Вряд ли кто может оспорить, да это подтверждает вся история человечества, что главным источником жизнеобеспеченности и процветания любого государства является земля. Без нее нет государства. Земля в границах государства - это территория страны, как основа суверенитета, местообитания населения, природный ресурс, главный объект правовых и экономических отношений. Бытует ошибочное мнение, что земля это только территория государства. Далеко это не так. Земля действительно территория, но вместе со всеми другими природными ресурсами и имуществом, которые находятся под ней и над ней, включая агроклиматические условия и их биопотенциал.
Поэтому указанные функции земли всегда находились и будут находиться в сфере приоритетных государственных и общественных интересов. И в этом трудно переоценить значение нового Земельного кодекса от 25.10.2001 N 136-ФЗ , который вобрал в себя всё новое как из собственной российской, так и мировой практики земельных преобразований и заменил во многом устаревшие нормативные правовые земельные акты 90-х годов и призван обеспечить равноправную защиту как частно-правовых интересов собственников земли, так и интересов государства и общества. Являясь прежде всего природным ресурсом и территорией, а затем в процессе человеческой деятельности и недвижимым имуществом, она вне всяких сомнений должна быть вовлечена в активный земельный оборот и строжайшим образом регулируемый и контролируемый государством земельный рынок. Это также подтверждается многовековым опытом многих стран с высокоразвитой рыночной экономикой, где земельный фактор является главной бюджетной составляющей государства.
В федеративном государстве особое значение имеет вопрос о субъектах публичной собственности на землю и основаниях возникновения их прав. В Российской Федерации после распада союзного государства определенное время стояла проблема поиска правовых решений о принадлежности земли, находящейся в пределах государства. В итоге доминирующей стала разделительная тенденция в распределении прав и обязанностей каждого уровня публичной власти, закрепленная в виде разграничения государственной собственности на землю. В то же время вопросы определения четких принципов или критериев, а также порядка разграничения государственной собственности на землю остаются открытыми.
Российская Федерация в отношениях по возникновению собственности является субъектом с особым статусом. При этом особенности правосубъектности Российской Федерации основаны на разделении статуса суверена, политической власти и статуса равноправного участника гражданско-правовых отношений. В отношениях, в которых Российская Федерация выступает как равноправный субъект права, она не теряет особенностей своего статуса в связи с наличием специальной правоспособности.
В настоящей работе рассмотрено содержание, сущность и значение права государственной собственности на землю, сделан обзор правого регулирования в законодательстве России правового режима земель, находящихся в федеральной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации. Исследованы изменения законодательства о государственной собственности на землю в ходе проведения земельной реформы в Российской Федерации.
750 руб.
До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. В соответствии с этим постулатом формировалась теория земельного права и законодательство. Общепризнанным считалось, что государственная собственность на землю является единой и неделимой. Теперь, когда появилась частная собственность на землю, а государственная земельная собственность разграничилась на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность соответствующее законодательство и его теоретическая база оказались несостоятельными.
Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пересмотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю.
Государственная собственность на землю, это право собственности публичных образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) на земельные участки, не находящиеся в частной или муниципальной собственности. Выделяют два вида государственной собственности на землю в зависимости от субъекта права – федеральная собственность Российской Федерации и государственная собственность на землю субъектов РФ.
Особенности отношений по возникновению права государственной собственности на земельные участки заключаются в следующем:
- основания возникновения права государственной собственности на земельные участки подразделяются на общие и специальные;
- в отношениях по возникновению права государственной собственности Российская Федерация может выступать как суверен и политическая власть либо как равноправный субъект права;
- особенностью специальных оснований возникновения прав являются наличие акта Российской Федерации или субъекта РФ (нормативного и ненормативного) как суверена и политической власти и то, что в одном лице совмещаются субъект, устанавливающий на основании закона порядок возникновения права, субъект, принимающий решение о передаче (изъятии) земельного участка, и субъект, принимающий земельный участок;
- право государственной собственности Российской Федерации и субъектов РФ в отличие от иных субъектов прав возникает на все виды земельных участков: 1) изъятые из оборота; 2) ограниченные в обороте; 3) в отношении которых нет ограничений в обороте.
Экономика России, пройдя огромные испытания за последнее десятилетие, сегодня набирает темпы. Поэтому очень важно в начале третьего тысячелетия выработать стратегию и тактику создания современной системы землепользования и на ее основе нового земельного строя российского государства.
Перед страной в очередной раз встали проблемы земельного устройства на основе решения традиционного и также судьбоносного для России земельного вопроса.
Страна сегодня стоит на пороге вхождения в мировую экономическую систему. И если ранее вопросы землепользования и землевладения во многих странах решались только на основе их собственных социально-экономических, исторических, этнокультурных, природных и других особенностей, то в последний период наблюдается некоторая общая направленность, связанная с усилением рыночных факторов, международной взаимозависимостью, возросшими экологическими требованиями, национально-государственной и территориальной политикой и в целом усиления роли государства в решении земельных проблем.
750 руб.
1. Нормативно-правовые акты
1.1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
1.2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
1.3. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 14.03.2009) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
1.4. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 23.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2381.
1.5. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 14.03.2009) // "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
1.6. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 25.11.2008) "О закрытом административно-территориальном образовании" // "Российская газета", N 190, 26.08.1992.
1.7. Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 (ред. от 26.06.2007) "О статусе столицы Российской Федерации" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 13.05.1993, N 19, ст. 683.
1.8. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственном материальном резерве" (принят ГД ФС РФ 23.11.1994) // "Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 3.
1.9. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об особо охраняемых природных территориях" (принят ГД ФС РФ 15.02.1995) // "Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024.
1.10. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О государственной охране" (принят ГД ФС РФ 24.04.1996) // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2594.
1.11. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 09.04.2009) "Об обороне" (принят ГД ФС РФ 24.04.1996) // "Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, N 23, ст. 2750.
1.12. Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 08.04.2008) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.12.1996) // "Собрание законодательства РФ", 10.02.1997, N 6, ст. 711.
1.13. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
1.14. Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О гидрометеорологической службе" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) // "Собрание законодательства РФ", 27.07.1998, N 30, ст. 3609.
1.15. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.02.2009) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
1.16. Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" (принят ГД ФС РФ 24.11.1999) // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 149.
1.17. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве" (принят ГД ФС РФ 24.05.2001) // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2582.
1.18. Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ (ред. от 03.06.2006) "О разграничении государственной собственности на землю" (принят ГД ФС РФ 04.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 23.07.2001, N 30, ст. 3060.
1.19. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2008) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 251.
1.20. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3018.
1.21. Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ (ред. от 26.06.2008) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (принят ГД ФС РФ 07.02.2003) // "Собрание законодательства РФ", 03.03.2003, N 9, ст. 805.
1.22. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (принят ГД ФС РФ 03.12.2004) // "Собрание законодательства РФ", 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.
1.23. Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 05.04.2006) // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2006, N 17 (1 ч.), ст. 1782.
1.24. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ (ред. от 13.05.2008) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (принят ГД ФС РФ 16.06.2006) // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2881.
1.25. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственном кадастре недвижимости" (принят ГД ФС РФ 04.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017.
1.26. Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.1999, N 27, ст. 3379.
2. Научная и учебная литература
2.1. Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР / Под ред.: Казанцев Н.Д. - М.: Госюриздат, 1950. - 307 c.
2.2. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 416 с.
2.3. Гражданское право: Учебник. В 4 томах. Том 1. Общая часть / Под ред. Е.А. Суханова. – 3-е изд., пепераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 720 с.
2.4. Григорьев В.К., Ерофеев Б.В., Липецкер М.С.Земельное и колхозное право. Учебное пособие / Под ред.: Павлов И.В. - М.: Госюриздат, 1957. - 271 c.
2.5. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 288 с.
2.6. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения / Науч. ред.: Филиппов П.М. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 c.
2.7. Общая теория советского земельного права / Отв. ред.: Аксененок Г.А., Иконицкая И.А., Краснов Н.И. - М.: Наука, 1983. - 357 c.
2.8. Прохорова Н.А. Право государственной собственности на землю в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06. – М, 2006. – 205 с.
2.9. Собственность и иные права на земельные участки в Российской Федерации / Под ред: Тихомиров М.Ю.. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Тихомирова С.Ю., 2008. - 110 c.
750 руб.