Форма государства есть собирательное понятие, состоящее из совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного (политико-территориального) устройства и государственного режима (способов осуществления публичного господства), отражающих специфику правосознания и правового мышления населения страны.
В отличие от вышеизложенной позиции, в 1956 году Г.Н. Манов предложил отождествлять политический режим с понятием формы государства в целом, а форму правления и форму государственного устройства исследовать как его составные части . По мнению А.И. Денисова, форму государства следует анализировать в узком и широком смысле: в первом случае, это образ правления и государственного устройства, а во втором – лишь форма правления . Достаточно оригинальный подход к пониманию формы государства предложили И.П. Ильинский, Д.А. Керимов и Н.В. Черноголовкин, которые выделили внутреннюю и внешнюю форму государства . В рамках внутренней формы государства описывался политический режим, а внешняя – состояла из формы правления и формы государственного устройства. А.Г. Лашин считает, что политический режим не является структурным элементом формы государства, так как он характеризует его сущность, а не материальное проявление в лице верховных и территориальных органов публичного управления страной . Теоретик конституционного права А.А. Мишин утверждает, что форма государства имеет бинарную структуру: с одной стороны, она включает в себя форму правления, а с другой – форму государственного устройства .
Однако, большинство отечественных правоведов (А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.С. Петров, В.М. Сырых, В.Е. Чиркин и др.) последние шестьдесят лет под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима . При этом форма правления рассматривается ими в качестве системы органов верховной государственной власти. Под формой государственного устройства они понимают особенности взаимодействия центрального аппарата публичного управления страной с региональным. Государственный (политический) режим для представителей данного направления является конкретным проявлением способов осуществления государственной власти в отдельно взятых исторических условиях. С этой точки зрения мы и будем рассматривать в курсовой работе форму Российского государства.
Современная теория государства и права была бы неполной, если бы в ней не рассматривались некоторые наиболее важные теоретические вопросы российской государственности. Именно российская история, наряду, разумеется, с проявлением общих политико-правовых закономерностей, создавала и весьма своеобразные политические, структурные и территориальные особенности государственно-правовой организации общества, а в XX веке и вообще породила исключительное своеобразие государственно-правового развития: Советское государство и советское социалистическое право.
Вот почему, учитывая именно динамику Российского государства, его развитие, его своеобразие, является актуальным изучение формы современного Российского государства с позиций основ теории государства и права. Это понятие оказывается крайне необходимым на современном этапе научного знания, когда возникает задача теоретического осмысления длительной истории государственно-правовой организации российского общества.
Целью курсовой работы является изучение с точки зрения науки теории государства и права формы современного Российского государства.
Объектом исследования в курсовой работе является форма современного государства России: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим.
Предметом исследования в курсовой работе являются научные работы исследователей теории государства и права, изучавшие форму Российского государства, нормы конституционного, административного и других отраслей права, регулирующие административно-политическую сферу деятельности государства.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- на основе Конституции РФ и норм конституционного права исследовать форму правления в Российской Федерации, выявить особенности и тенденции развития полупрезидентской республики в России;
- охарактеризовать форму государственного (территориального) устройства Российской Федерации, выявить особенности российского федерализма как базового принципа построения современного Российского государства;
- проанализировать современный политический режим в Российской Федерации, выявить особенности государственного управления в современной России, рассмотреть тенденции развития политического процесса в современном Российском государстве.
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
В курсовой работе с современных научных позиций сделана попытка исследования формы государства применительно к современному опыту России. Кроме того, проанализированы факторы, оказывающие существенное влияние на форму государства, дана их характеристика. В научной литературе последних лет с современных позиций комплексно исследованы тенденции эволюции формы современного Российского государства: формы правления, формы государственного устройства, государственно - политического режима.
Форма государства - это форма согласования отношений и связей внутри социально-экономического дифференцированного общества. В теории государства и права выделяют три элемента формы государства: форму правления, форму государственно-территориального устройства, политический режим.
Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В основе федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России. Государственная целостность и единство системы государственной власти в РФ выражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Конституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения РФ и ее субъектов. Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права.
Развитие республиканской формы правления современной России поставило перед теорией государства и права многие острые вопросы. В современный период необходимо исследовать и стимулировать развитие прогрессивных тенденций формы правления. Это важно, поскольку происходящие в нашей стране изменения вызваны необходимостью преодоления кризисных явлений в политике и экономике, направлены на поиск новой модели формы правления.
Специфичность формы государственного устройства в условиях Российской Федерации осложнена рядом как объективных, так и субъективных причин. Положительным моментом в процессе поступательного развития государственного устройства в России является учет мирового опыта федерализма и выработка оптимального пути для Российской Федерации. Практика совершенствования федеративных отношений в России испытывает сильное воздействие региональных факторов. Это в свою очередь высветило уникальность российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран.
Эволюция государственного (политического) режима в РФ, протекает в условиях реально противоречивого социально-экономического и духовного контекста. С одной стороны, демократической общественности, демократическим партиям и профсоюзам приходится противостоять традиционному тяготению власти к чрезмерной авторитарности, с другой - поддерживать ее стремление к решительному укреплению правопорядка, к отлаживанию механизмов управляемости государством.
Задача формирования правового государства, поставленная Президентом РФ Д.А. Медведевым в своем Послании Федеральному Собранию, поднимает вопрос о ценности закона, обеспечении его верховенства во всех сферах общественной жизни. Эффективность закона определяется прежде всего его качеством, научной обоснованностью и своевременностью.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
3. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, N 23, ст. 2756.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 "Послание Президента РФ Федеральному Собранию" // "Российская газета", N 230, 06.11.2008.
Специальная научная литература
7. Анненкова В.Г., Заметина Т.В., Кулушева М.А. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов Федерации / Под ред.: Комкова Г.Н. - Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2004. - 148 c.
8. Денисов А.И. Сущность и формы государства. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. - 67 c.
9. Кагарлицкий Б. Управляемая демократия. Россия, которую нам навязали. – М.: Ультра Культура, 2005. – 576 с.
10. Киселева А.В. Принцип федерализма в Российской Конституции. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / - Ростов-на-Дону, 1996. - 247 c.
11. Лашин А.Г. Возникновение и развитие форм социалистического государства. - М.: Изд-во МГУ, 1965. – 418 с.
12. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. - М.: «Эдель-М», 2002. - 320 с.
13. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства / Отв. ред.: Белых А.К. - Л.: Наука, 1971. - 163 c
14. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2007. – 48 с.
15. Попов Г. О номенклатурно-управляемой демократии 2000 – 2004 годов. – М.: Согласие, 2004. – 640 с.
16. Рачинский В.В. Публичная власть как общеправовая категория (Теоретико-прикладной аспект). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - Уфа, 2003. - 195 c.
17. Саленко А.В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. - С.-Пб., 2002. - 211 c.
18. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. – М.: Весь Мир, 2001. – 272 с.
19. Социалистическое государство. Сущность, функции и формы / Редкол.: Ильинский И.П., Керимов Д.А., Черноголовкин Н.В. - М.: Мысль, 1976. - 168 c.
20. Урнов М.Ю., Касамара В.А. Современная Россия: вызовы и ответы. Сборник материалов. - М.: Каскад, 2006. – 240 с.
21. Хачатурян Б.Г. Развитие российского федерализма на примере строительства органов власти в Дальневосточных субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Хабаровск, 2000. – 42 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
22. Бирюков Н.И. Проблема демократизации современного российского общества // История государства и права. № 5. 2007. С. 15-16.
23. Замышляев Д.В. Территориальный фактор в устройстве государства // Государственная власть и местное самоуправление. № 2. 2004. С. 20-23.
24. Затонский В.А. Государство, политика, право, выборы: актуальные вопросы теории и практики демократии участия // Право и политика. № 5. 2008. С. 31-41.
25. Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. № 3. 2002. С. 63-84.
26. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. 2004. № 6. С. 124-126.
27. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий. (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. № 10. 2003. С. 16-23.
28. Кулиев М.-П.Р., Серегин Н.С. Рецензия на монографию И.В. Левакина «Российская Федерация: Проблемы государственного единства» (М.: «Эдель-М», 2002. 320 с.) // Государство и право. 2003. № 5. С. 113–115.
29. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. № 1. 2003. С. 5-12.
30. Манов Г.Н. О понятии формы государства // Ученые записки: Труды юридического факультета. Ученые записки Таджикского университета. Т. 11: Вып.: 4. – Сталинабад, 1956. С. 3-13.
31. Мириханов Н. Федерализм, многонациональность, государственность: новый курс российской власти // Федерализм. 2002. № 3. С. 103–122.
32. Никонов В. Путинизм // Бунин И., Караганов С., Никонов В., Рыжков В., Салмин А., Сатаров Г. Современная российская политика: Курс лекций. – М.: Олма-Пресс, 2003. С. 29-43.
33. Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника // Полис. 2006. № 2. С. 158-166.
34. Пешин Н.Л. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. № 4. 2005. С. 38-40.
35. Пионтковский А. Власть загоняет себя в угол // Аргументы и факты. 2004. N 3. С. 4-6.
36. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. 2004. № 6. С. 105-108.
37. Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. № 1. С. 45-51.
38. Шестов Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы // Полис. 2004. № 6. С. 110-118.
39. Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. № 1. С. 22-34.
40. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 6-14.
Учебная литература
41. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. - 400 c.
42. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник, 5-е издание, стереотипное. – М.: Омега-Л, 2008. – 608 с.
43. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ТК «Велби», 2008. – 640 с.
44. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2006. – 544 с.
45. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник, 12-е изд., стереотипное. – М.: Юстицинформ, 2006. – 512 с.
46. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Эксмо, 2008. – 480 с.
47. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2006. – 336 с.
48. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. – 704 с.
49. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Юристъ, 2000. – 384 с.
1,200 руб.