Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ.
В современных условиях развития государства и общества первостепенное значение приобретает эффективно действующая система налогообложения, которая является обязательным компонентом, базирующимся на товарно-денежных отношениях экономики. Именно путем применения системы налогообложения и осуществляется регулирование экономики.
Значительную роль эффективная система налогообложения играет и в формировании доходной части бюджета государства и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, так как не поступление средств отрицательно сказывается на реализации социально экономических программ, в результате чего причиняется вред не только государству и обществу в целом, но и интересам граждан.
Несмотря на очевидность изложенного, количество преступлений причиняющих ущерб государственному бюджету в последние годы неуклонно растет. Для более полного понимания данного вопроса я хочу привести в своей дипломной работе понятия «преступление против государственного бюджета» и вывести из этого определение, понятие «преступления связанного с уклонением от уплаты налогов». Как известно бюджет Российской Федерации состоит из доходной и расходной части. В виду чего логично предположить, что правонарушения и преступления, причиняющие ущерб бюджету России составляют преступления, нарушающие установленный отечественным законодательством порядок пополнения (формирования) госбюджета и порядок его расходования. «Налоговые преступления» как раз и относятся к категории преступлений совершенных против порядка пополнения (формирования) государственного бюджета. Ответственность за данную категорию преступлений предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2, 159 и 327-1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ).
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….1
Глава.1 Исторические аспекты уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в отечественном законодательстве……………………………….6
1. История становления уголовно-правовой ответственности за совершение «налоговых преступлений»…………………………………………………………6
2. Реформирование статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривающих ответственность за «налоговые преступления»…………11
Глава.2 Налоговые правонарушения и преступления, понятия и виды..……26
Глава.3 Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 199 УК РФ)….……..………………………32
Глава 4. Проблемные вопросы квалификации уклонения от уплаты налогов и (или) сборов (статья 199 УК РФ)…………………..……………………………..50
1. Проблемы квалификации «налоговых преступлений» по обязательным и факультативным признакам………………………………………………...……..53
2. Проблемы, связанные с оценкой причиненного государству ущерба…...…80
Заключение ……………………………………………………………….………… 91
Библиографический список…………………………..……….…………………..95
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Говоря об отношениях налогоплательщик-государство, нельзя обойти вниманием основного изъявителя воли государства – законодателя. Одним из направлений законотворчества является оперативное устранение пробелов в праве, в том числе устанавливающем ответственность за совершение преступлений направленных на подрыв экономической стабильности государства.
«Главное заключается в совершенствовании налогового законодательства по пути ликвидации множественности разновидностей ответственности за нарушение налогового законодательства и устранения недостатков юридических конструкций налогового, административного, уголовного права» .
Заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к принятию соответствующих поправок к налоговым и уголовным законам. Например, в начале девяностых годов суммы материальной помощи, выплаченной работнику предприятия, подоходным налогом не облагались. В связи с этим многие предприятия для избежания уплаты подоходного налога стали вместо заработной платы выплачивать своим работникам ежемесячную материальную помощь. В связи с этим законодателем были приняты поправки к Закону «О подоходном налоге с физических лиц», в соответствии с которыми материальная помощь стала не облагаться подоходным налогом только в пределах 12-кратного минимума .
В настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики и является основным направлением деятельности многих государственных органов, а также главной целью текущего налогового нормотворчества.
В своей дипломной работе я посчитал актуальным определить понятие «налогового преступления» и выделить из его содержания преступления связанные с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов к которым относиться, в том числе и преступления предусмотренные составом ст.199 УК РФ т.е. уклонение от уплаты налогов с организации.
По моему мнению «налоговыми преступлениями» являются противоправные виновно совершенные нарушения налогового законодательства России причиняющие значительный ущерб государственному бюджету их можно отнести к трем категориям:
1) Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов как с физического так и с юридического лица (ст.ст. 198, 199 УК РФ);
2) уклонение от исполнения налоговых обязанностей (по удержанию, исчислению и перечислению налогов и (или) сборов) возложенных на налогоплательщика (налогового агента) (ст.ст. 199¹ и 199² УК РФ);
3) хищение бюджетных денежных средств путем предоставления в налоговые органы заведомо ложных сведений о применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость и совершении мнимых экспортных операций (ст.159 УК РФ);
4) связанных с нарушениями порядка реализации подакцизных товаров (ст.327-1 УК РФ).
Я считаю что, система мер по антикриминализации российской экономики должна отражать несколько направлений:
- мероприятия, устремленные на кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений;
- технико-организационные меры по налаживанию эффективной работы правоохранительной и судебной системы;
- меры законодательного характера, вызванные необходимостью принятия и совершенствования законов .
К мероприятиям первого направления относится воспитание у граждан налоговой и правовой культуры. Для эффективной работы правоохранительных органов необходимо повышать профессиональную готовность всех структур этой системы и создавать материальные и технические условия для совершенствования средств и методов упреждающего воздействия на экономическую преступность. Следует скоординировать деятельность всех звеньев правоохранительной системы, выработать эффективный механизм работы, обеспечивающий выявление и пресечение налоговых преступлений.
В связи с актуальностью проблемы и усилением борьбы с налоговыми правонарушениями все чаще, со ссылкой на опыт некоторых зарубежных стран, дебатируется вопрос о необходимости создания в Российской Федерации специальных налоговых судов. При этом говорится и о подготовке квалифицированных специалистов, работающих в этой области, начиная от налоговых инспекторов до судей, обладающих специальными знаниями по налоговому законодательству.
Идея специальных налоговых судов, безусловно, позитивна, тем не менее, говорить в настоящее время о ее реализации неуместно. В соответствии с УПК дела о налоговых преступлениях отнесены к компетенции районных судов. В России сейчас действуют чуть меньше 2500 тысяч районных судов, из которых около двухсот – односоставные. Очень много районных судов состоит из двух или трех судей . Естественно, мечтать в этих условиях о специальных судьях, которые бы рассматривали только дела о налоговых преступлениях, не реально. В настоящее время следует говорить не о специальных налоговых судах, а о повышении уровня судебной деятельности, совершенствовании квалификации судей с тем, чтобы свести до минимума ошибки и недостатки при судебном разбирательстве дел об этих преступлениях.
Также требуется выработка со стороны правоприменителей единых позиций по выявлению и квалификации преступлений предусмотренных «новыми» налоговыми статьями, так как в настоящее время фактически ряд статей УК РФ (ст.199-1 и ст.199-2) не имеет возможности самореализации в правоприменительной практике из за отсутствия надлежащего правового обеспечения механизма документирования данных преступлений.
Сторонники решения проблемы предупреждения налоговых преступлений с помощью усиления уголовно-правового принуждения призывают усилить уголовное наказание за совершение налоговых преступлений, например, установить наказание за уклонение физического лица до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Представляется, что это вряд ли поможет изменить ситуацию к лучшему . Метод ужесточения уголовной репрессии в борьбе с экономическими преступлениями использовался еще в РСФСР, но решения хозяйственных проблем не обеспечил .
Для эффективности борьбы с налоговой преступностью необходимо заполнить пробелы в законодательстве, разработать необходимые разъяснения о практике применения правоохранительными органами уголовного законодательства устанавливающего ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с юридического лица, в частности вопросов касающихся порядка возмещения причиненного государству ущерба.
3,000 руб.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) // "Российская газета", N 237, 25.12.93.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.06.1998г. № 92-ФЗ) // СЗ РФ, 1998. № 26. Ст.3012.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // СЗ РФ, 2001. №52. Ст.4921
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 г. №154-ФЗ) // СЗ РФ, 1999. №28. Ст.3487
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ, 2000. №32. Ст.3340
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» // Бюллетень ВС РФ. №9. 1997.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень ВС РФ. №9. 2007.
8. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность//Уголовное право «ЭКЗАМЕН» 2006 год.
9. Яковлев А.М. Экономическая преступность: закон и жизнь – М.: Знание, 1990г.
10. Гусева Т.А., Панкратов В.Я Ответственность за налоговые правонарушени исодержащие признаки состава преступления //Гражданин и право. 2001. № 5.
11. Смаков Р.М. О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов.// «Юридический мир» № 1. 1998.
12. Пилипенко В.Ф. Федеральные органы налоговой полиции Российской федерации в правоохранительной и фискальной системах государства (монография). Под науч. ред. И.Н. Куксина. – М.: Академия налоговой полиции ФСНП России. 1999.
13. Куприянов А.А., Бабаев Б.М. Амнистия или всех за решетку? (Комментарий к «налоговым статьям» Уголовного кодекса Российской Федерации //Российский налоговый курьер. 1999. № 2.
14. Шаповал Е. Юридическая ответственность бухгалтера: виды, основания и;
порядок применения. Вып. 20. 1999, октябрь.
15. Попов И.А., Сергеев В.И. Вопросы квалификации преступлений, связанных
с уклонением от уплаты налогов или страховых взносов с организаций в государственные внебюджетные фонды (комментарий к ст. 199 УК РФ) //Законодательство//.2001,№2.
16. Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. М., 2001.
17. Логунов Д.А. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
// «Экзамен»//2000. №23
18. Курицына Е. Юридическое лицо как орудие преступления // Российская юстиция. 2001. №2.
19. Волобуев А. Фиктивное предпринимательство как способ сокрытия тяжких экономических преступлений//Российская юстиция. 2001. №6.
20. Александров И.В. Налоговые преступления: криминалистические проблемы расследования. СПб., 2002. С. 118
21. Гладких С.К О внесении изменений и дополнений в статьи 199 и 199 г УК РФ // Адвокат, 2004. № 3.
22. Лопашенко Н.А. Проблемы законодательной регламентации налоговых преступлений в изменившемся уголовном кодексе //Налоговые споры: теория и практика. 2004. №5.
23. Коваленко А.А. Новые редакции налоговых статей в УК РФ.// Российский налоговый курьер. 2004. № 8.
24. Обзор судебно-следственной практики расследования преступлений в сфере налогообложения/ Следственный комитет при МВД России. М, 2004.
25. Уголовное право Российской Федерации - Особенная часть под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2000.
26. Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. Н.Ф, Кузнецовой. М, 1997
27. Верин В.П. Преступления в сфере экономики. М., 2001.
28. Тюнин В,И. О длящихся и продолжаемых преступлениях в сфере экономической деятельности //
29. Сверчков В. Уклонение от уплаты обязательных платежей: конструкция составов преступлений // Российская юстиция. 2000. № 7
30. Уголовное право: Учебник для вузов, М., ИНФРАМ. М., 1997.
31. Собрание законодательстве РФ. 1996. №48
32. Ревякин К. Е. практика налогообложения: установление виновности в нало-говых преступлениях //Гражданин и право: 2002 № 4
3,000 руб.