Местное самоуправление — многогранное, многоаспектное, многостороннее социальное явление. Социальный опыт человечества свидетельствует, что не во все периоды развития государства решение повседневных вопросов на местах принимало форму самоорганизации. Это означает, что местное самоуправление как одна из форм самоорганизации населения существовало далеко не всегда. Если говорить о современных принципах и формах самоорганизации местного самоуправления, то они, как справедливо отмечается в литературе, формировались в результате длительного многовекового диалектического противостояния общества и государства, явились итогом политического отчуждения. Современные принципы и формы местного самоуправления — результат сложного процесса поиска компромисса, согласования интересов общества в лице территориальных сообществ и государства. Вероятно, исходя из этого современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.
Проблема местного самоуправления, его место и роль в политической организации общества — один из сложнейших вопросов, которые на протяжении более ста лет занимают умы правоведов, государствоведов и политологов. Говоря о понимании местного самоуправления, необходимо отметить, что местное самоуправление является объективным явлением жизни общества, одной из форм его самоорганизации. Государство, так же как и местное самоуправление, является по своей природе социальным институтом и представляет собой одну из форм социальной жизни, одну из форм самоорганизации общества, вероятно, более сложную, чем местное самоуправление.
В современном понимании местное самоуправление, с нашей точки зрения, является одной из возможных форм самоорганизации населения на локальном уровне, т. е. на уровне поселения или иной ограниченной территории. Полагаем, что современный процесс становления и развития местного самоуправления — в определенном смысле объективный и неизбежный процесс, поскольку современные принципы организации местного самоуправления выражают собой конкретную форму неотъемлемого фундаментального свойства всех социальных систем, а именно их свойство к самоорганизации.
На протяжении всей истории государственности прослеживается тесная органическая взаимосвязь между развитием государства и самоуправлением. В различных типах государства, на разных этапах эволюции существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима.
Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует о том, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
В настоящей работе рассматривается понятие местного самоуправления в различных аспектах и содержания: как одна из основ конституционного строя нашего государства; как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность; как форма непосредственного народовластия. Местное самоуправление рассматривается как историческое, политическое, социальное, государственное и правовое явление, и его взаимосвязь с институтами гражданского общества.
750 руб.
Введение 3
1. Понятие местного самоуправления 5
2. Конституционное закрепление местного самоуправления в Российской Федерации 7
3. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и формы непосредственного осуществления местного самоуправления 11
4. Местное самоуправление как форма народовластия. 14
5. Субъект и объект местного самоуправления. 16
6. Гражданское общество и местное самоуправление. 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
750 руб.
Рассмотрев вышеизложенное, в понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов (признаков):
1) содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках осуществления местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
2) местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется прежде всего его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132);
3) местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;
4) местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);
5) местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.
Для Российской Федерации введение местного самоуправления на принципах Конституции является прогрессивным явлением, выгодным со многих точек зрения. Полагаем, что одной из центральных задач государственного строительства является не только формирование института местного самоуправления, но и установление системы сдержек и противовесов между различными уровнями власти, обеспечивающих гарантии местного самоуправления, в том числе гарантии государства в отношении процесса осуществления местного самоуправления. Только это может обеспечить и гарантировать устойчивое развитие всех властных структур, в том числе государственных.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности — соединении в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. "Европейская Хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
3. Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ (ред. от 28.12.2004) "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4464.
4. Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ "О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 13.04.1998, N 15, ст. 1695.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3108.
7. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 (ред. от 06.02.2004) "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" // "Собрание законодательства РФ", 20.08.2001, N 34, ст. 3503.
8. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2666.
9. Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5011.
Специальная научная и учебная литература
10. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. 25 января 1994 г. - М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 43-47
11. Адарченко С.А. Формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление // Россия и социальные изменения в современном мире. Ломоносовские чтения 2004 г. Сборник статей. – М.: МАКС Пресс, 2004. – 136 с.
12. Безобразов В.П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб., 1882.
13. Глазычев В.Л., Генисаретский О.И. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России // Городское управление, 2007, № 5.
14. Гражданское общество: истоки и современность / Волков Ю.Н., Гуторов В.А., Кальной И.И., Колесников В.В., Марахов В.Г. и др.; Науч. ред.: Кальной И.И., Лопушанский И.Н.. - 2-е изд., доп. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 296 c.
15. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России. - М.: Норма, 2002. - 270 с.
16. Константинов А. С. О сущности и содержании категории "Муниципальная организация местного самоуправления" // Муниципальное право, 2007, №1. С.2-7.
17. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2004. – 559 с.
18. Местное самоуправление и муниципальное самоуправление: 100 вопросов – 100 ответов. Словарь-справочник. – М.: Ось-89, 2007. – 176 с.
19. Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. Бондарь Н.С. Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 559 с.
20. Муниципальное право России. Учебник 2-е издание / Под ред. Чеботарева Г.Н. – М.: Юристъ, 2007. – 382 с.
21. Постовой Н.В. Муниципальное право России: вопросы и ответы. Учеб. пособие – М.: Юриспруденция, 2006. – 144 с.
22. Семенова М.С. Местное самоуправление как форма народовластия // Проблемы развития российской правовой системы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, г. Сочи, 3 июня 2005 г.. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2006. - С. 124-135
23. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Норма, 2005. - 320 c.
750 руб.