Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность проблемы. Экономика Российской Федерации в настоящее время переживает сложный период трансформации, касающийся ее глубинных основ: собственности, социально-экономических институтов, интеграции в международное экономическое пространство. В этой связи особое значение приобретает анализ проблем становления и развития рынка ценных бумаг как механизма макроэкономического регулирования, способствующего мобилизации свободных капиталов и привлечения их в те или иные сферы экономики, их переливу, в соответствии со степенью эффективности хозяйствования тех или иных экономических субъектов, что, в свою очередь, содействует структурной перестройке экономики, развитию частного сектора экономической системы, совершенствованию кредитно-финансовых отношений. Начальный этап российского фондового рынка сопровождаются кризисом национальной экономики, выразившемся в спаде производства, высоких темпах инфляции, инвестиционном кризисе и т.д., что не могло не отразиться на формах, направлениях и общем уровне его развития. Кроме того, становление российского рынка ценных бумаг непосредственно связано с преобразованиями отношений собственности, обусловленных, прежде всего, процессами приватизации государственного и муниципального имущества.
Территориальная масштабность России и неравномерность концентрации промышленных предприятий обусловили первоначальную региональную направленность формирования национального рынка ценных бумаг. Развитые промышленные регионы еще в процессе приватизации и акционирования государственного и муниципального имущества сформировали региональную направленность спроса на акции “своих” эмитентов, для “обслуживания” данных процессов появились первые инвестиционные институты. Отсюда возникает необходимость исследования тенденций развития регионального фондового рынка как подсистемы национального рынка ценных бумаг, органично сочетающей в себе как общие (присущие национальному рынку ” целом), так и специфические особенности, что диктуется важностью его экономической роли и функций на региональном уровне. Региональный фондовый рынок, как составляющая национального рынка ценных бумаг, находится на начальном этапе своего развития, что объясняет острую актуальность исследований социально-экономических основ его формирования, механизмов и направлений развития, разработки мероприятий по его регулированию и совершенствованию.
Степень разработанности темы. Существует значительное количество работ, посвященных проблемам рынка ценных бумаг. В них отражены или механизмы работы фондовых рынков развитых стран (работы Б.И. Алехина, С. Л. Драчева. В.Г. Мусатова и т.д.), или специфика фондовых операций на тех или иных сегментах рынка ценных бумаг России, технологические и профессиональные аспекты деятельности на российском фондовом рынке, разработанность законодательной базы его регулирования (работы А. Радыгина, В. Комкнна, В. Куликова, Ю. Данилова, А. Привалова и т.д.)
Особо значительным является количество работ, где рассматриваются операции с государственными ценными бумагами (что объясняется развитостью этого сегмента российского фондового рынка), предлагаются методические и операционные принципы анализа их доходности, излагаются направления портфельной и спекулятивной стратегии инвесторов на данном сегменте рынка (работы А. Фельдмана, И. Меньшикова, М. Горелоза, Л. Никифорова, Ю. Тимощенко, П. Ушакова, В. Четверикова, А. Ильинской, К. Ильинского и др.)
Объектом дипломной работы выступают участники и институты рынка ценных бумаг как многоуровневой системы в условиях переходной экономики России.
Предметом являются социально-экономические отношения, возникающие между участниками и институтами в процессе становления и функционирования рынка ценных бумаг, и обуславливаемые ими общие и особенные характеристики рынка ценных бумаг.
Цель настоящей работы - исследование состояния рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие рынка ценных бумаг и механизм его функционирования;
- дать характеристику региональных рынков ценных бумаг;
- описать процедуру эмиссии ценных бумаг в РФ;
- дать понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг;
- рассмотреть инфраструктуру рынка ценных бумаг как систему управления инвестиционными рисками;
- выявить вспомогательные элементы инфраструктуры;
- указать положительные и отрицательные моменты развития рынка ценных бумаг в РФ;
- проанализировать проблемы совершенствования законодательства о рынке ценных бумаг;
- описать доверительное управление на рынке ценных бумаг: опыт и новации;
- рассмотреть торговлю ценными бумагами в сети Интернет.
Поставленные задачи определили логику и структуру дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и трех приложений
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Функционирование рынка ценных бумаг в РФ. 6
1.1. Понятие рынка ценных бумаг и механизм его функционирования 6
1.2. Характеристика региональных рынков ценных бумаг 10
1.3. Процедура эмиссии ценных бумаг 13
Глава 2. Инфраструктура рынка ценных бумаг в РФ 22
2.1. Понятие инфраструктуры рынка ценных бумаг 22
2.2. Инфраструктура рынка ценных бумаг как система управления инвестиционными рисками 25
2.3. Вспомогательные элементы инфраструктуры 34
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Российского рынка ценных бумаг 40
3.1. Положительные и отрицательные моменты развития рынка ценных бумаг в РФ 40
3.2. Проблемы совершенствования законодательства о рынке ценных бумаг 47
3.3. Доверительное управление на рынке ценных бумаг: опыт и новации 53
3.4. Торговля ценными бумагами в сети Интернет 71
Заключение 78
Список литературы 84
Приложения
3,000 руб.
Главной задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг в переходной экономике России, является, прежде всего, обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции.
С учетом специфики формирования российского рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся модель должна содействовать также достижению следующих целей:
• обеспечение общего рыночного равновесия;
• содействие в формировании условий для экономического роста;
• эффективное финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг;
• надежная защита прав инвесторов;
• страхование предпринимательских рисков;
• развитие процессов интеграции регионов России на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка;
• стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику;
• превращение России в один из самостоятельных мировых центров фондовой торговли.
Если говорить о конечной цели развития рынка ценных бумаг, то ее можно определить как обеспечение стабильного экономического роста в стране и, как следствие этого, повышение уровня благосостояния граждан, формирование среднего класса как устойчивой опоры общества.
Проведенный в настоящей работе анализ позволяет констатировать обоснованность использования модели, описывающей инфраструктуру фондового рынка как единый механизм управления рисками, возникающими в процессе инвестирования и объективную обусловленность ее возникновения в и развития уровнем и особенностями развития фондового рынка и национальной экономики в целом.
В работе показана взаимосвязь институциональной структуры сектора финансовых посредников с существующими (теоретически возможными) методами управления рисками.
Предложен тезис о «саморегулируемом» характере инфраструктуры фондового рынка (нуждающийся, безусловно, в дальнейшем обосновании) и введено определение регулирования как частного случая управления рисками.
За рамками рассмотрения в настоящей работе оставлены следующие аспекты затронутых в исследовании проблем:
• описание особенностей взаимоотношений между субъектами инфраструктуры рынка ценных бумаг и описание осуществления ими функции «взаимного регулирования";
• детальный анализ внутренних процедур контроля и управления рисками, используемых субъектами финансовой инфраструктуры;
• описание и анализ организационно-технологических схем, используемых субъектами финансовой инфраструктуры для минимизации «системных» инвестиционных рисков (например, механизма поставки ценных бумаг против денежного платежа);
• анализ целостных систем управления инвестиционными рисками, сложившихся в странах с развитой финансовой инфраструктурой;
• выработка объективных требований к регулированию субъектов инфраструктуры рынка ценных бумаг с точки зрения теории управления и применение их к реалиям отечественного фондового рынка.
Специфические отличие ценных бумаг от других юридических документов заключается в необходимости их предъявления для осуществления выраженного в них права. Институт ценных бумаг создает иной порядок осуществления прав, чем тот, который существует на основании общих положений гражданского права. Хозяйственная жизнь требует весьма значительной мобилизации обязательственных отношений, которые являются необходимым условием современного развития торгового оборота и кредита.
Кроме того, характерное для настоящего времени массовое совершение однородных типовых сделок требует упрощенных способов удостоверения принадлежности права определенному субъекту.
Институт ценных бумаг служит для достижения этих целей. Он превращает юридический документ в средство легитимации субъекта соответствующего права. Благодаря тому, что предъявление документа является необходимым условием осуществления выраженного в нем права, должнику облегчается процесс определения того, кому он может чинить исполнение и, с другой стороны, кредитору облегчается обоснование его притязаний. Кроме того, нахождение документа у кредитора является для него гарантией того, что должник не исполнит обязательства другому лицу, а если и исполнит, то это исполнение не прекратит обязательства.
Эти результаты полностью достигаются в случае ценных бумаг на предъявителя, ордерных и именных. Что же касается обыкновенных именных бумаг, то они служат только для обеспечения кредитору, получившему документ от своего право предшественника, того, что обязательство не будет исполнено должником последнему, хотя бы должник и не получил извещения о передаче требования.
Было бы ошибкой считать, что институт ценных бумаг в целом имеет целью дать обороту облегченные, по сравнению с общими правилами гражданского права, способы передачи права. Исторически данное утверждение имеет основание. Но в настоящее время оно является правильным только для бумаг на предъявителя и, отчасти, для ордерных. Что же касается именных и обыкновенных именных ценных бумаг, то дело обстоит иначе.
Современная хозяйственная жизнь требует мобилизации не только обязательственных, но и других правоотношений. Право участия в акционерном обществе, некоторые вещные права, будучи выражены в ценных бумагах, делаются более оборотоспособными. Большая простота удостоверения принадлежности права определенному субъекту способствует твердости правоотношений, необходимой деловому обороту.
Неудобства, присущие общим положениям гражданского права, заключаются в тех рисках которые создаются для участников правоотношений, а также способах их распространения между ними. Ценные бумаги, благодаря своему основному свойству - необходимости предъявления документа для осуществления выраженного в нем права, которое предполагает тесную зависимость между правом на бумагу и правом из бумаги - создают в этом отношении иную картину. Правоотношениям, выраженным в ценных бумагах, свойственны иные риски и иное их распределение, более целесообразное с точки зрения делового оборота.
Вместе с тем, каждая ценная бумага является уникальным товаром, рассчитанным на определенную категорию потребителей и обладающим такими индивидуальными свойствами, которые специально сконструированы эмитентом для определенной группы инвесторов (с тем, чтобы "продать" ценную бумагу на рынке, сделать ее "интересной" для конкретных инвесторов).
Таким образом, развитие рынка ценных бумаг бюджет способствовать экономическому и социальному развитию.
Не секрет, что рынок российских акций в большей степени функционирует за счет ежегодного притока иностранного капитала. Всякий отток этого капитала по причинам, например, политического характера, ввергает рынок акций в глубокий спад. В то же время внутренние финансовые ресурсы страны сосредоточены главным образом либо в виде наличных сбережений у населения, которое уже не рискует вкладывать их в акции любого вида, либо в виде вложений на рынке государственных уенных бумаг, который давал большую доходность, чем рынок корпоративных акций.
В заключение необходимо выделить ряд проблем российского рынка акций, решение которых уже должно происходить в настоящее время:
- развитие инфраструктуры фондового рынка - возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли;
- повышение информационной открытости рынка;
- создание полной законодательной и др. нормативной базы функционирования фондового рынка, совершенствование государственного управления фондовым рынком и контроль со стороны государства за соблюдением этой нормативной базы;
- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран мира;
- вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.
Отметим, чек, как ценная бумага, расчетный инструмент и разновидность "частных денег", может иметь перспективное и интересное будущее в российском фондовом рынке. С точки зрения рынка ценных бумаг такие ценные бумаги как чек и коносамент можно было бы назвать нерыночными, ибо самостоятельно они, как правило, не продаются и не покупаются, как акции, облигации, векселя, банковские сертификаты. Они обслуживают расчеты за товары и услуги или их обращение, точнее, передвижение, транспортировка. В этом смысле данные ценные бумаги не являются предметом.
Для финансирования развития регионов, целесообразно использовать различные облигации. Облигация - среднесрочная долговая бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем и эмитентом и выпускается на срок не менее года. Облигации могут быть выпущены государством или под его контролем, т.е. эмитентами могут быть акционерные общества, компании и организации. На сегодняшний день это один из видов государственных ценных бумаг, и на сегодня они считаются наиболее надежными, доходными и ликвидными в силу ряда факторов:
1. Гарантия со стороны государства возврата денег, а также получения дохода;
2. Доходность государственных ценных бумаг на финансовом рынке из самых высоких;
3. Государственные ценные бумаги абсолютно ликвидны, т.е. их можно продать в любой момент по текущему курсу;
4. Льготное налогообложение.
Все эти факторы, как следствие, оказывают влияние на выбор предприятия. На рынке же акций приватизационных предприятий акции приобретаются в основном либо для перепродажи по более высокой курсовой стоимости, либо для аккумуляции контрольного пакета. Данные операции на фондовом рынке никак не сопряжены с поступлением инвестиционных ресурсов на предприятия.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.
3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.
4. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
5. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3814.
6. Указ Президента РФ от 01.07.1992г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"
7. . Указ Президента РФ от 07.10.1992г. № 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий".
8. Указ Президента РФ от 24.12.1993г. № 2284 "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
9. Указ Президента РФ от 01.08.1996 №1008 "Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации".
10. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30 июня 1997 г. N 23 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории Российской Федерации, утвержденную постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 12 мая 1995 г. N 2" // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, N 4/97.
11. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 9 января 1997 г. N 1 "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии" // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, 30 января 1997 г., N 1.
12. Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 21 марта 1996 года N 5 «Об утверждении Положения об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, Положения о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, Стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей» // Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 5 мая 1996 года N 2.
13. Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988г. "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг".
14. Постановление Правительства РФ от 15.05.1995г. №458 "Генеральные условия выпуска и обращения ОФЗ-ПК".
15. Постановление Правительства РФ от 28.06.1996г. №519 "Генеральные условия выпуска и обращения ОФЗ-ПД".
16. Распоряжение Правительства РФ от 12.12.1998г. №.1787-р "О новации по государственным ценным бумагам"
17. Приказ МФ РФ от 15.01.1997г. №2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами"
18. Письмо Центрального Банка РФ от 21.10.1992г. №19 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории РФ".
Учебная и специальная литература
19. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах // М.М. Агарков. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М.: Изд-во БЕК, 1994.
20. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М. 1999.
21. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М. 1998.
22. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг, введение в фондовые операции. М. 2001.
23. Аристов Д.В., Гольтцев А.А. Ценные бумаги в сберегательном банке России. Тула. 1996.
24. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 1996.
25. Балабанов В.С. Осокина М.Е. Рынок ценных бумаг. М. 1994.
26. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М. Учебно-консультационный центр «ЮрИнфор», 2003.
27. Белякова М.М. Вексель как важнейшее платежное средство. М. 1999.
28. Бердникова Т.Б. Региональный рынок ценных бумаг. М. 1999.
29. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2002.
30. Галанов В.А. «Рынок ценных бумаг», М.: изд-во «Финансы и статистика», 1998г
31. Драчев С.Н. Фондовые рынки США. Основные понятия, механизмы, терминология. М. 1999.
32. Ефремов И.А. Операции коммерческих банков с ценными бумагами. М. 2002.
33. Жамен С., Лакур Л. Торговое право. М. Международные отношения, 1999.
34. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. М. 1999.
35. Нечаев Н. "Инвестиционный портфель: формирование и управление". Экономика и Жизнь, №23 – 2004 г
36. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.:Русская Деловая Литература, 1997.
37. Килячков А.А., Чагдаев А.А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг. М. 1999.
38. Колесников В.И., Торкановский В.С. Ценные бумаги. Москва, Финансы и статистика. 2000 г.
39. Кравченко П.П. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №2.
40. Крашенинников Е.А. Именная акция как ценная бумага // Очерки по торговому праву. Сб. научн. тр. / Под ред. Е.А. Крашенинникова. Ярославль, 1995.
41. Кулагин М.И. Избранные труды. М. 1997.
42. Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994.
43. Мау В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики - 2002. -№ 1. - С.4-22.
44. Метелева Ю.А. Правовое положение акционера в акционерном обществе. М.: Статут, 2001.
45. Миркин А.П. Фондовый рынок в странах Запада. М. 1996.
46. Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М. 1999.
47. Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданского права // Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. М. 1999.
48. Обзор российского фондового рынка.//Валютный Спекулянт 2000 г. №8(10), стр.28
49. Покровский И.А. История римского права. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.
50. Римское частное право. Учебник / Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юрист, 1994.
51. Рынок ценных бумаг». Под редакцией Галанова В.А., Басова А.И. М. : изд-во «Перспектива», 1999г.
52. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. М. 1997.
53. Симонова М.Н. Ценные бумаги. М. 1997.
54. Суханов Е.А. Вступительная статья к книге В.А. Белова «Ценные бумаги в российском гражданском праве» / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М. 1999.
55. Суханов Е.А. Юридические лица: итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства. Материалы научно - практической конференции // Журнал российского права. 1998. N 10/11.
56. Фельдман А.Б. Российский рынок ценных бумаг. Экономист, 1993 г., №7.
57. Хабарова Л.Т. Операции с государственными ценными бумагами (ГКО, КО, ОФЗ, ОВВЗ). М. 2002.
58. Чуваков В.Б. Передача ордерных ценных бумаг // Очерки по торговому праву. Сб. научн. тр. / Под ред. Е.А. Крашенинникова. Ярославль, 1995. Вып. 2.
59. Шаблин Д.Л. Акции, облигации и другие ценные бумаги. М. 1999.
60. Шестаков А.В и Д.А Рынок ценных бумаг. - М.: 2000.
61. Шихвердиев А.П. Основы рынка ценных бумаг. Сыктывкар, Пролог. 1999 г.
62. Шохин С.О. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Россия. Сборник нормативных документов. М. 2001.
63. Юлдашбаева Л. Правовая природа бездокументарных ценных бумаг // Хозяйство и право, 1997. N 10.
3,000 руб.