Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами. Россия исторически формировалась как многонациональная держава. И вопрос обустройства ее народов, их самочувствия и перспективы всегда был коренным и наиболее существенным вопросом для нашей страны. Россия после президентских выборов 2000 и 2008 года вступила в новый исторический этап своего демократического реформирования. Можно утверждать, что судьба дает России еще одну историческую возможность "быть или не быть России великой и благополучной державой-нацией, великих и благополучных народов-этносов и граждан единой страны" .
В результате смены ценностей и приоритетов многие сферы российского общества переживают кризисное состояние, но более всего тревожат людей сегодня проблемы межнациональных отношений в стране. Для целых народов, как и для отдельных граждан многонациональной России, огромное значение имеет состояние этнических отношений в стране, политические и нравственные установки национальной политики государства.
Межнациональная напряженность и конфликты, особенно на фоне неспособности органов власти, государства в центре и на местах защитить права и свободы россиян независимо от их национальной принадлежности на всей территории Российской Федерации снижают легитимность власти, подрывают веру в нее людей. В настоящее время речь идет, во-первых, об укреплении единства российского государства на подлинно демократических началах, а во-вторых, об утверждении равноправных и дружеских отношений между всеми национальностями Российской Федерации. Эти всепроникающие тенденции полноценного самоутверждения самобытности и перспектив каждой нации-этноса и всей Российской Федерации как нации-государства имеют фундаментальное значение для нашей страны во всех ее измерениях.
Однако, на современном этапе, наряду с массой традиционных проблем и трудностей, в России имеется немало заметных достижений во всех сферах государственной и общественной жизни.
Целью курсовой работы является через призму современного состояния и перспектив развития этих реальных и находящихся еще в своем становлении этнической и государственной общностей изучить характер и перспективы развития этнополитичеких процессов в стране, сущность и основные направления государственной национальной политики.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- дать определение государственной национальной политики (этнополитики) и раскрыть ее содержание как одного из основных направлений внутренней политики Российской Федерации;
- изучить систему принципов государственной национальной политики и их содержание, определить основные задачи и направления реализации государственной национальной политики в России;
- провести анализ стратегических проблем в реализации государственной национальной политики и выявить суть межнациональной напряженности в России;
- изучить проблемы правового регулирования осуществления государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях (в субъектах РФ), выявить проблемы организационного и финансового характера в деятельности органов государственной власти по реализации государственной национальной политики в России;
- выработать предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования государственной национальной политики и улучшению финансовых и организационных мер органов государственной власти в целях наиболее эффективной реализации государственной национальной политики в России.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в сфере межнациональных этнических взаимоотношений народов с Российской Федерации.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, федеральные законы, концепции и программы развития, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств и ведомств, законодательство субъектов РФ и органов местного самоуправления), а также научные исследования ученых в области межнациональных и этнических отношений и конфликтов в современной России.
Структуру курсовой работы определили поставленные цели и задачи. Курсовая работа состоит из введения, обосновывающего актуальность и степень исследованности темы работы, определяет ее задачи и цели; основной части, состоящей из трех глав, разделенных на параграфы, в которых последовательно раскрывается содержание работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах проделанного в курсовой работе исследования. К работе прилагается список использованных при написании источников и специальной научной и учебной литературы.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие государственной национальной политики (этнополитики) как основного направления внутренней политики России 6
1.2. Принципы и задачи государственной национальной политики России 15
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Современное состояние межнациональных отношений в России 22
2.2. Деятельность органов государственной власти в сфере реализации государственной национальной политики 24
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Под национальной политикой, в самом общем смысле, понимается деятельность соответствующих политических субъектов по регулированию этнических отношений согласно поставленным целям. Обычно такими целями являются упорядочение (нормализация) национальных отношений, согласование (гармонизация) интересов их носителей, достижение общественной эффективности и стабильности (в реализации социальных закономерностей).
Государственная национальная политика Российской Федерации основывается на принципах Конституции России, общепризнанных нормах международного права и международных договорах нашего государства. Она находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов федерации, а также в муниципальных правовых актах.
Для современной многонациональной России, строящей демократическое общество, где проживают совместно более 170 народов, существенно важное значение имеет развитие и укрепление межнациональных отношений и предупреждение конфликтов на национальной почве. Национальные вопросы нельзя считать решенными раз и навсегда. Это гибкая, динамичная и деликатная сфера жизни, где требуется особое внимание со стороны государства для недопущения межнациональных конфликтов, дестабилизирующих общество.
За последние годы достаточно сильно изменились состояние межнациональных отношений и характер конфликтов в этой области. Удалось снизить накал открытых массовых вооруженных конфликтов и их последствий (чеченский конфликт, осетино-ингушский конфликт).
В целях предупреждения межнациональных конфликтов, укрепления межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации необходима целостная система законодательного обеспечения государственной национальной политики в сфере межнациональных отношений, которая должна содержать основы регулирования национальной политики государства; полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования межнациональных отношений; формы участия органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан Российской Федерации в реализации государственной национальной политики; меры, направленные на предупреждение конфликтных ситуаций.
При этом следует отметить, что указанные мероприятия требуют бюджетного финансирования и включают подготовку программ, направленных на разработку мер по предупреждению межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации.
Основным документом в области национальной политики в 90-е годы стала Концепция государственной национальной политики 1996 года. Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Отдельные задачи, предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации.
Все это позволяет сделать вывод, что предложенная Концепцией система взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений требует своего переосмысления и обновления.
Вместе с тем не стоит забывать о том, что принятие Концепции государственной национальной политики было временной мерой, направленной на восполнение пробелов в законодательстве. Развитие основ национальной политики в стране требует дальнейшего правового регулирования.
Однако принятие базового федерального закона в сфере национальной политики затягивается и по сей день. Если ранее его отсутствие частично компенсировалось наличием Концепции государственной национальной политики, то со временем ее актуальность становится все менее значимой, а потребность разработки и принятия закона об основах национальной политики – очевидной.
К сожалению, отсутствие единого, согласованного подхода к выработке национальной политики остается одной из причин затягивания законопроектной работы в этой сфере.
Принятие законодательного акта, устанавливающего основы государственной политики в сфере национального развития, – необходимая и крайне востребованная мера, но она достигнет своей цели только при условии одновременного внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство и иные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность должностных лиц и граждан Российской Федерации, а также разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) "О национально-культурной автономии" (принят ГД ФС РФ 22.05.1996) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2965.
4. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.04.1999) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2208.
5. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2000) // "Собрание законодательства РФ", 24.07.2000, N 30, ст. 3122.
6. Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.04.2001) // "Собрание законодательства РФ", N 20, 14.05.2001, ст. 1972.
7. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.12.2008) "О государственной службе российского казачества" (принят ГД ФС РФ 09.11.2005) // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2005, N 50, ст. 5245.
8. Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 02.07.2007, N 27, ст. 3213.
9. Постановление СНД РФ от 10.04.1992 N 2689-1 "О Федеративном договоре" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 23.04.1992, N 17, ст. 898
10. Указ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 3010.
11. Приказ Минрегиона РФ от 13.06.2006 N 72 (ред. от 31.07.2008) "О Консультативном Совете по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации" // «СПС КонсультантПлюс»
Специальная научная и учебная литература
12. Ассамблея народов России. О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики. Специальный доклад Президенту Российской Федерации. – М.: Славянский диалог, 2001. – 76 с.
13. Бачинин В.А. Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: АСТ, 2005. – 512 с.
15. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ. – 2-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2009. – 256 с.
16. Заметина Т.В. Конституционные основы национальной политики Российской Федерации / Под ред.: Кабышев В.Т. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. - 276 c.
17. Карапетян Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов. Федерализм. Суверенитет. Национальные меньшинства. Самоопределение. Территориальная целостность. Конфликты. - М.: Манускрипт, 1996. - 150 c.
18. Кожинов В. О русском национальном сознании. – М.: Алгоритм, 2002. – 384 с.
19. Конев Ф.Ф. Формы государственного устройства: федеративные государства. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 148 c.
20. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юристъ, 1994. – 704 с.
21. Оль П.А., Ромашов Р.А. Нация (генезис понятия и вопросы правосубъектности). Монография. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2002. - 144 c.
22. Павловский И. Политика национальных интересов. Вектор развития современной России. – М.: Зебра Е, 2008. – 450 с.
23. Политология: Учебник / Под ред. В. К. Мокшина. – М.: Академический проект, 2008. - 608 с.
24. Севастьянов А Н. Этнос и нация. – М.: Книжный мир, 2008. – 192 с.
25. Тишков В.А. Этнология и политика. – 2-е изд., доп. – М.: Наука, 2005. – 384 с.
26. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Русский мир, 1997. - 532 c.
27. Тэпс Д. Проблемы национального самоопределения в условиях реформирования российского федерализма. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2005. - 234 c.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
28. Еремеев И.А. Законность и демократизм как феномен и принцип организации государства // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 51. – Тольятти: ВУиТ, 2005. С. 242-245.
29. Мулукаев Р.С. О концепции государственной национальной политики Российской Федерации // Актуальные вопросы российской государственности. Труды Академии управления. – М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2001. С. 107-115.
30. Овчинникова В.И. Этнос как субъект правовой политики // Правовая политика: Теоретико-методологические и доктринальные принципы исследования правовой политики. Сборник тезисов всероссийской научно-теоретической конференции. Ч. 1.- Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005. С. 110-113.
Электронные ресурсы
31. Справка «Об итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими, географическими и другими особенностями, а также реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническими общностям России в первом полугодии 2007 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.minregion.ru/WorkItems/SPage.aspx?PageID=362. Дата посещения 10.03.2009 г.
1,200 руб.