Начиная с 90-х годов в Российской Федерации идет поиск наиболее приемлемых форм государственного устройства, что вызвано объективными процессами перестройки народно-хозяйственного комплекса страны. Принципы разделения властей, суверенизации административных образований с обширными территориями и значительной частью населения выдвинули в первый ряд проблемы регионального самоуправления, элементы которого в настоящий момент находятся на стадии формирования.
Минрегион России проанализировал итоги реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2007 году.
По итогам анализа хода выполнения требований Федерального закона № 131-ФЗ, на конец 2007 года можно констатировать, что в Российской Федерации:
- создана современная модель территориальной организации местного самоуправления;
- сформированы органы местного самоуправления;
- организована муниципальная служба;
- приняты и прошли государственную регистрацию уставы муниципальных образований;
- реализуются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Становление современной системы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций ведется со значительной долей вариативности. Это обусловлено различиями в численном составе населения субъектов Российской Федерации, готовностью органов местного самоуправления к выполнению положений, предусмотренных законодательством, объемом полномочий и сложившейся практикой наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Проблема определения статуса главы муниципального образования - одна из наиболее важных и актуальных в системе местного самоуправления в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации установила, что «местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в п. 2 ст. 34 предусматривает, что «наличие в структуре органов местного самоуправления... главы муниципального образования ... является обязательным...». Успешность проводимой в настоящее время в России муниципальной реформы во многом зависит от деятельности местных властей, в частности, главы муниципального образования, являющегося в большинстве муниципальных образований одной из ключевых фигур в системе местного самоуправления.
В связи с вышеизложенным, необходимым и актуальным представляется проведение комплексного научного исследования правового статуса главы муниципального образования с целью выявления тенденций развития данного института, определения места и роли главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления, выявление комплекса проблем правового статуса данного должностного лица местного самоуправления и формирования на этой основе предложений по совершенствованию как федерального и регионального законодательства, так и муниципальных нормативно-правовых актов.
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 г. весьма активно стало формироваться федеральное и региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации местного самоуправления. Однако практика применения данного Федерального закона выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в Российской Федерации. Это вызвало насущную необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.
В 2001 г. Президентом РФ была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, в связи имеющихся проблем. В связи с продолжением процесса реформирования местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г. создан Совет при Президенте России по развитию местного самоуправления. В соответствии с Положением основными задачами Совета являются: 1) подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений её реализации; 2) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований; 3) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.
Четкое определение правового статуса главы муниципального образования является достаточно серьезной проблемой как в теоретических спорах ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике, так и на практике муниципального строительства.
По вопросам правового статуса главы муниципального образования предпринято значительное количество исследований. Они посвящены сущности главы муниципального образования, его полномочиям и ответственности главы муниципального образования перед населением и государством. Данным проблемам в муниципальном праве посвятили свои работы Фадеев В. И., Постовой Н. В., Пешин Н. Л., Овчинников И. И., Новиченко О. В., Олейников Р. Н., Карманицкий А. А. и т.д. Вопросы правового статуса главы муниципального образования, освещены в трудах Ю.В. Агибалова, Ю. Захватовой, А.М. Кононова, Аудан Оффердала, А.С. Саломаткина, В.Н. Синицына и других авторов.
Актуальность исследования определила цель работы. Целью курсовой работы является комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования.
Объектом исследования в данной работе выступает правовой статус главы муниципального образования, его место и роль в системе органов местного самоуправления.
Предмет исследования – нормы муниципального права; доктринальные источники.
В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать основные подходы к рассмотрению статуса главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования.
Рассмотреть сущность и специфику ответственности главы муниципального образования.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Для раскрытия темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
1,200 руб.
Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления осуществляется на трех уровнях. На уровне Российской Федерации закрепляется право населения на осуществление местного самоуправления, устанавливаются федеральные государственные гарантии местного самоуправления, определяются общие принципы его организации. На уровне субъекта Федерации конкретизируются принципы организации и функционирования системы местного самоуправления и гарантии его осуществления, принимаются конкретные нормы, упорядочивающие организацию и деятельность местного самоуправления, определяющие роль местного самоуправления в структуре власти в регионе, закрепляются важнейшие права населения в сфере местного самоуправления, устанавливаются основы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления. На муниципальном уровне предусматриваются гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, порядок формирования органов местного самоуправления и их деятельности, определяются статус депутатов представительных органов, структура и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, экономическая и финансовая основы местного самоуправления и регламентируются другие вопросы, связанные с его практическим осуществлением.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Мы видим, что согласно Закона от 6 октября 2003 г. должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она была факультативной, могла вводиться в структуру органов местного самоуправления, а могла и не вводиться. Новый подход не вполне согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей обязательность лишь представительного органа местного самоуправления, но в любом случае должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. Авторитетный руководитель муниципального образования, способный решать проблемы населения, тем более нужен обществу, когда происходит реформирование институтов публичной власти.
Основными функциями, выражающимися в полномочиях главы муниципального образования являются:
1) представление муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывание и обнародование в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования;
3) издание в пределах своих полномочий правовых актов;
4) право требования созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем и содержание полномочий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.
Глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты - в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.
Также глава муниципального образования несет муниципально-правовую ответственность, как перед населением, так и перед государством.
Общая и конечная цель создания и реализации самоуправления на местах — улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие региона и страны в целом.
Нарождающаяся практика самоуправления в Российской Федерации выработала качественно новые, системные принципы теоретических основ самоуправления:
— динамизм формирования и реализации самоорганизующихся инновационных элементов системы самоуправления;
— децентрализация существовавших вертикальных структур и усиление горизонтальных связей, что обеспечивает целенаправленную активизацию деятельности человека в условиях рынка;
— ориентация процесса самоуправления не на предмет деятельности, а на конечные результаты;
— рост потенциала ресурсов человека для переориентации “торговой” экономики в предпринимательскую;
— организация систематического контроля за состоянием всех элементов самоуправления на базе обратной связи между объектом и субъектом управления.
Исследование показало, что развитие самоуправления напрямую зависит от системы взаимоотношений органов самоуправления с населением муниципального образования, хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования, с органами государственной власти, и немаловажную роль в эффективном выстраивании этих отношений играет глава муниципального образования как высшее выборное должностное лицо муниципального образования.
1,200 руб.
1. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
7. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
8. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506.
9. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5497.
10. Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 13.04.1998, N 15, ст. 1695.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О гражданстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
12. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
13. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
14. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
15. Постановление ГД ФС РФ от 10.04.2003 N 3820-III ГД "О Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (проект N 97038400-2)" // "Собрание законодательства РФ", 21.04.2003, N 16, ст. 1446.
16. Указ Президента РФ от 09.10.1993 N 1617 (ред. от 16.08.1996) "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 11.10.1993, N 41, ст. 3924.
17. Указ Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 (ред. от 22.12.1993) "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" (вместе с "Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы") // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 01.11.1993, N 44, ст. 4188.
18. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.12.1993, N 52, ст. 5071.
19. Указ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 3010.
20. Указ Президента РФ от 21.06.2001 N 741 (ред. от 27.11.2003) "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2652.
21. Указ Президента РФ от 02.11.2007 N 1451 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 05.11.2007, N 45, ст. 5462.
22. Указ Президента РФ от 29.12.2007 N 1783 "Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления и состава Президиума этого Совета" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2007, N 53, ст. 6591.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.1996 N 21-П "По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 348.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1997 N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 42, 20.10.1997, ст. 4902.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 25, 22.06.1998, ст. 3.
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2002, N 14, ст. 1374.
27. Агибалов Ю.В. Некоторые проблемы правового регулирования статуса выборного должностного лица местного самоуправления // Центр. Регионы. Местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт). Материалы международной конференции, организованной в Воронежском госуниверситете при участии администрации Воронежской области и Воронежской областной. – М.: Формула права, 2000. С. 133-139.
28. Алексеев И.А. Место муниципально-правовой ответственности в системе юридической ответственности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 41. – Тольятти: ВуиТ, 2004. С. 23-31.
29. Амирбеков К.И. Юридическая защита местного самоуправления, ответственность его органов и должностных лиц. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2001. - 184 c.
30. Захватова Ю. Закон тормозят в регионах: [Встреча законодателей Гос. Думы и регионов России, посвящ. проблемам правоприменения нового Закона "Об общих принципах орг. мест. самоупр. в РФ"] // Российская Федерация сегодня, 2005, № 2. C. 30 – 36.
31. Итоги реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2007 году, 05.02.2008 // http://www.minregion.ru/WorkItems/NewsItem.aspx?NewsID=805
32. Карманицкий А.А. К вопросу о местной администрации как органе управления // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. С. 3-12.
33. Коваленко А.И. Муниципальное право. Учебник для ВУЗов, 3-е изд., доп. и пепераб. – М.: Новый Юрист, 2004. – 432 с.
34. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства в Российской Федерации. - М.: Городец, 2000. - 192 c.
35. Кононов А.М. К вопросу о сроках нахождения в должности главы муниципального образования // Конституционное и муниципальное право, 2003, № 1. С. 39 – 40.
36. Новиченко О.В. О природе полномочий органов местного самоуправления в РФ // Государственная власть и местное самоуправление, 2005, № 7. С. 13-16.
37. Овчинников И.И. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления: теоретико-правовые аспекты // Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности. Труды кафедры конституционного и административного права. Вып. 1. – М.: Изд-во «ТЕИС», 2006. С. 59-82.
38. Олейников Р.Н. К вопросу об ограничении в правах органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2003, № 2. С. 34-35.
39. Оффердал А. Местное представительство: на примере мэров Словакии и Чехии // Центр. Регионы. Местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт). Материалы международной конференции, организованной в Воронежском госуниверситете при участии администрации Воронежской области и Воронежской областной. – М.: Формула права, 2000. С. 69 – 74.
40. Пешин Н.Л. Органы местного самоуправления, формирующие местную финансовую систему // Местное право, 2000, № 1. С. 13-19.
41. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. Сборник аналитических обзоров и рекомендаций. – М.: Изд-во «ВНИИСЗ РФ», 1995. С. 165 – 187.
42. Постовой Н.В. Исполнительные органы и должностные лица местного самоуправления // Местное право, 2003, № 7-8. С. 3-22.
43. Саломаткин А.С., Свинарев В.В. Комментарий статьи 10 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Проблемы права. Международный правовой журнал, 2007, № 1. С. 23 – 35.
44. Синицын В.Н. Проблемы местного самоуправления глазами мэра: на примере Нововоронежа // Центр. Регионы. Местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт). Материалы международной конференции, организованной в Воронежском госуниверситете при участии администрации Воронежской области и Воронежской областной. – М.: Формула права, 2000. С. 75 – 92.
45. Фадеев В.И. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. Научно-аналитический обзор. – М.: Изд-во «ИНИОН РАН», 1994. – 52 с.
46. Чеботарев Г.Н. Муниципальное право России. Учебник 2-е издание. – М.: Юристъ, 2007. – 382 с.
1,200 руб.