Введение
Содержание
Заключение
Литература
В настоящее время в Российской Федерации продолжаются изменения государственного устройства, ориентированные на стабилизацию и улучшение социально-экономического состояния общества, которые сопровождаются сменой принципов управления. Однако, и в новых условиях государство должно владеть информацией о состоянии экономики, общества, о влиянии установленной нормативно-правовой системы на развитие социально-политических процессов.
Мировой опыт показывает, что наибольшее экономическое развитие общество получает при сочетании государственного регулирования и рыночной экономики. В целях упорядочения и обеспечения равных условий хозяйствования негосударственный сектор экономики нуждается в довольно значительном вмешательстве государственных органов, в том числе в форме осуществления контрольных функций. Контроль является неотъемлемой частью управления вне зависимости от общественной формации, он необходим как на макро-, так и на микроуровне.
Вопросы организации надлежащего государственного контроля имеют особое значение в таможенной сфере. Внешняя торговля во все времена имела большое влияние на экономическую жизнь любой страны.
Перед таможенными органами ставятся масштабные и ответственные задачи по защите экономического суверенитета государства, обеспечению его экономической безопасности, по формированию доходной части федерального бюджета, весомым источником которого в последние годы являются таможенные платежи. Постоянная тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности содержания таможенной службы требуют от последней постоянного совершенствования, заставляют искать наиболее оптимальные формы и механизмы осуществления своих функций.
Внешнеэкономическая политика России направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю. Одним из условий упрощения и ускорения выполнения таможенных формальностей являются единые правила, регулирующие перемещение товаров через таможенные границы стран - торговых партнеров России. Это требует унификации российского таможенного законодательства с международными правилами и стандартами в области таможенного дела.
Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ) определяет роль таможенной службы в регулировании внешней торговли. Он является программой управленческой деятельности в области таможенного дела, служит основанием для пересмотра устаревших актов, изменения функций и структур таможенных органов, стиля и методов их деятельности и выступает критерием ее оценки. С принятием нового ТК РФ таможенное дело приобрело еще большую регламентацию, и нормы, определяющие поведение участников таможенных правоотношений, в большинстве своем не являются диспозитивными. В этой связи главной предпосылкой позитивного развития таможенной системы становится обеспечение законности в области таможенного дела. Возникает острая необходимость в новой контрольной системе, которая была бы способна эффективно функционировать в условиях экономической и политической демократии.
Таможенное дело - тонкий инструмент, балансирующий на стыке интересов торговли, производства и потребления. Перекос в одну из сторон сразу же негативно сказывается на положениях предпринимателей в других секторах экономики. Так, полная свобода внешней торговли может привести к стагнации национального производства, а ослабление контроля за качеством ввозимых товаров - к нарушению законных прав потребителей на безопасную для их жизни и здоровья продукцию. Сложность этих взаимосвязей и значимость конституционных ценностей, защищаемых посредством таможенного дела, не допускают примитивного отношения к таможенному контролю как к простому набору действий вахтера на проходной.
В процессе построения в Российской Федерации демократического правового государства с рыночной экономикой изучение проблем контрольной деятельности таможенных органов как федеральных органов исполнительной власти требует полномасштабного пересмотра и изучения в новых аспектах. Если ранее внимание специалистов обращалось только на конкретные виды и локальные вопросы контроля, то в настоящее время оно устремляется к комплексным проблемам контроля в деятельности органов исполнительной власти, его достаточности и эффективности используемых механизмов.
Таможенный контроль как одна из функций управления в области таможенного дела, направленная на обнаружение и устранение отклонений в функционировании системы от нормативно-правовых требований, а также на выявление причин таких отклонений и на совершенствование самого нормативного регулирования, выступает важнейшей гарантией установления режима законности в таможенном деле. Эффективный таможенный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. На основе полученной информации можно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные правовые акты, повышать их качество.
В настоящей работе рассматривается понятие и содержание таможенного контроля, его формы и виды, а также процедуры проведения таможенного контроля. Определяется роль таможенного контроля и его место в системе таможенного дела.
750 руб.
Введение 3
§ 1. Таможенный контроль: понятие, цели и роль в таможенном деле 6
§ 2. Формы проведения таможенного контроля 9
§ 3. Виды таможенного контроля 15
§ 4. Этапы пероведения таможенного контроля 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22
750 руб.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Функции государственного таможенного контроля как способа обеспечения законности не ограничиваются задачей выявления правонарушений. Таможенный контроль также выполняет аналитическую функцию, определяя причины совершения и факторы, позволяющие или способствующие совершению правонарушений. Определяя тенденции развития управляемой системы, контроль позволяет прогнозировать соблюдение законности как отдельными подконтрольными субъектами, так и в целых секторах контролируемой деятельности. В этом выражается превентивная функция таможенного контроля.
На основе приведенного анализа содержания таможенного контроля, роли и места таможенного контроля в таможенном деле дано определение понятию «таможенный контроль». Это специализированная контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, осуществляемая на системной основе в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и нормативных правовых актов, изданных на его основе и во исполнение, а также совершенствования таможенного регулирования в целях реализации задач в области таможенного дела, повышения эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов.
В работе рассмотрены формы и виды таможенного контроля, позволяющие судить о многообразии видов и форм деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля. Представляется необходимым более четкое законодательное выделение форм таможенного контроля, которые могут применяться на этапе таможенного оформления и на этапе последующего контроля. Это, в частности, позволит определить последовательность применения форм таможенного контроля перед переходом к проведению специальной таможенной ревизии, являющейся наиболее серьезной по влиянию на хозяйственную деятельность проверяемого лица формой таможенного контроля.
С точки зрения практической организации системы таможенного контроля можно сделать следующие предложения:
- для обеспечения четкости и понятности организации системы таможенного контроля должен быть применен процессный подход, определяющий роли и последовательность совершения таможенных органов разного уровня конкретных действий в рамках контрольно-надзорной деятельности;
- наряду с подразделениями, осуществляющими контроль на оперативном уровне при проведении документальных и фактических проверок, следует создать небольшие подразделения, проводящие анализ рисков на общероссийском и региональном уровне;
- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности таможенных органов неразрывно связано с привлечением высококвалифицированных сотрудников, обладающих знаниями в области статистики, анализа и планирования, экономико-математического моделирования и прогнозирования, бухгалтерского учета и аудита, юриспруденции, и обеспечением достойных социальных гарантий.
Таможенный контроль является одним из важнейших институтов таможенного права. Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выполняют ряд других функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
750 руб.
Международные акты и нормативно-правовые акты РФ
1. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)" (Заключена в г. Киото 18.05.1973) // СПС «КонсультантПлюс»
2. "Таможенный кодекс Российской Федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 22.07.2005) // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 05.08.1993, N 31, ст. 1224.
3. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2066.
4. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.12.2007) "О таможенном тарифе" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 10.06.1993, N 23, ст. 821.
Монографии, авторские материалы, статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
5. Габричидзе Б. Н., Суслов Н. А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право, 2005, № 3 . С. 18-26.
6. Голубь А.А. Правовые и организационные основы форм таможенного контроля // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Материалы нижневолжской научной конференции студентов, аспирантов и соискателей юридических вузов, 2 декабря 2006 г. – Астрахань: Изд. Дом "Астраханский университет", 2006. С. 40-44.
7. Колядинский М.А. Таможенные органы Российской Федерации и таможенный контроль: перспективы развития нормативно-правовой базы // Законодательство, 2002, № 1. С. 69-70.
8. Косов А.А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности. Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2005. – 193 с.
9. Малышенко Ю.В. Применение технических средств при таможенном контроле: правовые основы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. Ежеквартальный журнал научно-прикладного характера. – Владивосток, 2004. С. 102-114.
10. Сергеев Е.В. Таможенный досмотр в системе форм таможенного контроля: проблемы правового регулирования // Вестник Саратовской государственной академии права, 2003, № 3. С. 124-126.
11. Сергеев Е.В. Правовое регулирование деятельности участников внешнеэкономической деятельности при проведении проверки документов и сведений как формы таможенного контроля // Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта. Материалы 4-й международной научно-практической конференции "Проблемы развития предприятий: теория и практика", 25 - 26 ноября 2004 г.. Ч. 3. – Самара: Изд-во «СГЭА», 2004. С. 240-243.
12. Сергеев Е.В. Таможенный контроль (Проблемы правового регулирования). Дис. … канд. юрид. – Саратов, 2005. – 187 с.
13. Терехов Н. Проверка системы учета и отчетности как форма таможенного контроля и ее значение для правоохранительной деятельности таможенных органов // Право и жизнь. Независимый правовой журнал, 2003, № 55. С. 130-140.
14. Чалых Ю.Н. Понятие и значение предварительных решений таможенных органов как элемента таможенных органов как элемента таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала ГОУВПО "Российская таможенная академия", 2003, № 1 (20). С. 112-126.
Учебная литература
15. Бекяшев К. Таможенное право: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2007. – 359 с.
16. Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело: учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 314 с.
750 руб.