Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы.
Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.
Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.
Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
Большинство населения получает информацию в традиционном виде - печатные издания, радио, телевидение.
Информационно - телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала и совершенствования нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости не только в России, но и регионах.
Данная проблематика является достаточно новой для российской правовой науки. В данной выпускной квалификационной работе был использован максимально доступный круг источников, среди которых особое место занимают статьи Бачило И.Л. «Информационное право. Роль и место в системе права РФ», «Информация как отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ», работы Копылова В.А. «Информационное право. Концепция структуры системы информационного права», Ю.А. Нисневич «Информационная политика России: проблемы и перспективы», а также труды А.В.Дмитриева, Ю.Росича, А.Е. Шадрина, И.И. Засурского и др.
Помимо традиционных источников информации, в курсовой работе активно привлекались данные с web-сайтов сети Интернет, в частности новостные ленты агентства «monitoring.ru», электронные журналы «inte
et.ru», «polit.ru», «politstudies.ru». Дополнительным материалом также явились медиа-карта Красноярского края за 2005-2006 гг.
Актуальность данной проблемы обоснована тем, что на современном этапе существует острая практическая необходимость определения эффективности нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти на региональном уровне. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Нормативно-правовое регулирование информационной политики и информационной открытости органов государственной власти. Региональный аспект»
Объект исследования – Красноярский край
Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование информационной политики и информационной открытости органов государственной власти
Цель выпускной квалификационной работы – анализ эффективности нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти на региональном уровне.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1.Проанализировать основные направления правового регулирования отношений в информационной сфере.
2.Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование информационной политики органов государственной власти.
3.Обосновать систему нормативно-правового регулирования информационной открытости органов государственной власти
4. Проанализировать проблемы и пути совершенствования системы нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти на примере Красноярского края
Научная новизна исследования заключается в попытке осуществить оценку эффективности нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти в Красноярском крае.
Практическая значимость исследования определяется тем, что ряд ее теоретических положений и выводов вносят существенный вклад в дальнейшую разработку концепции нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти на региональном уровне.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы нормативно-правового регулирования информационной политики
1.1.Основные направления правового регулирования отношений в информационной сфере…………………………………………………………..8
1.2. Нормы и источники информационного права в современном российском законодательстве………………………………………………………………...12
1.3. Нормативно-правовое регулирование информационной политики органов государственной власти………………………………………………..17
Выводы по главе…………………………………………………………………22
Глава 2. Система нормативно-правового регулирования информационной открытости органов государственной власти
2.1.Информационная открытость органов государственной власти: сущность, основные характеристики, нормативно-правовое закрепление, предоставление информации СМИ………………………………….................24
2.2. Ответственность за нарушение норм регулирующих информационную открытость деятельности органов власти……………………………………...30
2.3. Недостатки сложившейся системы федерального нормативного регулирования информационной открытости в деятельности органов власти……………………………………………………………………………..43
Выводы по главе…………………………………………………………………46
Глава 3. Анализ проблем и путей совершенствования системы нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти
3.1.Региональный опыт нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти (на примере анализа информационного пространства Красноярского края)…………………………………………………………….48
3.2.Зарубежный опыт нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости в деятельности органов власти…………………………………………………………………...59
3.3. Рекомендации по созданию системы нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти Красноярского края………………………..69
Выводы по главе…………………………………………………………………73
Заключение……………………………………………………………………….76
Библиография…………………………………………………………………….81
Приложение………………………………………………………………………85
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и нормативно-правовых источников мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Информационная сфера – это сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации, внутри которой развиваются информационные отношения, требующие нормативно-правового регулирования.
- Государственная информационная политика должна быть ориентирована на рост информационных потребностей населения, на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как важного условия развития экономики, успешного завершения нынешнего этапа экономических реформ, перехода к новым высшим типам технологических укладов, в конечном счете на существенное повышение уровня жизни населения.
- Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов общественной жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.
- Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.
- Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.
- В России законодательной базой в области правового регулирования информацией служат Федеральный закон \"Об информации\" и изданные на его основе иные нормативные правовые акты.
- Развитие законодательства за последние годы сформировало нор-мативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.
- Информационное общество – по своему типу общество демократическое, что обеспечивается презумпцией открытости информации для граждан и защитой их информационных прав, обеспечением свободного обращения информации, конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации. Важнейшим фактором информационного общества является высокий профессионализм участников информационного обмена (прежде всего СМИ и органов власти) и обеспечение равных прав для всех его субъектов. Объективный анализ ситуации раскрывает имеющееся здесь большое проблемное поле.
- Информационная открытость органов государственной власти – это, прежде всего, демократический подход органов государственной власти к информационному доступу гражданами, который в свою очередь позволяет активно использовать их права и свободы. Пожизненное обучение, телематика, компьютеризация, компьютерная грамотность, универсальный доступ, активное правление, электронная почта, электронное голосование, электронное правительство, интернет и прочие элементы информационного общества, внедрению которых прямо или опосредствованно оказывает содействие создание электронного правительства, активизируют социальную позицию граждан, подталкивают их к более широкому использованию своих прав и свобод.
- Правоотношения, связанные с оборотом информации, имеют современную регламентацию и структуру в нормативных актах, а также защита различных видов тайн показана четко и конкретно. Ответственность за нарушения, в сфере оборота информации, по законодательству, а именно КоАП РФ, и УК РФ, предполагает реальную ответственность, что сохраняет возможность лиц верить в правосудие и восполнение баланса. Спустя годы, после многочисленных изменений законодательства, мы можем утверждать, что наши права защищены, при том, что с другой стороны они ограничены
- К серьезным недостаткам информационной открытости органов государственной власти относится и нечеткое распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти при имеющейся избирательной системе, осложненное стремлением партий провести своих представителей в каждую из этих ветвей, чтобы гарантировать собственное преимущество во всех отношениях.
- Анализ опыта нормативно-правового регулирования информационной политики и информационной открытости органов государственной власти Красноярского края показал, что серьезное влияние на состояние информационного пространства Красноярского края оказывают географические особенности региона – огромная территория при низкой плотности населения. При этом около 1/5 территории расположено за Полярным кругом. Дисбаланс в распределении населения сопоставим с распределением на медиа-карте края средств массовой информации.
Если говорить о количественных характеристиках медиа-пространства, то наибольшая насыщенность информационного поля наблюдается в Красноярске, далее идут Норильск, Канск, Ачинск, Минусинск, Железногорск, Зеленогорск, Шарыпово. Однако большую часть края составляют районы, находящиеся вне зон вещания краевых теле-радиокомпаний, куда доходит мизерная часть региональных печатных изданий. Что крайне существенно, в силу исторических реалий 1990-х гг., в изоляции от общекраевой информации оказались северные территории региона – Норильск, Эвенкия, Таймыр. Однако не только это – наличие или отсутствие СМИ как таковых на определенной территории и их количество влияет на доступность для населения объективной информации о жизни региона, о деятельности органов государственной власти края. Значительную роль в характере доступной для населения информации играет форма собственности СМИ, поскольку во многом именно от этого зависят цели и задачи, стоящие перед СМИ, а следовательно – содержательная часть информации, формы ее подачи, акценты и т.д., и как итог – возникающие вследствие этого дефициты.
- В конце XX века западные страны столкнулись с рядом проблем, связанных с работой органов государственного управления: большими расходами, неэффективными процессами, неудовлетворительными результатами. Преобразования подразумевали сокращение численности государственного аппарата, уменьшение количества внутренних нормативных документов, внедрение в практику государственных учреждений стандартов качественного обслуживания клиентов. Государственным учреждениям, в частности, предписывалось уточнить категории своих \"клиентов\" и изучить их потребности, разработать стратегии повышения качества услуг, а также критерии и механизмы оценки качества обслуживания.
- Анализ исследуемых процессов в Красноярском крае показал, что проектной задачей совершенствования нормативно-правового регулирования является сбалансированность различных аспектов и тенденций информационного обмена на основе концептуальных подходов, что требует создания определенных организационных, правовых, экономических и технологических условий, при которых каждый из участников процесса будет эффективно выполнять свои функцию по объективному информированию населения, социальных институтов и государства. Под этим углом зрения следует рассматривать все уже существующее и перспективное законодательство, другие нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся информационного обмена в обществе.
3,000 руб.
Библиография
1.Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб. 2002.
2. Андреева И. Рынок финансовой информатизации в России //Фин. бизнесс. – 1996, №2. - С. 37-43.
3. Афанасьев К.Е. Создание единого информационного пространства Кузбасса и проблемы содержательного наполнения. // Регион: управление и информатизация. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1995. – С.85-88.
4. Афанасьев К.Е., Третьякова И.В. Центр Inte
et КемГУ. Кемерово. 1997.
5.Белкин С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть// Власть. 1999. №9
6. Бугаенко Д. Рынок финансовой информатизации: состояние и перспективы //Фин. бизнес. – 1994, №6. – С. 50-52
7. Виткин М.П., Зарубина Н.В О совершенствовании информационного обеспечения программ развития региональной экономики. // Регион: управление и информатизация. Кемерово: Кузбассвузиздат. 1995. – С.15-17.
8. Волков Е.А. Экономическая эффективность автоматизированного управления. – М.: Мысль. 1987.
9. Зарубина Н.В. Состояние и перспективы информатизации органов управления Красноярском крае. // Регион: управление и информатизация. Красноярск., 1995. – С.10-15.-
10.Данилов Д. Интернет как инструмент политического PR // Мир Inte
et. Спб. 2001. №10
11.Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, интернет. М., 2002.
12.Докторов Б. Российский политический Интернет // Петербургский журнал социологии. 1999. № 2
13.Залесский П.К. Политические симпатии российской аудитории Интернет // СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. М. 2000.
14. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
15. Иванов Д.Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг. 2002. №4
16.Иванов Д.Г. Российский интернет как средство политической коммуникации // Русский Журнал: URL: http://www.russ.ru/netcult/history/20020313.html (2002. 13 марта)
17. Интернет и российское общество / Под ред. И.А.Семенова. М., 2002.
18.Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика / Доклад Фонда эффективной политики, февраль 2001.
19. Информационные системы в экономике. – М.: Фин. и стат. 1996.
20. Кислюк М.Б. Проблемы информатизации региона в период структурной перестройки экономики. // Регион: управление и информатизация. Красноярск. 1995. – С.3-6.
21. Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // Сб. НТИ. Сер. 1. 1998. № 9
22. Копылов В.И. Нормативно-правовое обеспечение процесса вхождения России в информационное общество// проблемы информатизации. 1997 Вып 4. с. 60-63
23. Лавров А.М. Информационные технологии в условиях новых систем управления регионом. // Регион: управление и информатизация. Красноярск. 1995. – С.6-10.
24. Наумов В. Особенности правового регулирования сети Интернет // Право и Интернет: URL: http://www.russianlaw.net (2000. 17 апр.)
25.Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис. 2002. № 1
26. Осокина Н.В., Логачев В.А. Информация как ресурс социально-экономического развития. // Регион: управление и информатизация. Красноярск. 1995. – С.105-106.
27. Паркинсон С.Н. Искусство управления. – СПб.: Лениздат. 1992.
28. Ракитов А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика //Проблемы информатизации. – М.: 1993. Вып. 1-2.
29. Регионы России в 1999 г.: Ежегодное приложение к \"Политическому альманаху России\" / Под ред. Н. Петрова. М., 2001.
30. Росич Ю. Интернет в политической жизни России // Правда.ру: URL: http://politics.pravda.ru/politics/2003/1/6/11/15062_SMI.html (2003. 26 нояб.)
31. Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник /Под ред. Косарева В.П, Королева А.Ю. – М.: Финансы и статистика, 1996. 336 с.
32. Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 20.02.95 №24-Ф3.
33. Указ Президента РФ \"Вопросы деятельности Комитета при Президенте РФ по политике информатизации\" от 17 февраля 1994г. N328;
34. Указ Президента РФ \"Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств\" от 27 декабря 1993г. N2293;
35. Указ Президента Российской Федерации \"О дополнительных гарантиях права граждан на информацию\" от 31 декабря 1993г. N2334;
36. Указ Президента РФ \"О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти РФ\" от 21 февраля 1994г. N361;
37. Указ Президента РФ \"О совершенствовании информационно - телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации\", от 1 июля 1994г. п. 1390.
38. Указ Президента Российской Федерации \"Об основах государственной политики в сфере информатизации\" от 20 января 1999г. N170;
39. Указ Президента РФ \"Концепция правовой информатизации России\", от 23 апреля 1998г. N477.
3,000 руб.