В условиях рыночной экономики информация является товаром, и ее получение, хранение, передача и использование подчиняются законам товарно-денежных отношений. Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право охранять свои интересы и защищать ценную для него информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Одним из старейших методов охраны такой информации является правовой институт коммерческой тайны.
Вопросам защиты коммерческой тайны в настоящее время уделяется все больше внимания. Статистика свидетельствует о значительном росте за последние годы экономических преступлений, в том числе связанных с незаконным получением и оборотом информации, составляющей коммерческую тайну. И это не удивительно - получение незначительной информации о конкуренте может сэкономить фирме огромные средства, что является достаточно сильным стимулом для нарушения законов, регулирующих отношения в области информации. Поэтому большинство коммерческих компаний придают огромное значение таким категориям, как "коммерческая тайна", ноу-хау.
Наша работа посвящена правовой природе коммерческой тайны, ее правовой охране.
Объектом в работе является коммерческая тайна, её структурные элементы.
Предметом в работе выступает законодательство о коммерческой тайне, судебная практика, учебные материалы.
Структура работы: введение, четыре главы, заключение, список литературы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Коммерческая ценность в структуре коммерческой тайны. 4
Глава 2. Критерий неизвестности в коммерческой тайне 7
Глава 3. Меры по конфиденциальности 16
Глава 4. Правовая природа коммерческой тайны 18
Заключение 22
Список литературы 23
1,200 руб.
Институт коммерческой тайны является одним из наиболее сложных в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и защите коммерческой тайны.
Статья 139 ГК РФ определяет коммерческую тайну как информацию, обладающую набором специфических признаков, позволяющих отнести ее к таковой. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" характеризует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, но не разъясняет сам термин "конфиденциальность".
Коммерческая тайна - это информация любого рода (за некоторыми изъятиями, которые будут указаны далее); эта информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа.
В ст. 3 Закона указывается, что эта информация может быть научно-технической, технологической, производственной, финансово-экономической или иной; секреты производства (ноу-хау) также могут относиться к коммерческой информации. В отношении содержания этой информации Закон, таким образом, не указывает никаких ограничений. Поэтому такая информация может относиться и к здоровью, событиям жизни того или иного человека ("личная" тайна), к статистике, налоговым вопросам и т.п.
Хотя в ст. 3 Закона указывается на то, что коммерческая тайна должна позволять ее обладателю "увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг или получить иную коммерческую выгоду", все эти признаки не являются непременно необходимыми для признания информации коммерческой тайной. Коммерческая тайна - наиболее широкое, родовое понятие. Выделять из него отдельные виды "тайн", например, техническую, экономическую, личную и т.п. тайны, нецелесообразно, ибо все эти виды "тайн" должны находиться в одинаковом правовом режиме.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ), 1994, № 32. Ст. 3301 (часть первая) и СЗ РФ, 1996, № 5. Ст. 410 (часть вторая).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
4. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О коммерческой тайне" // Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
6. Указ Президента РФ N 188 от 6 марта 1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"
7. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.11.1998 N 3900/98
9. Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. М.: Ось-89, 2001.
10. Смирнов В. Ноу-хау в российском законодательстве // Интеллектуальная собственность. 2000. N 1. С. 36.
11. Пронин К.В. Защита коммерческой тайны.-М.: ГроссМедиа, 2006.
12. Комментарий к федеральному закону от 29 июля 2004 Г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный) / Под ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
13. Гражданское право Российской Федерации: Учебное пособие / Лукьяненко М.Ф.. - Тюмень; Изд-во ТюмГУ, 2004. - 812 с.
14. Гражданское право. Том I. (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Волтерс Клувер, 2004
15. Гражданское право России: В 3-х частях: Курс лекций. Ч. 1 / Анисимов А.П., Гаврилов Д.А., Гайдадина И.В. и др.. - Волгоград; Волгоград. науч. изд-во, 2004. - 396 с.
16. Гражданское право: Общая часть / Гамбаров Ю.С., Томсинов В.А.. - М.; Зерцало, 2003. - 816 с.
17. Шишко Г. Коммерческая тайна. Понятие коммерческой тайны и организационно-правовые методы ее защиты // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - Минск, 1997, № 5. - С. 122-145
18. Коровяковский Д.Г. Коммерческая тайна. Доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну // Право: теория и практика. - М.: Тезарус, 2003, № 7. - С. 44-45
19. Коммерческая тайна в гражданском праве Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Коломиец А.В. - М., 1999. - 26 c.
20. Макогон Ю.В., Плаксин В.А. Коммерческая тайна: правовые проблемы // Государство и право. - М.: Наука, 1992, № 8. - С. 73-80
1,200 руб.