Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность темы дипломная работа. В течение последних лет в России происходит активное становление новой системы органов государственной власти, форм их взаимоотношений и деятельности. Особенность всей создающейся системы государственной власти России заключается в том, что она строится на основополагающих принципах общественного устройства, которые провозглашены в России впервые за всю историю существования нашей страны. В частности, Российская Федерации провозглашена демократическим правовым государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными.
Исторический и политический опыт России показывает, что в течение практически всего XX века доминирующее положение в системе органов государственной власти занимали представительные органы власти, сочетавшие в себе законодательные, исполнительные и контрольные функции. В условиях провозглашения важнейшего демократического принципа разделения властей особенно остро встала проблема организации принципиального нового для России политико-правового института «парламентского учреждения», которым стало Федеральное Собрание - парламент России.
В этой связи особую актуальность приобрела проблема статуса современного парламента, его палат, системы взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы, а также их положения в общей системе государственного механизма и роли законодательной власти в государственном управлении.
Наиболее эффективное разрешение актуальных вопросов современного российского общества возможно только в том случае, если управленческие решения Федерального Собрания РФ научно обоснованны, полномочны, непротиворечивы и своевременны. Практическое осуществление этих требований немыслимо без серьезного и глубокого исследования законотворческого процесса как вида управленческой деятельности и системы разработки и принятия управленческих решений в Федеральном Собрании РФ, путей и методов повышения его эффективности.
Указанные обстоятельства и обуславливают актуальность выбранной темы дипломной работы.
Степень научной разработанности темы. Исследованию актуальных проблемы российского парламентаризма, и, в частности, статуса Федерального Собрания Российской Федерации, его структуры и компетенции посвящены труды таких современных ученых как Авакьяна С.А., Автономова А.С., Астафичева П.А., Баглая М.В., Булакова О.Н., Васильева В.И., Глигич-Золотаревой М.В., Горобца В.Д., Гранкина И.В., Елчева В.А., Зорькина В.Д., Зимина А.В., Ивановой В.И., Ке-римова А.Д., Конюховой И.А., Колюшина Е.И., Кутафина О.Е., Лучина О.В., Медушевского А.Н., Овсепян Ж.И., Пригона М.Н., Ремингтона Т., Романова P.M., Степанова И.М., Страшуна Б.Н., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н., Торопа, Ю.В.. Хабриевой Т.Я., Чиркина В.Е. и других.
Проблемы, касающиеся принятия управленческих решений в органах государственной власти, исследовали Атаманчук Г.В., Гаджиев К.С., Демидов А.И., Шаран П. Актуальные вопросы по теории прогнозирования и принятия управленческих решений отражены в работах Цыгичко В.Н., Саркисьяна С.А. и др.
Объектом исследования в дипломной работе выступают общественные отношения, связанные со статусом Федерального Собрания Российской Федерации, его структурой и компетенцией, порядком формирования палат, полномочиями, положением в системе органов государственной власти Российской Федерации, а также их взаимоотношениями и ролью в государственном управлении.
Предметом исследования в дипломной работе являются конституционно-правовые нормы и управленческие процессы, а также нормативные акты и акты органов государственного управления.
Цель и задачи исследования в дипломной работе. Цель настоящей дипломной работы состоит в том, чтобы на основе анализа общетеоретической, законодательной и практической базы выявить и обозначить наиболее актуальные проблемы, связанные с правовым статусом Федерального Собрания Российской Федерации, его компетенцией, ролью в государственном управлении страной и предложить оптимальные направления в их решении и совершенствовании законодательства.
Для осуществления обозначенной цели поставлены следующие задачи:
- выявить исторические, политические и социальные предпосылки образования современного двухпалатного российского парламента;
- обозначить основные направления возможного реформирования порядка формирования Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- рассмотреть законотворческий процесс с точки зрения управленческой деятельности парламента Российской Федерации;
- изучить понятие законотворчества и выявить его сущность как вида управленческой деятельности;
- определить значение и роль законотворчества в системе разделения властей и практической деятельности по управлению государством, а также выявить творческие начала законотворческого процесса;
- определить наиболее существенные направления оптимизации правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации и совершенствования законотворческого процесса в целях реализации наиболее эффективного государственного управления.
Методологической основой исследования служит система современных общенаучных и специальных методов познания. В ходе проведенного в дипломной работе исследования использованы такие методы, как исторический, сравнительный, системный, статистический, конкретно-социологических исследований, формально-юридический.
Нормативной базой дипломной работы является Конституция Российской Федерации 1993 года , федеральные законы (в частности, от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ; от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ; от 5 августа 2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ; от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» , от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другие), указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Научная новизна исследования в дипломной работе состоит в комплексном исследовании историко-правовых, политических, социальных предпосылок развития российского парламентаризма, а также становления современного двухпалатного парламента России, выявлении наиболее оптимальной структуры парламента в целом и перспектив развития статуса и порядка формирования его палат, выявлении сущности законотворческого процесса как вида управленческой деятельности и его роли в государственном управлении страной.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СТРУКТУРА И ПРАВОВОЙ СТАТУС 9
1.1. История парламентаризма в России, понятие парламента, признаки и виды парламентаризма 9
1.2. Конституционно-правовой статус и функции российского парламента 21
1.3. Порядок формирования, компетенция и основные направления деятельности палат Федерального Собрания РФ: Совета Федерации и Государственной Думы 29
ГЛАВА 2. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК ФОРМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА РОССИИ 43
2.1. Понятие законотворчества и его сущность как управленческой деятельности государственных органов 43
2.2. Значение и роль законотворчества в системе разделения властей и практической деятельности по управлению государством 58
2.3. Направления совершенствования организации законотворческого процесса как управленческой деятельности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
3,000 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы и предложения по совершенствованию как работы Федерального Собрания РФ, так и законотворческого процесса в парламенте России.
Построение подлинно демократического правового государства в Российской Федерации является одной из наиболее приоритетных задач государственной политики, о чем на протяжении последнего времени неоднократно говорилось в выступлениях руководителей страны. Безусловно, положительное решение указанной задачи требует долгого, кропотливого труда, преодоления многих экономических, социальных, национальных и иных проблем, увеличения доверия населения к органам государственной власти всех уровней, изменения менталитета самих граждан. Одним из важнейших условий на этом пути представляется, по нашему мнению, создание прочного правового базиса – системы законодательства, которое невозможно без четкой, последовательной и продуманной деятельности по принятию законов, в первую очередь, со стороны парламента Российской Федерации – Федерального Собрания при активном участии других органов государственной власти.
Российский парламентаризм сравнительно молод и поэтому проблема повышения эффективности деятельности законодательного органа по-прежнему стоит достаточно остро.
По-прежнему одними из основных проблем, препятствующих нормальному законотворческому процессу, остаются:
- отставание федерального и регионального законодательства от реальной государственной и общественной жизни, пробелы в правовом регулировании общественных отношений;
- сохраняющаяся бессистемность и хаотичность совокупности нормативных правовых актов;
- недостаточное качество проработки и юридической техники законопроектов;
- издание законов, не отвечающих общественным интересам и отражающих интересы узкой группы заинтересованных лиц.
Все вышеуказанные недостатки в законотворчестве препятствуют нормальному развитию современного российского законодательства и размывают единое правовое пространство Российской Федерации, ослабляют правовую систему, создают предпосылки для несогласованности федерального и регионального законодательства, недостаточности правового регулирования и возникновения разрыва между правовым и фактическим регулированием общественных отношений. Как результат, основными проблемами действующего законодательства в настоящее время являются качество, избыточное количество законов при неэффективности их действия. Особенно выделяется проблема несогласованности вновь принимаемых законов и необходимости обеспечить возможность комплексного действия и согласованного применения всех отраслей права для решения социальных, экономических и политических задач.
В современных условиях, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали преобразования нормативно-правовой базы, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, его планирование, выработка первоначальной концепции будущего нормативного правового акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп. Поэтому определение теоретических и правовых основ взаимодействия субъектов права законодательной инициативы и других участников законотворческого процесса являются обязательным условием для нормального законотворческого процесса.
Мы считаем, установленные в Конституции Российской Федерации основы организации и деятельности Федерального Собрания, законодательного процесса целесообразно развить и конкретизировать не в регламентах палат Федерального Собрания, которые, согласно части 4 статьи 101 Конституции, должны определять внутренний распорядок деятельности палат, а в Федеральных законах «О Федеральном Собрании Российской Федерации» и «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов», которые необходимо принять. Нормы, закрепляющие правовой статус парламентариев, целесообразно перенести из регламентов в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», поскольку их нахождение в регламентах палат противоречит не только части 4 статьи 101 Конституции, но и части 1 статьи 2 указанного закона, согласно которой правовой статус парламентария определяется Конституцией и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
От качества законопроектов, представляемых субъектами права законодательной инициативы на рассмотрение в законодательные органы, зависит эффективность законотворческого процесса. Этому во многом будет способствовать оптимизация количественного и качественного состава субъектов права законодательной инициативы. Отказ от смешанной и переход к пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы может способствовать не только развитию в Российской Федерации гражданского общества, реальной многопартийности, стимулированию процесса формирования политических партий, имеющих возможность в рамках действующего законодательства эффективно бороться за государственную власть и способных разрабатывать и реализовывать государственные программы, имеющие общенациональное значение, но и даст реальную возможность оптимизировать реализацию права законодательной инициативы на уровне депутатского корпуса путем совместной подготовки и внесения законопроектов. Оптимизация численного состава субъектов права законодательной инициативы возможна в том числе за счет дальнейшего сокращения количества субъектов Российской Федерации.
Нормальный законотворческий процесс, результатом которого стали бы качественные нормативные правовые акты, требует от его участников исключительного профессионализма, обладания максимально полной информацией о фактически сложившемся регулировании общественных отношений, являющихся объектом издаваемого закона. Положение части 3 статьи 97 Конституции о профессиональной постоянной основе деятельности депутатов позволяет внести изменения в избирательное законодательство, направленные на обеспечение избрания наиболее подготовленных к профессиональной законодательной деятельности депутатов, ввести систему профессиональной подготовки к законодательной деятельности лиц, считающих возможным баллотироваться в Государственную Думу, и впервые избранных депутатов.
Чтобы повысить эффективность реализации депутатами Государственной Думы права законодательной инициативы целесообразно установить приоритетное рассмотрение законопроектов и поправок к законопроектам, вносимых несколькими депутатами, составляющими депутатское объединение, комитет, группу депутатов определенной численности, а также депутатами совместно с иными субъектами права законодательной инициативы; ввести требования к содержанию и форме вносимых законопроектов и поправок к законопроектам; повысить роль заключений Правительства Российской Федерации; установить правовую экспертизу законопроектов и поправок к законопроектам непосредственно после их внесения для решения вопроса об отклонении или принятии их к рассмотрению Государственной Думой.
Качество законодательной работы в комитетах и комиссиях Государственной Думы можно повысить, если создавать комитеты исходя из основных отраслей законодательства, а численность членов комитетов, количество руководящих должностей определять в зависимости от загруженности того или иного комитета, а также опираясь на прошедший опыт деятельности Государственной Думы; закрепить право представителей общероссийских объединений на участие в заседаниях комитетов, комиссий при рассмотрении законопроектов, связанных с интересами данных объединений; установить обязательное участие сотрудников Правового управления в каждом заседании комитета, комиссии.
Научная составляющая обеспечения законодательного процесса в законодательных органах государственной власти, прежде всего в Государственной Думе, в плане оперативного использования научного потенциала научно-экспертных советов, создаваемых при Председателе Государственной Думы и в комитетах Государственной Думы во многом может спрогнозировать последствия принимаемых законопроектов. Давно назрела необходимость создания «Института парламентаризма» при Федеральном Собрании Российской Федерации, обеспечивающего научную основу законотворческой деятельности, тем более, что имеется положительный опыт функционирования таких институтов на региональном уровне.
Думается, что российское законодательство обретет статус эффективного регулятора в обществе лишь тогда, когда будет реализована такая стадия управленческой деятельности, как контроль за выполнением принятого решения и оперативное информирование, путем создания при парламенте специализированного Всероссийского центра мониторинга права, основным направлением деятельности которого будет осуществление контроля за правоприменительной практикой. Именно здесь, в области правоприменения, накопилось множество проблем, которые осложняют только процесс законотворчества.
3,000 руб.
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936. N 283.
1.2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
1.3. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. N 28. Ст. 3466.
1.4. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.02.2009) (принят ГД ФС РФ 22.09.1999 // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005.
1.5. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 21.07.2007, с изм. от 14.02.2009) (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3336.
1.6. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 05.04.2009) (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. N 29. Ст. 2950.
1.7. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2009) (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. N 24. Ст. 2253.
1.8. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009) (принят ГД ФС РФ 22.04.2005) // Собрание законодательства РФ. 23.05.2005. N 21. Ст. 1919.
1.9. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 30.01.2008) // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. N 7. Ст. 635.
1.10. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О Докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" от 19.03.2008 N 86-СФ // Собрание законодательства РФ. 31.03.2008. N 13. Ст. 1206.
1.11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 18.03.2009) // Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. N 7. Ст. 801.
1.12. Указ Президента РФ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. N 39. Ст. 3597.
1.13. Указ Президента РФ "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 11.10.1993 N 1626 (ред. от 10.01.2003) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 18.10.1993. N 42. Ст. 3994.
1.14. Указ Президента РФ "Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году" от 06.11.1993 N 1846 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 08.11.1993. N 45. Ст. 4333.
1.15. Постановление Московской городской Думы "О представителях законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 20.06.2001 N 88 (ред. от 02.07.2003) // Ведомости Московской городской Думы. 06.08.2001. N 7. Ст. 116.
1.16. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга "О порядке избрания (рассмотрения вопроса о назначении) и досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Администрации Санкт-Петербурга" от 06.06.2001 N 457 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 26.09.2001. N 9.
2. Специальная научная и учебная литература
2.1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М.: Российский юрид. издат. дом, 1999. - 432 c.
2.2. Автономов А.С. О категории народного представительства в конституционном праве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под.ред. С.А. Авакьяна. М., 1998. С. 22-29.
2.3. Агафонов В.В. Понятие и содержание индемнитета депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Научные исследования высшей школы. Сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции. 8 февраля 2006 г. – Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД РФ, 2006. С. 34-35.
2.4. Алехин А.П., Бережков А.Г., Кирсанова Н.В., Клименко В.В., и др. Разделение властей. Учебное пособие / Отв. ред.: Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Юрайт-Издат., 2004. - 428 c.
2.5. Астафичев П.А. Особенности функционирования народного представительства в современных условиях // Материалы конференции, посвященной 250-летию Московского университета и 80-летию ученого А. Мишина / Отв. ред. Авакьян С.А., Баренбойм П.Д. М.: Юстицинформ, 2005. С. 101-114.
2.6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2006. 584 с.
2.7. Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1997. - 193 c.
2.8. Бошно С.В. Правоведение. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 496 с.
2.9. Бошно С.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 400 с.
2.10. Булаков О.Н. Понятие и сущность парламентаризма как института представительной демократии // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. 2003. № 54. С. 32-50.
2.11. Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 753 c.
2.12. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России. Курс лекций / Под общ. ред.: Булаков О.Н. М.: Юстицинформ, 2007. - 296 c.
2.13. Векшин А.А., Спиридонов А.А. Совершенствование порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как конституционно-правовая гарантия обеспечения компромисса интересов Федерации и ее субъектов: история и современность. С предисловием Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Науч. рук.: Козлова Е.И., Конюхова И.А. М.: Формула права, 2007. - 119 c.
2.14. Вихарев А.А. Вопросы конституционной теории и практики // Аналитический вестник. 2005. № 23 (179). С. 32-38.
2.15. Власть и народ. Что показал всероссийский опрос // Российская Федерация. 1994. № 18. С. 10-14.
2.16. Герцен А. И. Собр. соч. Т. VI. М., 1956.
2.17. Гранкин И.В. Парламент России. 2-е изд. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2001. – 368 с.
2.18. Дмитриева Ю.А., Николаева А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива // Северо-кавказский юридический вестник. 2004. № 1. С. 169-170.
2.19. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства: Перевод с французского / Пер.: Краснокутский В., Сыромятников Б., Ященко А.; Предисл.: Дюги Л., Новгородцев П. М.: Изд. Т-ва И.Д. Сытина, 1908. - 1000 c.
2.20. Егураев С.Н. Система разработки социальных управленческих решений в Государственной Думе Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. М., 2005. – 24 с.
2.21. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. – 560 с.
2.22. Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью в Российской Федерации. Монография. Ростов-на-Дону: "Ростиздат", 2007. - 191 c.
2.23. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. Учебник. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 231 c.
2.24. Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 114-120.
2.25. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 2005. № 12. С. 3-10.
2.26. Ленин В.И. Государство и эволюция // Полн. собр. соч., Т. 33. М., 1978. С. 45-48.
2.27. Махачев Г. Проблема эволюции Верховного совета Российской Федерации в Российский парламент // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. 2000. № 30. С. 265-286.
2.28. Мунчаев Ш.М. Политическая история Российского Государства: Учебник. М.: Юнити, 1998. – 488 с.
2.29. Надеев Р.К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 80 c.
2.30. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации: Монография. М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. – 512 с.
2.31. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 520 с.
2.32. Орехова Н.Л. Законотворчество: теоретико-правовые аспекты. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2003. - 165 c.
2.33. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. М.: МГИМО (У) МИД России, 2008. 548 с.
2.34. Пертцик В.А. Степанов И.М. Конституция и политика. М.: Наука, 1984. - 173 с.
2.35. Пляхимович И. Законодательные характеристики государственных программ подготовки нормативных правовых актов // Российская Юстиция. 2006. № 3. С. 71-73.
2.36. Российское общество: становление демократических ценностей? / Под ред. М. Макфола и А. Рябова, Моск. центр Карнеги. М., Гендальф, 1999. – 279 с.
2.37. Садовникова Г.Д. Некоторые направления развития институтов российского парламентаризма // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2003. С. 78 - 79.
2.38. Сенякин И.Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2 изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 412-439.
2.39. Специальный пресс-выпуск ВЦИОМ от 17.12.2007 № 838. Выборы-2007: Были ли они честными, свободными и демократичными? М.: Пресс-служба ВЦИОМ, 2007. – 38 с.
2.40. Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Норма, 2008. - 448 c.
2.41. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2008. – 448 с.
2.42. Чичерин Б. О народном представительстве. 2-е изд. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1899. - 836 c.
2.43. Чехарина В.И. Законодательный процесс: право законодательной инициативы // Теоретические проблемы российского конституционализма. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2007. С. 162-176.
2.44. Чухвичев Д.В. Законодательная техника. Учебное пособие. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 239 c.
2.45. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. Монография. М.: Норма, 2004. - 144 c.
2.46. Юртаева Е. А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества //Журнал российского права. 2006. № 5. С. 12- 22.
3,000 руб.