Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Государственный контроль - феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов. В зависимости от специфики форм государственного устройства и управления, национальных традиций они строятся по-разному.
Как показывает анализ, наиболее эффективно контрольные системы функционируют в тех странах, где им обеспечена максимальная независимость, поскольку единственной и основной задачей органов контроля является выяснение реального состояния дел в государственном механизме вне зависимости от того, выгодна такая информация кому-либо или нет. Такие системы существуют, например, в Аргентине (Генеральная синдикатура), Канаде (ведомство Генерального ревизора), Германии, Италии и Франции (счетные палаты), в США (главное контрольно-финансовое управление) .
Можно отметить, что современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля. Настоящая работа выполнена в свете административной реформы, что подчеркивает ее актуальность. Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 № 314 впервые закрепил функции контроля и надзора за федеральными службами. Это снимает внутренний конфликт интересов, существовавший в большинстве ведомств, которые сами устанавливали правила, сами контролировали их исполнение и сами же оказывали связанные с этим услуги, в том числе в области учета. Предполагается, что все это повысит эффективность управления и существенно повлияет на уменьшение параллелизма и дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.
Степень научной разработанности темы. Проблема контрольной функции государственных органов в научной литературе по теории государства и права не были предметом самостоятельного научного исследования. Вместе с тем, некоторые аспекты осуществления контрольной деятельности государства исследовались М. И. Байтиным, В. К. Бабаевым, В. П. Беляевым, В. Б. Бурцевым, С. А. Денисовым, Б. П. Елисеевым, А. Б. Зеленцовым, Н. М. Колосовой, Ф. М. Раяновым, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, И. Б. Шаховым, В. Е. Чиркиным.
Цели и задачи курсовой работы. Целью данного исследования является теоретический анализ государственного контроля как контрольной деятельности государства, механизма его осуществления, а также теоретическое обоснование и выработка практических рекомендаций по совершенствованию организации государственного контроля.
В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:
— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;
— изучение механизма и правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;
— анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными органами государственной власти;
— выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;
— разработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма осуществления государственного контроля.
Объект и предмет курсовой работы. Объектом исследования в курсовой работе является контрольная деятельность государственных органов и механизм реализации государственного контроля в Российской Федерации. Предметом исследования в курсовой работе служат закономерности функционирования и развития государственного контроля государственных органов, практика его осуществления в Российской Федерации. Исследуются правоотношения, возникающие при осуществлении государственного контроля, практика взаимодействия контрольных органов государства в системе принципа разделения властей.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы курсовой работы, характеризуется степень научной изученности темы, ставятся цели и задачи курсовой работы. Основная часть курсовой работы состоит из двух глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы. В заключении делаются общие выводы о проделанном в курсовой работе исследовании. К курсовой работе прилагается список использованной литературы.
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
Государственный контроль как форма государственной власти обеспечивает проверку выполнения законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил, что также является его главной целью. Содержание государственного контроля выражается в деятельности государственных органов, как самостоятельной и активной деятельности органов государства, обусловленной его внутренними и внешними задачами, обеспечивающей предупреждение и выявление правонарушений в различных сферах общественной жизни, а также возможность привлечения к ответственности подконтрольных субъектов.
Определены цели государственного контроля: охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ; функции: правоохраны, социальной превенции, воспитательная и некоторые другие.
Субъектами государственного контроля являются органы государственного управления федерального или регионального значения. Органы государственного контроля созданы и функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства Российского государства, а также из законодательно установленной сферы деятельности по контролю и надзору.
Государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на достижение целей государственного строительства и развития. Полномочия государственных контролирующих органов распространяются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования.
Важнейший элемент системы государственного контроля - президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должностных лиц на предмет своевременности и эффективности исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Контроль исполнительных органов государственной власти - этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контролирующих организаций федерального и регионального значения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в системе Правительства РФ предусмотрено 15 федеральных министерств, 34 федеральных службы и 24 федеральных агентства. При этом определено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль.
Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участвуют, например, в организации и проведении парламентских (депутатских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др. Так же как постоянно действующие органы парламентского контроля созданы Счетная палата и Уполномоченный по правам человека.
Одной из важных функций судов выступает судебный контроль: судебный конституционный контроль, реализуемый Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; судебный контроль в сфере исполнительной власти; внутриведомственный судебный контроль.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997) // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
5. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О Счетной палате Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 167.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
7. Указ Президента РФ от 17.03.1995 N 283 "Об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 1402 "О праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1037.
8. Указ Президента РФ от 21.04.2000 N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2000, N 17, ст. 1852.
9. Указ Президента РФ от 09.09.2000 N 1620 "О приостановлении действия Указа Президента Республики Адыгея от 30 мая 1994 г. N 83 "О мерах по ограничению миграции в Республику Адыгея" // "Собрание законодательства РФ", 18.09.2000, N 38, ст. 3777.
10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 07.10.2008) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
11. Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 21.10.2008) "Об утверждении Положений о Совете безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 14.06.2004, N 24, ст. 2392.
12. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 01.12.2008) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 118.
13. Указ Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 (ред. от 12.05.2008) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 01.10.2007, N 40, ст. 4717.
14. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // "Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2561.
15. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2899.
16. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2901.
17. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" // "Российская газета", N 150, 15.07.2004.
18. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 330 (ред. от 05.12.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2904.
19. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3345.
20. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3347.
21. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 07.11.2008) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3348.
22. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // "Собрание законодательства РФ", 04.10.2004, N 40, ст. 3961.
23. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 07.11.2008) "О Федеральном казначействе" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2004, N 49, ст. 4908.
24. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 419 (ред. от 07.11.2008) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2008, N 23, ст. 2709.
Специальная научная и учебная литература, монографии, диссертации
25. Абросимова Е.Б., Анишина В.И., Гаджиев Г.А., Ермошин Г.Т., и др. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред.: Ершов В.В. - М.: Юристъ, 2006. - 493 c.
26. Административное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. – М.: Норма, 2008. – 992 с.
27. Бегаева А.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2004. - 226 c.
28. Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. - Саратов, 2004. - 217 c.
29. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации. - М.: Формула права, 2008. - 176 c.
30. Дьяконов В.В. Контроль и надзор в системе функций государства (теоретический аспект). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2006. - 209 c.
31. Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью в Российской Федерации. Монография. - Ростов-на-Дону: "Ростиздат", 2007. - 191 c.
32. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 231 с.
33. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля: Учебное пособие. – М.: Филинъ, 2000. – 384 с.
34. Лучин В.О. Указное право в России. – М.: ХГЦ Велес, 1996. – 52 с.
35. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - Ростов-на-Дону, 2000. - 205 c.
36. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Норма, Инфра-М, 1996. - 240 c.
37. Савенко О.Е. Контрольная функция государственных органов. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2004. - 195 c.
38. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Феникс, 2007. – 352 с.
39. Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. Учебное пособие. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 644 c.
40. Тарасов А.М. Государственный контроль в России. Монография. - М., 2008. - 672 c.
41. Толстыжено Е.А. Счетная палата Российской Федерации как орган парламентарского контроля. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2003. - 198 c.
42. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. - 110 c.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
43. Геросименко О.А. Конституционно- правовой статус Президента РФ // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. Сборник научных трудов. – Курск: Изд-во КИГМС, 2005. С. 10-13.
44. Зуйков А.В. Возращение " указного права"?.. // Конституционное и муниципальное право. № 9. 2008. С. 27-29.
45. Петухов В.Н. Контроль Правительства Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти и урегулирование разногласий между этими органами // Институты административного права России. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. С. 104-107.
46. Пономаренко Д.Ф. Судебный контроль как функция государственной власти // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. № 5. - Ростов-на-Дону, 2007. С. 114-116.
47. Тарасов А.М. Современный зарубежный государственный контроль // Юридический консультант. № 12. 2002. С. 15-21.
48. Юркевич Н.А. Функции правосудия и судебного контроля должны быть разделены // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 2. 2008. С. 210-211.
1,200 руб.