Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность данной проблематики заключается в специфике предмета и объекта исследования. В современных условиях мы сталкиваемся с формированием принципиально иной социальной реальности. В условиях развития новых информационно - коммуникационных технологий, ускорения обмена информацией, расширением Глобальной Сети Интернет, складывает-ся новое общество, существующее и развивающееся в киберпространстве.
Эти изменения позволяют говорить о деятельности человека в Ин-тернете как новом виде психической реальности, новом виде деятельности, который сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игро-вой, творческой). Такое представление делает Интернет новым сложным объектом психологического исследования.
Одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции. Различ-ные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который на-правлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Поэтому сегодня более актуальной делается про-блема Интернет зависимости и заинтересованности людей в виртуальном общении.
Сеть Интернет как среда проведения исследований стала осваиваться психологами недавно. Появляются работы, посвященные изучению в Интер-нет психических процессов, сфер личности.
Проводимые сейчас разработки в сети Интернет относятся к доста-точно широкому кругу предметных областей, однако большинство их явля-ется когнитивно-ориентированными, т.е. касаются преимущественно позна-вательных процессов. Список предметных областей исследований включает в себя: познание, мышление, психолингвистику, восприятие и ощущение, память, социальные установки, мотивацию, компьютеры в психологии.
Описание проведения подобного исследования в литературе нами не отмечено. Следует указать, что отдельные аспекты нашей проблемы были за-хвачены в ходе других исследований.
На наш взгляд, актуальность данной проблемы обосновывается мно-гогранностью таких категорий как общение и мотивация, а также неодно-значностью подходов в описании и изучении Интернета как сообщества.
Объект исследования: психологические особенности пользователя се-тевого сообщества.
Предмет исследования: мотивы общения в Интернет.
Гипотеза нашего исследования:
Основным мотивом посещения чатов является мотив общения. На ос-новании этого мы предполагаем, что ведущим мотивом общения в чатах яв-ляется коммуникативный мотив.
В связи с заявленной нами темой, цель нашего исследования: выявить ведущие мотивы общения в Интернет на примере чатов.
В исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные особенности общения в Интернет.
2. Рассмотреть характерные особенности общения в чатах.
3. На основе анализа литературы обобщить и выделить специфику мотивов общения в Интернет, в том числе в чатах.
4. Экспериментальным путем выявить ведущие мотивы общения в чатах.
Методологической основой данного исследования является: субъект-субъектный подход в описании общения Ломова Б.Ф., деятельностный под-ход Леонтьева А.А., гуманистическая концепция А. Маслоу.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, моделирование.
2. Эмпирические: закрытая анкета, стандартизированный самоотчет.
Характеристика базы исследования и испытуемых: группа людей, яв-ляющихся пользователями IRC - (Inte
et Relay Chat) в количестве 30 чело-век.
Практическая значимость нашей работы заключается в обобщение основных разработок, посвященных общению в Интернет и чатах. На осно-вании результатов нашего исследования возможна разработка таких проблем как общение в Интернет; мотивация общения в Интернет, чатах. На основе выявленных нами данных возможны направления работы в области исследо-вания связей мотивов общения и характеристик испытуемых (пол, возраст, профессиональная деятельность, социальный статус). Сделанные нами выво-ды могут быть полезны не только психологам-исследователям, но и разра-ботчикам чатов для привлечения большего числа пользователей опираясь на ведущие мотивы общения в чатах.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка литературы, который включает 41 наименование. Общий объем работы 42 страницы.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………….....……..3
Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования
1.1 Особенности Интернет-общения…………………….................................…6
1.2 Характерные черты общения в чате..............................................................13
1.3 Характерные особенности мотивации общения...........................................17
1.4 Специфика мотивов общения в Интернет и чатах ………………..............24
Глава 2 Практические аспекты проблемы исследования
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы ………........…...…....……30
2.2 Анализ результатов. Выводы.........................................................................34
Заключение………………………………………………………………………35
Библиографический список……………………………………………………..39
Приложение............................................................................................................42
1,200 руб.
В ходе работы нами были проанализированы литературные источни-ки, научные статьи и результаты психологических исследований по заявлен-ной тематике. Так же нами были обобщены основные теоретические положе-ния, касающиеся таких вопросов, как психология общение, особенности мо-тивации, специфика мотивов общения в Интернет.
Нами была поставлена задача выявления специфики Интернет-общения. Для этого нами были подробно рассмотрены основные подходы к категории общения в целом. Мы выяснили, что общение является одной из видов деятельности человека, имеет свою структуру, виды, содержание, це-ли. Как один из видов общения нами подробно было рассмотрено общение в Интернет.
Обобщив данные исследований, посвященных тематике общения в Интернет, мы выяснили, что специфика Интернет-общения заключается в следующем:
1) возможность одновременного общения большого числа людей, на-ходящихся в разных частях света, живущих в разных культурах;
2) невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации;
3) обеднение эмоционального компонента общения;
4) анонимность и снижение психологического риска в процессе об-щения;
5) легкая смена формальных атрибутов, приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет–этикета [22].
Выявленные особенности помогают рассматривать общение в Интер-нет более многогранно. Исходя из особенностей и специфики общения в Ин-тернет необходимо отметить, что на сегодняшний момент:
1. Существует субкультура Интернет со своими правилами, нормами, этикетом.
2. Интернет дает людям возможность самовыражения, самоутвержде-ния, высвобождения негативных эмоций.
3. Интернет позволяет вступить в контакт добровольно, а так же вы-брать себе собеседника.
4. Преобладание общения в Интернет над реальным общением может привести к состояниям зависимости от Интернет, одиночеству, депрессии.
На данные утверждения можно посмотреть с разных позиций, но та-кая данность существует и ее необходимо принять как факт и как следствие глобализации и информатизации общества.
Растет число пользователей сети Интернет. Уже давно распространен такой феномен как общение в чатах, его популярность достигается удобст-вом и быстротой пользования.
Одной из задач нашего исследования было выявление специфики об-щения в чатах. С помощью анализа литературы мы выяснили, что основной особенностью общения в чате является его карнавальная составляющая, то есть пользователи могут создавать образ, изменяя данные о своем поле, воз-расте, внешнем виде, пристрастиях, профессиональной деятельности, и так далее. С одной стороны, выше описанная особенность дает возможность бо-лее позитивного восприятия партнера (внешность, особенности речи могут выступать в реальной жизни барьерами общения и затруднять его). С другой стороны, частое нахождение «в образе» может привести к неблагоприятным последствиям, таким как:
1. Потеря идентичности.
2. Отвержение реальных контактов.
3. Неумение вступать в реальный контакт, а затем поддерживать его.
Здесь, на наш взгляд, уместно проанализировать, что получает чело-век в виртуальном общении, чего не может добиться при реальной коммуни-кации, в том числе, какие мотивы удовлетворяют пользователи, общаясь в Интернет, в частности, чатах.
В связи с этим, следующей нашей задачей являлось рассмотрение особенностей мотивации общения в целом.
В нашем исследовании мы выявили, что категория мотивации в це-лом и мотивации общения являются многозначными, многие основопола-гающие вопросы остаются спорными. Необходимо отметить, что мотивация общения складывается из определенного набора мотивов общения и в соот-ветствии с ними имеет свою специфику. Мы смогли проследить следующую взаимосвязь - чем сильнее мотивы по степени своей выраженности, тем сильнее будет мотивация общения. То есть, сила выраженности каждого от-дельного мотива будет увеличивать силу мотивации общения. В связи с этим необходимо отметить, что, если мотивация общения человека в Интернет яв-ляется высокой, следовательно у него есть выраженный мотив(ы), которые он не может удовлетворить по средствам реального (привычного, историче-ски сложившегося) общения, и наоборот.
Нами была поставлена задача, заключающаяся в выявлении специфи-ки общения в Интернет и чатах. Мы выяснили, что мотивы общения в реаль-ной жизни и мотивы общения в Интернет схожи. Они включают в себя обмен знаниями, эмоциями, опытом. Но мотивы в чате имеют свои особенности:
1. Недостаточное количество контактов в реальной жизни.
2. Проявление в виртуальном общении того, что фрустрированно в реальности.
В настоящее время возрастает общее количество депрессий, стрессов, СМИ и реклама формируют идеальный образ современного человека, кото-рому соответствовать удается лишь малому количеству населения, неразви-тость психологической помощи, - все это приводит к увеличению фрустри-рованных потребностей в целом, в частности, потребностей в полноценном общении. Человек не в состоянии полноценно выразить свои способности, в связи с чем возрастает популярность виртуального общения, где человек мо-жет проявляться, раскрываться, создавать желаемый образ.
Здесь важно, на наш взгляд, выявить, какая потребность является наиболее фрустрированной, какие мотивы реализуют пользователи чатов.
После того, как нами были опрошены пользователи чатов в количест-ве 30 человек, нами были получены следующие данные: коммуникативный мотив явился ведущим мотивом общения в чате, при условии того, что во-прос перед испытуемыми был поставлен следующим образом: «перед вами семь утверждений, отражающих то, что дает вам общение в чате, чего вы не можете получить в реальном общении. Выберете в порядке убывания наибо-лее значимые для вас утверждения». То есть, респонденты выбрали ведущим коммуникативный мотив (то есть новые знакомства, обмен мнениями, идея-ми, эмоциями) как то значимое, что они удовлетворяют в реальном общении меньше всего. В связи с этим необходимо выявлять причины, затрудняющие удовлетворение мотива общения в реальной жизни.
Вторым по значимости мотивом является мотив самоутверждения, с небольшой разницей, на третьем месте стоит мотив самореализации, что го-ворит о том, что в реальном общении человеку сложно самоутвердиться и развивать свою личность. Способы самоутверждения в чате нами не рассмат-ривались, но мы предполагаем, что они могут быть как позитивными, так и негативными (как и в реальном общении).
В заключении мы хотим сделать вывод, что тема общения в Интернет является достаточно новой, поэтому многие вопросы остаются открытыми и дискуссионными.
1,200 руб.
1. Андреева Г.М. Социальная психология.: Аспект Пресс, 1998.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци-альная психология на Западе (теоретические ориентации). М.: Аспект Пресс, 1978.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е. Мотивация пользова-телей Интернета. http://www.follow.ru/article/113
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия ин-форматизации // Психол. журн. — 1998. T. 19 (1).
5. Бжалова И.Г. Установка и поведение. М., 1979г.
6. Е. Блохина Исследование специфики межличностного общения с вир-туальным собеседником. http://flogiston.ru/articles/netpsy/blohina
7. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978г.
8. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.
9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976г.
10. Боровский В.М. Введение в сравнительную психологию. М.: Работник просвещения, 1927.
11. Васюков И. Общение - золото и главное полезное ископаемое Интер-нет. http://flogiston.ru/articles/netpsy/vasukov2
12. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии. 1999г. № 2.
13. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. Психологический Журнал, 2000, том 21, № 2.
14. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интерне-те. http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
16. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива//Психологический журнал. - 1995. - №2.
17. Кремлева С.О. Сетевые сообщества. http://sociology.extrim.ru/dip/gl4.htm
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, - 2004.
19. Леонтьев А.А. Психология общения.-2-е изд., испр. И доп.- М.Смысл, 1997.
20. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
21. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
22. Минаков А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov.
23. Мясищев В.П. Основные проблемы и современное состояние психоло-гии отношений человека / Психологическая наука в СССР. М., 1957. Т. 2.
24. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. В 2 т. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
25. Нестеров В., Нестерова Е. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. http://flogiston.ru/articles/netpsy/ nesterov.
26. Панферов В.Н. Общение и деятельность//Психологический журнал. – 1987. — №4. — т. 8.
27. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.
28. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.
29. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосред-ствованное компьютером // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14: Психология. — 1986. — № 3.
30. Тукачёв Ю. Сервер виртуальных исследований: научные, учебно-образовательные, публичные и коммерческие психологические исследования в Интернете. http://flogiston.ru/users/tukachev
31. Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопреде-ление в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997.
32. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация.//Детский психолог. - 1995 г. - № 7.
33. Шевченко И.О. Интернет-общение (Особенности, типы, причины). Ма-териалы 1-й Московской конференции студентов и аспирантов "Пси-хология на пороге XXI века: актуальные проблемы", часть 1, - М.: Из-дательство СГИ, 1999.-240с. Шевченко И.О., аспирант Казанского го-сударственного университета Научный руководитель: Попов А.М; профессор. http://psychology.net.ru/articles/content/1086784143.html
34. Шевченко И.О. Некоторые психологические особенности общения по-средством Inte
et. http://flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko.
35. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону.: Изд-во “Фе-никс”, 1998.
36. Межличностное общение; Учеб.для вузов/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
37. Понятие и виды общения. http://udc.com.ua/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=295&mode=thread&order=0&thold=0.
38. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов/Под общ. ред. Дружи-нина В.Н. - СПб.: Питер, 2002.
39. Толковый словарь русского языка конца 20 века. РАН Институт лин-гвистических исследований. Фолио-пресс. 1998.
40. http://flogiston.ru/reviews/sites/virtualexs
41. http://fun91.kivikko.hoas.fi/donwulff/irc/cult-form.html.
1,200 руб.