Актуальность темы настоящей работы определяется следующими обстоятельствами. Подробное ознакомление с темой правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что данная тема является недостаточно исследованной в современной правовой науке.
По понятным причинам правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства значительно отличается от положения граждан государства, в том числе с точки зрения объема и степени защищенности их прав и свобод. Государство в условиях дуализма интересов, естественно, отдает приоритет частным интересам собственных граждан и публичным интересам своего общества, вынужденно ограничивая при этом возможности реализации интересов иностранцев и лиц без гражданства. Однако при этом правовое, демократическое государство должно соблюдать и охранять естественные, неотчуждаемые права и свободы личности, признанные мировым сообществом гуманистические стандарты и максимы. Поиск баланса между обозначенными векторами интересов – важная задача государства, практическое решение которой невозможно без научного сопровождения политико-правовых реформ.
Целью настоящей работы является исследование конституционно закрепленного правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение указанных лиц в РФ.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи: дать определение понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства», выявив их сходство и различие; классифицировать указанных лиц по видам; изучить законодательство Российской Федерации, регулирующее правовой статус указанных лиц; выявить особенности содержания правового статуса указанных лиц (права и обязанности); рассмотреть конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод указанных лиц в Российской Федерации.
750 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в работе можно сделать следующие выводы:
Понятие «иностранец», существующее в законодательстве и правовой доктрине трактуется в узком и широком понимании: от понимания «иностранцами» всех лиц, которые не являются гражданами государства пребывания, до отнесения к этой категории лиц, не имеющих гражданства (подданства) данного государства, но обладающих гражданством (подданством) иностранного государства
В федеральном законодательстве России доминирующими критериями отнесения к категории «иностранец» (иностранный гражданин) являются: наличие гражданства (подданства); нахождение на территории государства, гражданином (подданным) которого он не является. Так, под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Классификацию иностранных граждан в России модно проводит по нескольким основаниям. На основе срочности пребывания и правового основании пребывания в РФ: законное либо незаконное нахождение на территории РФ, а также временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации. Также иностранных граждан можно классифицировать в зависимости от цели пребывания в России.
В законодательство Российской Федерации о статусе иностранных граждан и лиц без гражданства входят Конституция Российской Федерации (прежде всего – глава 2), Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных министерств. В данный законодательный массив включаются нормативные правовые акты, которые: а) определяют правовой статус иностранного гражданина, фиксируют его элементы: права, свободы, обязанности и гарантии; б) регулируют порядок пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Содержание правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства составляют права, свободы, гарантии, обязанности и ограничения. Основа правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства заложена в части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, которая предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства равные с гражданами РФ права и обязанности, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, служба в вооруженных силах). Иностранные граждане также не могут пользоваться правами и свободами, связанными с управлением государственными делами (право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, право на участие в управлении государственными делами, входить в состав экипажей воздушных и морских судов, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего, заниматься морскими промыслами во внутренних морских водах и экономической зоне РФ и др.).
В заключение мы можем отметить следующие общие тенденции развития законодательства России в части регулирования конституционно-правового статуса иностранных граждан:
- соблюдение и защита прав и свобод человека, в том числе иностранных граждан, установление дополнительных гарантий реализации прав и свобод;
- усиление контроля за передвижением иностранных граждан, а именно: за въездом на территорию государства, выездом из государства, пребыванием и проживанием в государстве;
- регулирование вторичной иммиграции.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России" (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // "Ведомости ВС РСФСР", 1978, N 15, ст. 407.
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
3. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 23.07.2008) "О беженцах" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 25.03.1993, N 12, ст. 425.
4. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О континентальном шельфе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.10.1995) // "Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4694.
5. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О соглашениях о разделе продукции" (принят ГД ФС РФ 06.12.1995) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 18.
6. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (принят ГД ФС РФ 18.07.1996) // "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029.
7. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.1998) // "Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6273.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
9. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.06.2006) // "Собрание законодательства РФ", 24.07.2006, N 30, ст. 3285.
10. Указ Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (ред. от 27.07.2007) "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3601.
11. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 (ред. от 14.07.2006) "Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение" // "Собрание законодательства РФ", 14.10.2002, N 41, ст. 3995.
12. Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 N 790 "О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4581.
13. Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 N 193 (ред. от 28.03.2008) "Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 14.04.2003, N 15, ст. 1364.
Специальная научная и учебная литература
14. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 643 c.
15. Аджаров К.А., Андрюхин М.Н., Давыдов А.И., Захаров В.П., и др. Международное право. Учебник / Отв. ред.: Калюжная Г.П., Левин Д.Б. - М.: Юрид. лит., 1964. - 429 c.
16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., изм. И доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
17. Басик В.П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 320 c.
18. Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ. Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. - М., 2006. - 468 c.
19. Бирюков М.М., Бордунов В.Д., Ашавский Б.М. Международное право: Учебник / Отв. ред.: Ковалев А.А., Черниченко С.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 832 с.
20. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев в СССР. - М.: Междунар. отношения, 1982. - 160 c.
21. Герасименко Ю.В., Залевский Л.А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики. Монография. - Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2003. - 192 c.
22. Головистикова А.Н. Иностранцы и граждане России: особенности правового положения, регистрация, учет. - М.: Эксмо, 2006. - 432 c.
23. Евгеньев В.В., Кожевников Ф.И., Коровин Е.А., Крылов С.Б., и др. Международное право. Учебник / Отв. ред.: Кожевников Ф.И. - М.: Госюриздат, 1957. - 472 c.
24. Ежова О.Е. Национально-правовая имплементация международных норм о статусе иностранцев в СССР. Учебное пособие. - Киев: Изд-во УМК ВО при Минвузе УССР, 1989. - 86 c.
25. Кисиль В.И., Пастухов В.П. Правовой статус иностранцев в СССР. Учебное пособие. - Киев: Вища шк., 1987. - 263 c.
26. Колосов Ю.М. Международное право: Учебник / Под общ. ред.: Колосов Ю., Кривчикова Э. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 2007. – 816 с.
27. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане. Правовое положение / Отв. ред.: Марышева Н.И. - М.: Рос. право, 1992. - 320 c.
28. Левин Д. Правовое положение иностранцев в РСФСР. Справочник для иностранцев, оптантов, беженцев. - М., Литиздат НКИД, 1923. – 132 с.
29. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 432 с.
30. Подшивалов В.Е. Незаконная миграция: международно-правовые проблемы. Монография. - Иркутск: ИОГНИУ "Ин-т законодательства и правовой информации", 2006. - 192 c.
31. Часть вторая Регламента морскаго. В которой определено о всем что касается доброго управления в бытности флота в порте. Також о содержании портов и реидов. Напечатася повелением благочестивеишаго государя Петра Великаго императора и самодержца всероссиискаго.- [СПб.]: В Санктъпитербургскои типографии, 5 апр. 1722. // Клеандрова В.М., Колобов Б.В., Кутьина Г.А., Новицкая Т.Е., и др. Законодательство Петра I / Отв. ред.: Новицкая Т.Е., Преображенский А.А. - М.: Юрид. лит., 1997. С 332-385.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
32. Богуславский М. Новый советский закон о правовом положении иностранных граждан в СССР // Статус иностранцев в СССР / Под общ. ред.: Богуславский М. - М.: Изд-во АН СССР, 1984. С. 23-25.
750 руб.