Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
ХХI век - это век информационный. Информация - это одна из важнейших частей жизни современного человека, которого невозможно представить без компьютерных технологий.
Современное общество уже полвека как впитала в себя информационную проблематику, особенно актуальную в связи со становлением информационного общества, в котором информационный подход претендует на роль одного из методологических базисов научного знания, предметной и общественной практики, образования. Информационный подход к проблемам естествознания, техники, психологии, социологии, лингвистики, эстетики и т.д. стал распространенным междисциплинарным инструментом исследования. Однако сам он до последнего времени не успел сложиться в систематизированную методологическую концепцию ни в науке, ни в философии, хотя для этого имеется широкий спектр информационных понятий, известны отдельные закономерности информациогенеза и информационных процессов в коммуникативных и регулятивных актах, проведена его апробация в различных областях знания и деятельности.
Традиционно с момента возникновения в конце 60-х — начале 70-х годов этого понятия информационное общество рассматривалось как футурологическая концепция, описывающая «будущее» общество, наделявшая его во многом утопическими чертами — постепенной заменой рутинного труда творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.
В работах И. Масуды, Э. Тоффлера, Д. Белла информационное общество практически синонимично постиндустриальному обществу . При этом в качестве фактора, определяющего направление общественной трансформации, еще в конце 70-х — начале 80-х годов большое значение придавалось «конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи», т. е. фактически еще не изобретенному в то время Интернету.
С учетом тенденций опережающего развития четвертичного сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства. С массовым распространением технологий электронной почты, а затем и Интернета прогнозы, носящие несколько отвлеченный, «футурологический» характер, перешли в плоскость предельно практического приложения — на уровень политического и экономического планирования и программирования.
Идея справедливого, гуманного и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических приложений интернет-технологий. Качественный характер изменений, связанных с массовым внедрением новых информационных технологий, их влиянием на социальную структуру общества, по-видимому, действительно позволяет оправдать такое наименование .
Появление и глобальное распространение Интернета означает новое (потенциально необъятное) расширение круга участников общения. «Интернет – это особая технологическая среда, которая позволяет использовать все существовавшие ранее символические системы и обеспечивает доступ к любой информации, которую можно зафиксировать с их помощью… он стремится отменить всякое своеобразие. Интернет глобализирует: он претендует на все и пытается «склеиться» со всеми областями человеческой активности» . Тем самым подготавливается величайший в истории человека переворот: формируется новая социальная структура современного общества, в которой человечество впервые обретает статус реального, а не номинального, потенциального (как это было до сих пор) субъекта истории.
750 руб.
Содержание
Введение 3
1. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества 5
2. Информационные технологии и совершенствование социальных институтов 9
3. Расширение возможностей социальной коммуникации личности 18
Заключение 21
Список литературы 23
750 руб.
Заключение
Структура и характер интернет-информации существенно отличается от характера и структуры обычной СМИ-информации. Во-первых, здесь представлены все виды коммуникации (массовая, специализированная, межличностная, интраперсональная), тогда как в СМИ межличностная и интраперсональная коммуникация практически отсутствует. Во-вторых, удельный вес и значение массовой коммуникации в Интернете суживаются, так как здесь господствует специализированная информация при одновременном значительном росте индивидуального (интерактивного) взаимодействия. В-третьих, в мультимедийном мире e-пространства резко возрастает разнообразие содержания доступной информации. При этом в Интернете в том или ином виде присутствуют все традиционные средства коммуникации: видеоконференция, ICQ, броузер, мета-поиск, онлайн-голосование, форум, чат и другие типы интернет-общения не только воспроизводят все известные формы общения, но и предлагают принципиально новые.
Все проанализированные выше черты виртуального общения мало о чем говорят, если брать их по отдельности. Лишь при их системном объединении они способны описать его специфику. Например, соединение интерактивности с гипертекстуальностью и глобализмом приводит к новым феноменам в общении: «включение отдельного коммуникативного акта в другие коллективные акты или – говоря на языке теории сетей – включение сетевого «tie» в другие сетевые «ties». Связывание глобального и локального происходит на локальном уровне… Это открывает возможность для всемирных переплетений…» . Таким образом, Интернет помогает уяснить, как и в каком направлении изменяется современное общение: возрастает объем интраперсонального и значение интерперсонального типов общения, изменяет свой былой характер массовая коммуникация, на ведущее место выдвигается специализированное общение.
Компьютер сегодня становится рядовым средством общения, а в будущем может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Если это действительно произойдет, то, помня, что «The medium is the message» (средство сообщения есть само сообщение), логика компьютерных сетей неизбежно начнет превращаться в логику общения современного человека. Тем самым Интернет как «сеть сетей», т.е. современная технологическая база информационно-коммуникационных потоков, обещает стать эпицентром развития современной организации социума.
В силу множественности охарактеризованных черт интернет-общения и их разнородности всемирное распространение виртуального общения крайне неоднозначно по своим последствиям. К позитивным последствиям развертывания Интернета можно отнести, например, расширение познавательных практик. Так, многие исследователи обращают внимание на то, что с распространением Интернета резко возрастает значение визуального мышления. Надо думать, что Интернет будет всемерно способствовать взаимопроникновению и взаимоусилению рационального и внерациональных способов освоения действительности. К тому же, Интернет, сводя все жизненные сферы в виртуальную плоскость, неизмеримо увеличивает количество взаимодействий и само количество социальных областей, где происходят эти взаимодействия, из-за чего совокупное действие коллективизируется и интенсифицируется. «Мозговой штурм» в десятки тысяч голов обещает в будущем стать настоящим интеллектуальным штормом.
К негативным последствиям распространения «виртуального» общения можно отнести следующее: сокращение социального взаимодействия, сужение социальных связей (вплоть до одиночества), развитие депрессивных ситуаций, аутизация детей и подростков, формирование неадекватности социальной перцепции и т.д.
750 руб.
Список литературы
1. Алексеева И. Возникновение идеологии информационного общества (http://www.iis.ru/events/19981130/alexeeva.ru.html).
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1999.
3. Шадрин А. Трансформация экономических и социально-политических институтов и переход к информационному обществу // Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия / Моск. обществ. науч. фонд. — М., 2000. — С. 110—134 (http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/artem1.htm).
4. Мелюхин И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999.
5. The National Telecommunications and Information Administration: Strategic Plan 1999—2004 (http://www.ntia.doc.gov/ntiahome/fy1999/strategicplan1999. html).
6. Щетинин В. Человеческий капитал и неодназначность его трактовки // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2001. — № 12. — С. 42—49.
7. Полат Е. Основные тенденции развития систем образования в мире (http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html).
8. Мау В. России еще только предстоит выработать стратегию постиндустриального прорыва (http://www.iet.ru/personal/mau/ved-2.htm).
9. Нестеренко А. и др. Концептуальные основы и исторический опыт развития социального рыночного хозяйства. — М., 1998).
10. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология личности. — М., 2001. — C. 260—274.
11. Иванов Д. Виртуализация общества (http://m16.medport.ru/USSR/chapters/society.htm); Емелин В. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дис... канд. филос. наук (http://www.geocities.com/emelin_vadim/abstract.htm).
12. Гуманитарные исследования в Интернете / Под. ред. А. Войскунского. — М., 2000; Социальные и психологические последствия применения информационных технологий / Под ред. А. Войскунского. — М., 2001.
13. Штихве Р. К генезису мирового общества – инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. № 3
14. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/index_en.htm.
15. http://europa.eu.int/ISPO/intcoop/i_esis.html.
16. http://www.unesco.org/webworld/observatory/index.shtml.
17. http://www.dotforce.org.
750 руб.