Введение
Говоря о предпринимательстве, о правовом регулировании данного рода деятельности физических и юридических лиц, во-первых, необходимо четко разграничивать категории "предпринимательская деятельность" и "деятельность предпринимателей". Предпринимательская деятельность служит одним из главных, но далеко не единственным видом деятельности предпринимателей.
Предпринимательской называется осуществляемая на свой риск самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданам и юридическим лицам, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Эта деятельность регулируется гражданским правом, в первую очередь Гражданским кодексом РФ.
Деятельность предпринимателей значительно шире. Она сопряжена, в частности, с привлечением предпринимателями наемных работников, уплатой налогов, таможенных пошлин, соблюдением обязательных предписаний органов государственного управления, административной и иной ответственностью за правонарушения и защитой собственной деловой репутации. Эта деятельность регулируется и охраняется нормами практически всех отраслей права - конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, процессуального и даже уголовного.
Таким образом, гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, способствующих получению предпринимателями прибыли, а также некоторые гражданско-правовые аспекты иных видов деятельности предпринимателей как участников свободного рынка.
1,200 руб.
1) Введение…………………………………………………………………………………..2
2) Нормативно – правовая основа предпринимательства…………………………..4
3) Источники предпринимательского права……………………………………………9
4) Предпринимательство и его функции ………………………………………………14
5) Предприниматель……………………………………………………………………….17
6) Индивидуальная предпринимательская деятельность…………………………..20
7) Малые предприятия. Государственная поддержка малого предпринима-
тельства…………………………………………………………………………………...31
8) Заключение……………………………………………………………………………….42
1,200 руб.
Заключение
Опыт ряда стран с развитой рыночной экономикой показывает, что быстрый и устойчивый рост малого предпринимательства в этих странах объясняется заинтересованностью государства в развитии данного сектора экономики. В этих государствах действуют не только общие законы, регулирующие предпринимательство в целом, но и ряд специальных законов, на основе которых в этих странах получил развитие малый бизнес. Так, в США действует 13 законов, направленных на поддержку малого бизнеса. Правовое положение малых и средних предприятий в Японии регулируется целой системой законов, состоящей из базового и специальных законов о статусе малого предприятия и льготах для него (всего таких законов 12).
В странах Восточной Европы, где малый бизнес растет быстрыми темпами, вследствие этого и темпы роста экономики в целом, при всех трудностях трансформационного периода, достаточно высоки и устойчивы, что обеспечивает социальную стабильность и общественное согласие, основанное на растущем благосостоянии населения.
Действующее в Российской Федерации законодательство о малом бизнесе не является надежной правовой основой для его развития. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, вопросы налогообложения, вопросы государственного контроля и некоторые другие. К сожалению, основной российский нормативный правовой акт о малом предпринимательстве – Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не имеет прямого действия, образуя лишь правовую основу для разработки особых федеральных и иных нормативных правовых актов. Для его реализации приняты многочисленные подзаконные акты, дополняющие, уточняющие и корректирующие действие Закона. В результате нормативно-правовые акты, регулирующие малое предпринимательство превратились в объемную и многоуровневую структуру, носящую непоследовательный и хаотичный характер, что требует своего реформирования, упрощения и согласования частей правового механизма.
При внесении изменений в законодательство в ходе административной реформы не были учтены интересы малого предпринимательства и, в особенности, начинающей формироваться в России инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. Сложилась правовая ситуация, в силу которой ни субъекты Федерации, ни муниципальные образования не могут осуществлять полноценную поддержку малого предпринимательства.
Одной из главных проблем развития предпринимательства является проблема снижения административных барьеров, что представляет собой не столько уменьшение числа материально-правовых требований к занятию предпринимательской деятельностью, сколько создание системы прозрачных взаимоотношений предпринимателя и соответствующего административного органа. Вопросы устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, нашли свое отражение в ряде принятых в последние годы федеральных законов. Однако данные федеральные законы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Так, необходимо внести отдельные изменения и дополнения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», направленные на устранение дублирования контрольных функций государственных органов в сфере предпринимательской деятельности, в частности, прекратить дублирование органами милиции функций по проверке предпринимательской деятельности, осуществляемой специальными органами государственного контроля (надзора); запретить навязывание платных услуг при проведении государственного контроля (надзора), в том числе через использование аффилированных структур; упорядочить процедуры проведения внеплановых мероприятий по контролю.
Для дальнейшего совершенствования системы лицензирования необходимо определить критерии избыточности лицензирования тех видов деятельности, к которым применимы параметры: отсутствие очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ. Это создаст условия для стабильной работы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию.
Одним из основных показателей неблагополучного развития отдельного сектора рынка является участие предпринимателей в теневой, скрытой экономике. Нерегулируемый рост теневого сектора предпринимательства не только свидетельствует о глубоком кризисе современных экономических отношений, но и способствует своему дальнейшему распространению как «удачной» альтернативе легальному, но менее прибыльному бизнесу. По разным экспертным оценкам, доля теневого сектора в малом предпринимательстве в среднем по России составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства.
Под теневой экономикой применительно к сектору малого предпринимательства понимают обычно ту часть экономики, обороты или доходы которой скрыты от официального учета и налогообложения. Для России вовлеченность малого предпринимательства в теневую экономику стала одной из форм ведения деятельности, возможной в условиях отсутствия эффективного правого и экономического регулирования. Функционирование в теневом секторе позволяет предпринимателям избегать так называемых административных барьеров, то есть нерациональных форм госрегулирования и контроля.
Существуют несколько принципиально различных подходов к разработке стратегии легализации теневой составляющей малого бизнеса. Первый – либеральный, заключается в том, чтобы провести полную легализацию всей «теневой» экономики. Данный подход лег в основу предложений о всеобщей налоговой амнистии. Второй – репрессивный, предполагающий расширение и усиление соответствующих подразделений правоохранительных органов, налоговой службы, формирование системы тотального контроля, общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания.
Применительно к некриминальной экономике, более правильным будет найти способы вывода ее из теневого сектора путем создания правовых условий, стимулирующих легализацию предпринимательской деятельности.
Одна из основных функций государства – экономическая. Она заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений. Государство через законодательство и фискальные органы пытается частично переложить на малый бизнес недобор налоговых поступлений с крупного бизнеса и устанавливает непомерно высокие налоги для наполнения бюджета. Чрезмерно жесткая налоговая политика государства неизбежно приводит к замиранию предпринимательской деятельности и к ее перемещению в «тень».
За последние годы был принят ряд нормативных актов, которые существенно изменяют налогообложение малого предпринимательства. Но, несмотря на предпринятые шаги в области реформирования налоговой системы, внешняя среда для предпринимательской деятельности в целом остается неблагоприятной. Система налогообложения малого бизнеса нуждается в дальнейшем совершенствовании. Представляется, что законодательное изменение самого определения субъекта малого предпринимательства, то есть критериев отнесения предприятий к малым и разделение субъектов малого предпринимательства на различные уровни (например, микропредприятия и малые предприятия) позволит внедрить более эффективную схему налогообложения малых предприятий на основе дифференцированного подхода к предприятиям разного уровня.
Необходимо также с учетом инфляционных процессов, происходящих в экономике, увеличить размеры показателей, при соблюдении которых малые предприятия имеют право пользоваться упрощенной системой налогообложения, а также увеличить размеры показателей, при которых субъект малого предпринимательства может воспользоваться режимом налогообложения вмененного дохода.
С точки зрения эффективного налогообложения, налоговое регулирование предполагает стимулирование экономического роста и повышение благосостояния населения, благодаря которым увеличатся и налоговые доходы. Экономически выверенное грамотное применение налоговых стимулов способно не только повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, но и послужить развитию рыночных механизмов. Тем самым будет создана возможность нейтрализации основных угроз безопасности предпринимательства, существующих в современной России.
Одной из самых серьезных проблем при создании собственного бизнеса является отсутствие доступа к финансовым ресурсам. Малому предпринимательству, которому финансовые ресурсы жизненно необходимы для становления и устойчивого развития, доступ к ним особенно затруднен. Существующая финансово-кредитная система в России все еще плохо адаптирована к работе с малым предпринимательством.
Альтернативные банковским кредитам формы кредитования малого предпринимательства в настоящее время развиты в России слабо. В результате административной реформы большинство фондов поддержки предпринимательства испытывают трудности с финансированием своих программ, в том числе программ льготного кредитования.
Одним из новых источников доступа малого предпринимательства к финансовым средствам является постепенно развивающийся в России рынок микрофинансовых услуг, оказываемых так называемыми микрофинансовыми организациями, которые обеспечивают доступ к финансовым и другим услугам малым предпринимателям, не имеющим возможности получить банковский кредит. Поддерживая предпринимательство, они способствуют созданию и поддержанию рабочих мест, созданию успешно работающих частных предприятий. Формальное определение микрофинансовой деятельности на законодательном уровне в России в настоящее время отсутствует. Однако существующая нормативно-правовая база позволяет легитимно осуществлять микрофинансовую деятельность в рамках некоторых организационно-правовых форм.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что нормы гражданского права предусматривают возможность предоставления и получения займов любыми правоспособными физическими и юридическими лицами (правоотношения, связанные с предоставлением займов, регулируются нормами ст. 807-818 Гражданского кодекса РФ). Ограничение прав на осуществление систематической деятельности по предоставлению займов не содержится ни в одном из действующих в настоящее время законов. Это касается и коммерческих и некоммерческих организаций, то есть любых организационно-правовых форм, в которых в принципе возможно ведение предпринимательской деятельности.
В настоящее время действуют два федеральных закона, регулирующих деятельность специализированных кредитных потребительских кооперативов определенного типа. Это Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Однако ни один из этих законов не может в полной мере удовлетворять современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку область правового регулирования данных законов существенно ограничена их узкой специализацией.
Необходимость принятия единого универсального федерального закона о кредитной кооперации, регулирующего все виды кредитных кооперативов, назрела. Данный нормативный правовой акт должен содержать законодательное определение специфической деятельности любого кредитного кооператива. Он должен предусмотреть введение единого универсального понятийного аппарата для всех видов кредитных кооперативов, определение единых принципов деятельности кредитных кооперативов, введение ограничений на осуществление кредитными кооперативами отдельных видов сделок и распоряжения имуществом.
Неограниченные возможности и огромный потенциал сектора малого бизнеса делает очевидным тот факт, что малое предпринимательство в современном российском обществе способно занять одно из ведущих мест в обеспечении перехода к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике. Кроме того, именно субъекты малого бизнеса в состоянии обеспечить постепенное формирование оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг, то есть сформировать условия устойчивого развития экономики, что отвечает потребности роста благосостояния общества и каждого гражданина.
1,200 руб.
Источники и литература
1) Нерсесянц B.C. Право и закон. - М., 1980, - 205 с. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. - М., 1986, - 324 с.
2) Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001. — 672 с.
3) Лысенкова Е.Н. Анализ современного состояния сектора малого предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. № 9. ноябрь 2006 г. – 0,9 п.л.
4) Сьезд надежд (по материалам Второго съезда представителей малых предприятий) / Обзор подготовлен Шулусом А., и Деревянченко А. - Российский экономический журнал. № 1, 2000 С.59
5) Все о малом предпринимательстве: полное практическое руководство.//под ред.Касьянова А.В.;Серия : Малый бизнес., - М.: Изд. ГроссМедиа, 2008 г. , - 544 Стр.
6) Нешитой А.С.// Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности; Финансовый менеджмент №4, 2002, с.23
7) Российское предпринимательское право: учебник// Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, и др., под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова; - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008; - 1064 с.
8) Сайт межрегионального общественного движения «За правовую поддержку отечественного производителя» http://dpr.ru/jou
al/jou
al_10_29.htm
1,200 руб.