.
2. Федеральный закон от 2.08.1995г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
3. Федеральный закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ».
4. Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Федеральный закон от 9.01.1997г. №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда».
6. Федеральный закон от 25.09.1997г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».
7. Федеральный закон от 24.10.1997г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».
8. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
9. Федеральный закон от 4.02.1999г. №21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора».
10. . Федеральный закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в РФ».
11. Федеральный закон от 27.05.2000г. №75-ФЗ «О внесении дополнений в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».
12. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4920.
13. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831.
14. Указ Президента РФ от 2.03.1992г. №210 «О системе минимальных потребительских бюджетов».
15. Указ Президента РФ от 2.10.1992г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».
16. Указ Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
17. Указ Президента РФ от 23.06.1996г. «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов».
18. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. №594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ».
19. Постановление Правительства РФ от 4.09.1995г. №883 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты –государственных пособий гражданам, имеющим детей».
20. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. №473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам, государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
21. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. №473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
22. Постановление Правительства РФ от 8.06.1996г. №670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».
23. Постановление Правительства РФ от 24.06.1996г. №739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания».
24. Постановление Правительства РФ от 13.09.1996г. №1092 «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
25. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. №867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
26. Постановление Правительства РФ от 29.09.1999г. №1096 «Об утверждении порядка учета и исчислении величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка».
27. Постановление Правительства РФ от 22.02.2000г. №152 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи».
28. Распоряжение Правительства РФ от 3.07.1996г. №1063-р «Социальные нормативы и нормы».
29. Постановление Минтруда РФ от 08.07.19997г. №36 «Об утверждении примерного положения центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
30. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30.01.1997г. №3 «Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи».
31. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.07.1999г. №32 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «комплексный центр социального обслуживания населения».
32. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.03.2001г. №24 «О внесении изменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом России от 28.047.2000г. №36/34».
33. Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 14.04.1994г. №47 «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социальной помощи семье и детям».
34. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г. №327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»
35. Постановление Главы Администрации Пензенской области от 15.02.1995г. №87 «Об открытии центра реабилитации молодых инвалидов на базе протезно-ортопедического предприятия».
36. Постановление Главы Администрации Пензенской области от 30.03.1998г. №319 «О введении порядка проведения взаимозачетов для погашения задолженности в областном бюджет по налоговым соглашениям предприятий, обеспечивающих учреждения социальной защиты мягким инвентарем, обмундированием, средствами передвижения для инвалидов, бесплатными ортопедическими изделиями и коммунальными услугами».
37. Постановление Губернатора-председателя Правительства Пензенской области от 3.11.1998г. «Об утверждении областной программы социальной защиты населения на 1998-2000гг.».
38. Постановление Главы г. Пензы от 26.03.1998г. №446 «О социальных нормах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности».
39. Постановление Правительства Пензенской области «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Пензенской области» от 24.01.2003 г. № 31-пП // «Пензенские губернские вести», № 2, 23.03.2003г.
40. Постановление Правительства Пензенской области «О программе экономического и социального развития Пензен6ской области на 2003-2008 гг.» от 09.01.2003 г. № 9-пП. Система «Консультант-Плюс».
41. Материалы коллегии Министерства труда и социального развития Пензенской области по итогам 2002г. Правительство Пензенской области. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. – Пенза, 2003.
42. Материалы коллегии Министерства труда и социального развития Пензенской области по итогам 2003г. Правительство Пензенской области. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. – Пенза, 2004.
43. Социальный паспорт Пензенской области (по состоянию на 1 января 2003г.). Правительство Пензенской области. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. – Пенза, 2003.
44. Социальный паспорт Пензенской области (по состоянию на 1 января 2004г.). Правительство Пензенской области. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. – Пенза, 2004.
45. Концепция развития в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения Пензенской области на 2003-2005 годы.
46. Положение об отделе социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы. Утверждено главой администрации Первомайского района г. Пенза, от 19 декабря 2002. №521.
47. Статистические материалы, представленные Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области.
48. Барбышева В. Пять ступеней // Социальная защита - 2003 - №9.
49. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2002.-№12.С.29-34.
50. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. - М: 2003.
51. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление - М.: Финансы и статистика, 2003.
52. Гембаренко В.Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения // Социальное обеспечение. - 2002 - №9-10.
53. Говорков В. Основа политики – ответственность государства // Уровень жизни населения регионов России. -2003.- №2
54. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие -М;ИНФРА-М,2000.
55. Дмитриев В. Наша надежда - социальное страхование // Наша Пенза. - 2003. - 21 - 27 марта.
56. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. - 2003. - №2.
57. Информация о работе органов и учреждений социальной защиты населения города Пензы за 2003 год, Администрация г. Пензы.- 2003.
58. Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2002.-№6.-С.24-28.
59. Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения известны // Человек и труд. - 2003. -№11.
60. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2000.
61. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2001.
62. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2003.
63. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001.
64. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ // Проблемы тории и практики управления. - 2002. - №6.
65. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист.-2003.-№1.-С.21-23.
66. Ришанивская Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль. - 2002.-№11
67. Роик В.Д. Утверждение страховых взносов социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал. - 2004. -№1.
68. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2003.
69. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
70. Смирнов С, Исаев Н. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики.-2003.-№2.
71. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской - Смирновой Е., Романова П. - М; ИНИОН-РАН, 2002.
72. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
73. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000. - 438 с
74. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003.
75. Титов В. О необходимости усиления социальной защиты военнослужащих // Человек и труд. - 2003. - №2.
76. Федотов Д. О формировании доходов внебюджетных фондов России. //Финансы.-2003.-№7.
77. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2001.-432 с.
78. Шарин В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. - 2003. - №1.
79. Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. - 2003. - №2.
2,500 руб.