Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется, во-первых, необходимостью перехода России к инновационному и эффективному пути развития как единственной возможности сделать экономику страны конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных. Во-вторых, тем, что для перехода к эффективной диверсифицированной экономике необходимо сформировать соответствующую институциональную среду, своего рода систему институтов развития. В-третьих, тем, что в этой институциональной среде заметное место призваны занять особые экономические зоны (далее - ОЭЗ). Поэтому потребность в разработке новых теоретических подходов к решению проблем повышения роли ОЭЗ в эффективности функционирования и развитии национальной экономики уже назрела. Назрела и потребность в изучении и критическом осмыслении мирового опыта в этой области. Вопросы повышения роли зон в эффективном функционировании и развитии национальной экономики перемещаются ближе к практическому воплощению.
В настоящее время следует учитывать динамику изменений, происходящих в реальных процессах функционирования зон различного типа – наука не всегда успевает эти изменения осмыслить. В результате до настоящего времени остаются слабо изученными многие вопросы, связанные с ролью и местом зон в эффективном функционировании и развитии национальной экономики.
Главный вопрос связан с верификацией известного положения о том, что свободные экономические зоны (СЭЗ) – это не точки роста и тем более не институты инновационного развития. Более высокие результаты, утверждает экономическая теория, достигаются через либерализацию всей национальной экономики, чем через создание либеральных зон внутри нее. Эту позицию отстаивали и отстаивают не только ученые-экономисты. Ее придерживались многие практики и действующие политики и не только за рубежом, но и в России. Результаты функционирования СЭЗ в России в 90-х гг. также добавили аргументов в пользу этой точки зрения.
С другой стороны в большинстве стран зоны доказали свою действенность в решении вопросов привлечения иностранных инвестиций и освоения новых технологий. Особенно зримо об этом свидетельствует новейшая экономическая история многих стран и в первую очередь Китая. Поэтому теоретические рассуждения об эффективности всесторонней, а не точечной либерализации на фоне этих впечатляющих достижений могут рассматриваться как абстрактные, оторванные от реальной жизни догматы, а неудачи СЭЗ в России как результат исключительно неэффективного администрирования.
Цель курсовой работы – проанализировать роль особых экономических зон в становлении и развитии российской экономики, определить пути развития особых экономических зон в России и механизм их влияния на эффективность функционирования национальной экономики.
Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
Первая группа задач связана с обобщением материала о теоретико-методических основах исследования понятия особой экономической зоны, определения видов и типов особых экономических зон в мире и в России, изучение истории развития особых экономических зон в зарубежных странах и их влияние на эффективность развития мировой экономики, определение роли и механизмов влияния особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики в России.
Вторая группа задач связана с изучением опыта развития особых экономических зон в России и осмыслением новых тенденций в развитии СЭЗ. Рассмотрение механизма создания, функционирования и развития особых экономических зон в России, их административно-правового режима. Анализ проблем в развитии ОЭЗ в России и выявление их причин. Решение этих задач выходит на фундаментальную проблему соответствия новых тенденций в развитии ОЭЗ в России в последние годы требованиям эффективности функционирования национальной экономики, без которой невозможны конкурентоспособность, а, следовательно, и устойчивый экономический рост. Задачи можно переформулировать и таким образом – развиваются ли эти новые тенденции в направлении, ведущем к формированию ОЭЗ как институтов эффективной экономики? Если нет, то что можно сделать для корректировки русла их развития в сторону эффективности экономики?
Третья группа задач посвящена проблемам формирования и выработки предложений по перспективам и направлениям дальнейшего развития ОЭЗ в России в целях наибольшей отдачи и влияния на эффективность национальной экономики, а также предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность ОЭЗ.
Объектом исследования являются особые экономические зоны как субъекты эффективных экономических процессов в России и в мире.
Предметом исследования являются мировой опыт и российская практика создания и функционирования особых экономических зон как институтов эффективного функционирования и развития национальной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования послужили монографии, научные статьи известных отечественных и зарубежных ученых по вопросам создания и функционирования особых экономических зон.
Вопросы заявленной темы активно разрабатываются многими исследователями, работы которых связаны с созданием теоретико-методологических основ исследования зон, определением подходов к их научной классификации, исследованием факторов их создания и механизма функционирования. В этом направлении наиболее значимы труды Андреева В.К., Барзыкиной Е.Ю., Бурнашева И., Гурьева М., Данько Т.П., Дорониной Н.Г., Елгиной Д.А., Климовец О.В., Комаровой Е.В., Кузнецовой О.В., Лайченкова Н.Н., Леонидова Б.А., Лешиной И.Е., Мозиас П.М., Мусина Э.Ф., Орловой Н.А., Реут А.И., Савина В.А., Сахарова Н., Смородинской Н., Цукановой Г.М., Чистова А.В., Шавшиной В., Шеховцова А.
В процессе исследования в курсовой работе использовались формально-логические методы анализа, методы диалектической логики, системные методы исследования, а так же методы статистического, финансово-экономического, инвестиционного анализа, прогнозирования и моделирования.
Информационную базу исследования составили данные международной, национальной и региональной статистики, законодательные и нормативные акты, аналитические материалы региональных научно-исследовательских структур, нормативные и программные документы по вопросам создания и функционирования свободных зон, информационные ресурсы сети Интернет.
Цели и задачи определили структуру настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, обосновывающего актуальность и степень исследованности темы работы, определяет ее задачи и цели; основной части, состоящей из трех глав, разделенных на параграфы, в которых последовательно раскрывается содержание работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах проделанного в курсовой работе исследования. К работе прилагается список использованных при написании источников и специальной научной и учебной литературы.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ» И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
1.1. Понятие особых экономических зон 7
1.2. Экономические зоны в зарубежных странах 12
1.3. Влияние развития особых экономических зон на эффективность функционирования национальной экономики 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 20
2.1. Развитие особых экономических зон в России 20
2.2. Механизм повышения эффективности национальной экономики за счет развития особых экономических зон 25
2.3. Проблемы развития особых экономических зон в России 29
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 31
3.1. Пути решения проблем развития особых экономических зон в России 31
3.2. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Особая экономическая зона – это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.
Несмотря на все очевидные преимущества ОЭЗ, процесс их образования в России не получил должного развития. Возникающие при функционировании ОЭЗ проблемы носят разноплановый характер и требуют решения организационных, нормативно-правовых, управленческих, информационных и методических вопросов.
В России созданы ОЭЗ четырех типов:
1. Промышленно-производственная особая экономическая зона - часть территории, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности в области производства и (или) переработки товаров (продукции) и их реализации.
2. Технико-внедренческая особая экономическая зона - часть территории, устанавливаемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создания и реализации научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создания программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
3. Технопарк - форма территориальной интеграции науки, образования и производства в целях оперативного внедрения научно-технических разработок - представляет собой объединение научных, конструкторских и производственных подразделений в условиях хорошо оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.
4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности.
Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма как особые экономические зоны. Задачей организации особых экономических зон в России является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот.
Механизм особых экономических зон в общей стратегии дальнейшего развития и эффективного функционирования национальной экономики страны необходим для того, чтобы либерализировать и диверсифицировать национальную экономику. Этот инструмент может позволить потенциальным инвесторам развить свой бизнес и выбирать те сферы, куда целесообразнее вкладывать имеющиеся средства.
Именно последовательная работа по определению приоритетов в направлении дальнейшего движения и позиции, на которой сейчас находиться наша страна, концентрация на конкретных направлениях, и может стать толчком для осуществления предельно осознанных шагов по созданию так называемой национальной инновационной системы, которую нужно создавать как инструмент для повышения эффективности национальной экономики.
1,200 руб.
Международные акты
1. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)" [англ.] (Вместе с Приложением F.1 "О свободных зонах" [рус.]) (Заключена в г. Киото 18.05.1973) // СПС «КонсультантПлюс»
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.12.2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
3. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066.
4. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999) "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 07.07.1995) // "Собрание законодательства РФ", 16.10.1995, N 42, ст. 3923.
5. Федеральный закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ (ред. от 10.01.2006) "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) // "Собрание законодательства РФ", 22.01.1996, N 4, ст. 224.
6. Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ (ред. от 19.12.2005, с изм. от 24.11.2008) "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (принят ГД ФС РФ 23.04.1999) // "Собрание законодательства РФ", 07.06.1999, N 23, ст. 2807.
7. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
8. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3127.
9. Указ Президента РФ от 08.12.1992 N 1549 (ред. от 25.02.2003) "О социально-экономическом развитии Курильских островов" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 14.12.1992, N 24, ст. 2098.
10. Постановление Президиума ВС РСФСР от 27.05.1991 N 1343-1 "О создании свободной экономической зоны "Сахалин" (СЭЗ "Сахалин")" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 22, ст. 793.
11. Постановление Правительства РФ от 12.04.2006 N 211 "О преобразовании Федерального государственного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Внешстройимпорт" в Открытое акционерное общество "Особые экономические зоны" // "Собрание законодательства РФ", 17.04.2006, N 16, ст. 1749.
12. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 67 "О создании на территориях муниципального образования "Майминский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 888.
13. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 68 "О создании на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 889.
14. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 69 "О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 890.
15. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 70 "О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 891.
16. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 71 "О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 892.
17. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 72 "О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 893.
18. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 73 "О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 894.
19. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы)» // "Собрание законодательства РФ", 25.08.2003, N 34, ст. 3396.
20. Приказ Минэкономразвития РФ от 29.12.2007 N 462 (ред. от 25.04.2008) "О проведении в 2008 году открытого конкурса по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон" // СПС «КонсультантПлюс»
21. Закон г. Москвы от 13.03.2002 N 12 "О территориальной единице с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" // "Ведомости Московской городской Думы", N 4 (ст. 53), 06.05.2002.
22. Постановление Московской городской Думы от 03.12.1997 N 88 (ред. от 28.06.2000) "О создании территориально - промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особой зоны)" (вместе с "Положением О территориально - промышленной зоне с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особой зоне)") // "Ведомости Московской Думы", N 2, 1998.
Специальная научная и учебная литература
23. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 320 с.
24. Большой экономический словарь / Сост.: Квардакова О. – 7-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1472 с.
25. Игнатов В.Г., Бутов В. И. Свободные экономические зоны: Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база: Учебное пособие. – 2-е изд., пепераб. и доп. - М.: Ось-89, 2000. - 192 с.
26. Коршунов В.П. Возможности и перспективы использования мирового опыта свободных экономических зон в условиях России. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 2003. - 162 c.
27. Лескова Л.Г. Формирование особых экономических зон как фактор динамичного развития регионов. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2000. - 168 c.
28. Чжао Хунту Роль и место свободных экономических зон в развитии экономики Китая. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 2000. - 185 c.
29. Юн Ч.Е. Применение мирового опыта и особенности развития свободных экономических зон (СЭЗ) в России. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 1997. - 174 c.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
30. Багаутдинов А.Н. Проблема понятия особых экономических зон в российском праве // Право и государство: теория и практика. № 9. 2007. С. 104-108.
31. Балкаров А.К. Мировой опыт формирования нормативно-правовой базы создания и функционирования свободных экономических зон // Юридический вестник. № 3. 2003. С. 33-38.
32. Белов В.И. Экономическое развитие регионов в России посредством организации особых экономических зон // Политико-правовая система России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: К 15-летию юридического факультета ГОУ ВПО "Волгоградский государственный университет": К 10-летию НОУ ВПО "Волгоградский юридический институт". – Волгоград: Станица-2, 2006. С. 50-52.
33. Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. № 1. 2007. С. 6-12.
34. Верещагин С.Г. Свободные экономические зоны: история и современность // Гражданин и право. № 7. 2008. С. 9-17.
35. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. № 1. 2003. С. 18-28.
36. В Томске состоялась презентация северной площадки ОЭЗ технико-внедренческого типа // Стратегия и конкурентоспособность. № 5 (8). 2008. С. 10.
37. Доклад "О состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития" // Государственная власть и местное самоуправление. № 9. 2006. С. 8-17.
38. Доронина Н.Г. "Особые экономические зоны" во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. № 6. 2004. С. 95-105.
39. Дубна становится мировой столицей композитов // Федеральное Подмосковье. № 2(7). Февраль 2009. С. 14-15.
40. Игнатьева С.В., Кодлаев Э.В. Правовой режим иностранных инвестиций в свободных экономических зонах // Седьмая научная сессия аспирантов ГУАП: Гуманитарные науки. Сборник докладов: В 2-х частях. Ч. 2. – СПб.: СПбГУАП, 2004. С. 156-159.
41. Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. № 9. (Сентябрь) 2007. С. 28-42.
42. Князева Н. Особые экономические зоны: кадровый вызов // Человек и Труд. № 4. 2006. С. 18-20.
43. Кузьменко В.П., Кузнецова Л.И. Свободные экономические зоны: мифы и реальность // Экономика предприятия. № 2-3. 1999. С. 24-34.
44. Кущенко В.В. Проблемы развития свободных экономических зон в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. № 3. 2007. С. 38-45.
45. Мартынюк С.В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Внешнеторговое право. № 2. 2007. С. 23-24.
46. Мельников Р.А. Свободные экономические зоны: понятие, признаки и цели создания // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных статей. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. С. 150-160.
47. Обзор законодательства, регулирующего вопросы функционирования зон с особым экономическим режимом в зарубежных странах // Туризм: право и экономика. № 1. 2006. С. 25-39.
48. Петров В. Липецкая область – самая привлекательная в России для инвесторов // Липецкая газета. 2009. 20 янв.
49. Пирожникова Л. Особые экономические зоны и малый бизнес// Российская газета. 2007. 18 июн.
50. Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. № 5. 2006. С. 32-38.
51. Российские порты сделают особыми зонами // Транспорт России. № 21 (465). 2008. 24 августа.
52. Султанова Г. ОАО "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" увеличит капитал на 7 млрд. рублей // Татар-информ. 2008. 22 окт.
53. Шарченко Е. Таможенный режим в Особой экономической зоне // Коллегия. Российский правовой журнал. № 1-2. 2007. С. 23-25.
1,200 руб.