ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития рыночных отношений в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике. В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. При разработке Положений, касающихся экологического аудита, Госкомэкологии России руководствовался стандартами ISO-14000. Изучение этого вида деятельности в нашей стране осложняется практически полным отсутствием соответствующей литературы. Большая часть опубликованного до сих пор - это или сборники докладов на конференциях, или отдельные статьи в научных периодических изданиях. В этой связи необходимо упомянуть исследования Макарова СВ., Шагаровой Л.Б., Серова Г.П., Шнейдмана Л.З., а также научные разработки, проводимые НИЦ "Экобезопасность" под руководством Карелова A.M. В процессе проведения экологического аудита возникает проблема, неразрывно с ним связанная - оценка экономического ущерба от экологических нарушений. В этой связи в качестве методического руководства следует указать «Методику определения предотвращенного экологического ущерба по отдельным видами природных сред и основным направлениям деятельности территориальных природоохранных органов», разработанную Госкомэкологии РФ. Вместе с тем, до настоящего времени не проводился всесторонний анализ соответствия платежей за загрязнение свыше ПДК наносимому экономическому ущербу. Вопрос оценки экологических рисков, который может появляться при оценке аналитиками-аудиторами природоохранных мероприятий, также лучше разработан на Западе. Здесь необходимо упомянуть методологию оценки риска, принятую в США, а также методику проведения экологического аудита, разработанную Европейским банком реконструкции и развития, часть которой посвящена оценке экологических рисков. Из опубликованного в нашей стране следует назвать работы Авалиани С.Л., Голуба А.А., Струковой Е.Б., Шапошникова Д.А., Грачевой М.В.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлено тем, что на современном этапе развития экономики и природопользования в России существует острая практическая необходимость проанализировать сущность и методику проведения экологического аудита на предприятиях. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Экологический аудит: сущность и методика проведения».
Объект исследования - ООО «Сочи-полиграф»
Предмет исследования - особенности проведения экоаудиторской проверки на ООО «Сочи-полиграф».
Цель исследования - проанализировать сущность экологического аудита и обосновать методику его проведения на примере ООО «Сочи-полиграф».
Достижение поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить основные подходы к определению экологического аудита в специальной литературе.
2. Определить нормативно-правовую базу регулирования экологического аудита в РФ.
3. Обосновать особенности организации и планирования экологического аудита на предприятии.
4. Проанализировать методику проведения экологического аудита на ООО «Сочи-полиграф».
5.Разработать рекомендации по совершенствованию экологической политики на ООО «Сочи-полиграф».
Теоретической основой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых, статьи в научной и периодической печати, материалы научных конференций.
Информационной базой исследования являются отчеты об аудиторской проверке ООО «Сочи-полиграф», предоставленные фирмой ЭКО - консталтинг»; кроме того, нормативно-распорядительные и нормативно-методические документы органов государственной власти.
Методы исследования: экономико-статистические методы (методы математической статистики), такие, как корреляция, регрессивный анализ.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы представленной работы могут использоваться в практике работы аудиторских фирм, занимающихся экологическим аудированием коммерческих предприятий.
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и информационно-правовых источников и в ходе проведения аудиторской проверки на ООО»Сочи-полиграф», мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
- Экологический аудит необходим именно в качестве инструмента контроля за соблюдением правил и норм экологического учета и отчетности на предприятии, а не как еще один вид экологической деятельности. Тесная законодательная увязка экологического аудита с финансовым (общим) аудитом, необходима, прежде всего, для того, чтобы результаты экоаудита могли непосредственным образом оказывать влияние на извлечение экономических выгод и, таким образом, расширять границы финансовых и капитальных вложений, мотивацией которых служит коммерческий интерес, связанный с доходами от деятельности организации в экологической сфере и уменьшением экологических рисков.
- Экологический аудит - новый, формирующийся вид деятельности. Экологический аудит - элемент экоаудиторской деятельности, представляющий собой независимый документально оформленный процесс подготовки и выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в части отражения информации о природоохранной деятельности и экологической отчетности организации, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и деятельности в экологической сфере законодательству РФ.
- Формирование правовых основ регулирования экологического аудита должно осуществляться в соответствии с действующим международным и национальным законодательством, в системе сочетания государственного и независимого профессионального регулирования; главным принципом системы нормативного регулирования экологического аудита должно явиться соответствие законодательных актов долгосрочного развития России.
- Экологический аудит является самостоятельным специальным видом аудита предприятия, наряду с общим, банковским, страховым, аудитом бирж и фондов. Экологический аудит получил широкое распространение в России, и его значимость стремительно растет.
- ООО «СОЧИ-ПОЛИГРАФ», именуемое в дальнейшем «Общество», является организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом для осуществления хозяйственной деятельности и обладающей полной хозяйственной самостоятельностью. ООО «СОЧИ-ПОЛИГРАФ», существует на рынке печатной рекламы с конца 90-х гг. Основная стратегическая цель ООО «СОЧИ-ПОЛИГРАФ» - создание цивилизованного информационного поля в регионе, адаптированного к потребностям руководителей высшего и среднего звена. ООО «СОЧИ-ПОЛИГРАФ» отличается тем, что предоставляет полный комплект услуг по изготовлению рекламной продукции.
- Основные направления деятельности ООО «СОЧИ-ПОЛИГРАФ»:
- создание, поддержание, продвижение имиджа фирмы, торговой марки, товара;
- изготовление и продажа сувенирной продукции,
- изготовление и продажа продукции на заказ;
- продажа расходных материалов и оборудования.
- услуги по изготовлению трафаретных форм; натяжке; регенерации и экспонированию. Таким образом, в производстве фирмы ООО «Сочи-полиграф» много вредных для окружающей среды отходов.
ООО «Сочи-полиграф» ведет достаточно эффективную экологическую политику по минимизации загрязнения окружающей среды на предприятии организована и функционирует система внутреннего контроля за отходами предприятия, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которая опирается на законы и правила современного экологического менеджмента. Экологическое аудирование на ООО «Сочи-полиграф» осуществляется в соответствии со стандартом ISO 14001 и определяется как систематический и документированный процесс получения объективных доказательств для определения, со-ответствует ли система экологического менеджмента предприятия критериям, которые предъявляются к таким системам. ООО «Сочи-полиграф» развивает и поддерживает периодическое проведение аудитов систем экологического менеджмента. Во время проведения экологических аудитов определяется, соответствует или не соответствует действующая система экологического менеджмента требованиям Международного стандарта ISO 14001 (или его национального аналога), а также насколько обеспечивается и поддерживается ее функционирование.
Программа экологического аудита ООО «Сочи-полиграф» основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов. Результаты аудитов информируют руководство фирмы, работает ли система экологического управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической политикой и целями. Иногда ООО «Сочи-полиграф» обращается за услугами в помощи проведения экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в соответствии с национальным или международным стандартами.
В ходе проведенных исследований установлено воздействие на гидродинамический режим двух оврагов, явившиеся следствием размещения отходов. На ООО «Сочи-полиграф» было идентифицировано значительное число упущенных возможностей сокращения воздействия на ОС и здоровье персонала, а также установлено, что:
- территория вокруг ООО «Сочи-полиграф» загрязнена химическими отходами, соединениями тяжелых металлов (свинца, никеля, хрома);
- грунты под складом ООО «Сочи-полиграф» характеризуются высоким уровнем загрязнения химическими реактивами (вплоть до 60000 мг/кг);
- грунты под западной частью основного корпуса здания ООО «Сочи-полиграф» (участки механообработки и сборки) загрязнены химическими реактивами и соединениями металлов, поступающими с участка производственного отдела.
- территория, прилегающая к складу химических реактивов, характеризуется чрезвычайно высоким уровнем загрязнения соединениями никеля (свыше 1000 мг/кг) и хрома (до 240 мг/кг);
- незастроенная часть территории к югу от цеха производства трафаретных форм цветного литья загрязнена соединениями цветных металлов (прежде всего, медью, свыше 200 мг/кг).
Рекомендации, разработанные ЭКО - консталтинг» на основе результатов исследований включали:
1.Отказ от размещения склада ООО «Сочи-полиграф», склада химических реагентов и участка подготовки краски в водоохранной зоне реки Сочи;
2.Отнесение работ по реконструкции ливневой канализации и подземного коллектора, а также по запечатыванию грунтов, расположенных под приоритетными источниками загрязнения, к первоочередным;
3.Изоляцию коллектора ливневой канализации предприятия от коллекторов близлежащих объектов, прежде всего, от коллектора завода отопительных приборов, осуществляющего несанкционированный сброс соединений цинка; 4. Интенсивное озеленение травянистыми растениями незапечатанных участков почв;
5. Организацию работ по ликвидации проливов ООО «Сочи-полиграф» на производственной площадке, согласование со специально уполномоченными органами вопроса об изъятии и захоронении на полигоне промышленных отходов особо загрязненных грунтов;
6. Разработку и строгий контроль за соблюдением процедур обращения растворителями, химическими реагентами на предприятии;
7. Использование созданной сети наблюдательных скважин для мониторинга состояния подземных вод и грунтов.
В заключении, хотелось бы отметить, что в современных условиях независимый экологический аудиторский контроль в условиях рыночных преобразований приобретает на ООО «Сочи-полиграф» функции катализатора для активизации предпринимательской деятельности на принципах экологически безопасного и устойчивого развития предприятия.
3,000 руб.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ - М., 1993.
2. Гришин Н. Н. Введение в экологическое аудирование. Экологическая экспертиза. ВИНИТИ/ЦЭП, М.: 1991, № 1.
3. Гришин Н. Н. Экологический аудит в России: Опыт применения международных принципов аудита. Экологическая экспертиза и ОВОС. 1997, № 10.
4. Гришин Н. Н. Экологический аудит в России: Основные принципы регла-ментирования. Экологическая экспертиза. ВИНИТИ/ЦЭП, М.: 1995, № 5.
5. Гришин Н. Н. Экологический аудит в России: Понятия и термины. Эколо-гическая экспертиза. ВИНИТИ/ЦЭП, М.: 1995, № 5.
6. Макаров С.В., Шагарова Л.Б., 1997. Экологическое аудирование промышленных производств / Под ред. проф. А.Ф. Порядина, — М.: НУМЦ Госкомэкологии России.
7. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. Ч. 1. - М.: Тройка, 1998.
8. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. Ч. 2. - М.: Тройка, 1999.
9. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. Ч. 3. - М.: Эльзевир, 2000.
10. Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудита. - СПб: “Экополис и культура”, 2000.
11. Гришин Н. Н., Елисеев Д. А. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности в России: ОВОС, экологическая экспертиза, экоаудит и другие виды ЭСХД. Экологическая экспертиза. ВИНИТИ/ЦЭП, 1995, №2.
12. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требо-вания и руководство по применению. М., Госстандарт России, 1998.
13. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. М.: Госстандарт России, 1998.
14. ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. М.: Госстандарт России, 1998.
15. ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей сре-дой. М.: Госстандарт России, 1998.
16. ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии. М.: Госстан-дарт России, 1998.
17. ГОСТ Р ИСО 14040-99. Управление окружающей средой. Оценка жизнен-ного цикла. Принципы и структура. М.: Госстандарт России, 1999.
18. ГОСТ Р ИСО 14050-99. Управление окружающей средой. Словарь.
19. ГОСТ 245254-80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения.
20. Деловые круги, промышленность и окружающая среда. Возможность со-трудничества между Востоком и Западом в области систем управления приро-допользованием. ЕЭК ООН, Женева, 1995.
21. Егорова Л.Г. Проблемы совместной сертификации (ИСО 9000 и ИСО 14000).// Качество, 1999, №9. С. 58-62.
22. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утверждена Приказом Минприроды РФ от 29 декабря 1995 года № 539.
23. ИСО 14031:96. Управление окружающей средой. Оценка окружающей сре-ды. Руководящие указания.
24. Макаров С. В., Каменская Ю. Ю. Экологическое аудирование. М.: 1995.
25. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. Ч. 1 и 2. М.: НИЦ «Экобезопасность», 1998 и 1999.
26. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. Минздрав СССР, 1987.
27. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утверждено приказом Минприроды РФ от 18.07.94 № 222. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской федерации 22 сентября 1994 г. Регистрационный № 695.
28. Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инве стиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. СП 11-101-95, 1995.
29. Потапов А.И. Научно-методические принципы аудита качества и экологического аудита. - СПб.: СЗТУ, 2002. - 198 с.
30. Потравный И. М. Экологический аудит: проблемы становления и развития. Бухгалтерский учет и аудит. 1997, № 10.
31. Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснова-ний и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов. Утверждено Мини-стерством экологии и природопользования 01.01.92.
32. Руководящие пришпшы комплексного управления природоохранной дея-тельностью в странах с экономикой переходного периода, подготовленные в рамках совместного проекта ЕЭК/ЮНЕП FP/2101-92-02 (3002), ЕСЕ/СЕР/5, ООН, Нью-Йорк, 1994, NR/94-II-E31.
33. Правила Совета ЕЭС №1836/93 от 29 июня 1993 года по добровольному участию компаний промышленного сектора в схеме экологического управле-ния и аудита Европейского сообщества.
34. Руководящие принципы комплексного управления природоохранной дея-тельностью в странах с экономикой переходного периода. ЕЭК ООН/ЮНЕП, Женева, 1994.
35. Сидорук В. Л. Экологический аудит территории. Жилищно-коммунальное хозяйство. 1997, №10.
36. Системы экологического управления и экологического аудита в промыш-ленности. DCMR, 1996.
37. Справочное пособие по экологической оценке. Том 1. Политика, процедуры, проблемы, общие для разных отраслей. Технический документ Всемирного банка № 139. Департамент охраны окружающей среды. 1991.
38. Справочное пособие по экологической оценке. Том 2. Инструкции к раз-личным видам хозяйственной деятельности. Технический документ Всемирно-го банка № 140. Департамент охраны окружающей среды. 1991.
39. Справочное пособие по экологической оценке. Том 3. Инструкция по эко-логической оценке проектов в области энергетики и промышленного произ-водства. Технический документ Всемирного банка № 154. Департамент охраны окружающей среды. 1992.
40. Танега Д. Руководство по составлению приемлемых для банков предложе-ний. Программа обучения составлению инвестиционных предложений по эко-логически чистым проектам эффективного использования энергии. Европейс-кая Комиссия, Генеральный директорат XVII — Энергетика, Брюссель в со-трудничестве с ФАСТ, Милан и ЕБРР, Лондон, 1995.
41. Шапигузов С., Шнедман Л. России не обойтись без экологического учета и аудита, финансовые известия. 1996, №85 (319).
42. Шевчук А. В., Шибаева И. Н. Экологический аудит и охрана окружающей среды в России. Экология и промышленность России. 1997. С. 29—32, С, 46—48.
43. Экологический аудит. Всемирный банк, Департамент окружающей среды, Update, август 1995 г., № 11.
44. BS 7750. Specification for Environmental Management Systems.
45. Downstream Investment Guidelines. Environmental Review of Project. Draft. Overseas Private Investment Corporation (OPIS). Washington D.C., 1995.
46. Environmental Auditing Polici Statement. USA Federal Register. Washington D.C., 1989, v. 51, № 1312.
47. Environmental Auditing Practice. J. Institute Water and Environment Management, 1993, ¹ 2 (February).
48. Environmental Auditing. Inte
ational Chamber of Commerce (CCI). Publ. 468, CCI Publishing S.A., Paris, 1989.
49. Environmental Procedures. European Bank for Reconstruction and Development, 1992.
50. European Council, 1993. Council Regulation. Eco-Management and Audit Scheme (EMAS). European Commission.
51. ISO 14001. Environmental management systems-Specification with guidance for use. Brussels: ISO, 1996.
52. ISO 14004. Environmental management systems - General guidelines on principles, systems and supporting techniques (1996). Brussels: ISO, 1996.
53. ISO 14010 Guidelines for Environmental Auditing - Audit.
54. ISO 14011 Procedures - Part 1: Auditing of Environmental Management Systems Guidelines for Environmental Auditing.
55. ISO 14012 Qualification Criteria for Environmental Auditors.
56. ISO 14040 Life Cycle Assessment General Principles and Practices.
57. ISO, 1996. Inte
ational Organization for Standardization. ISO 14001. Environmental management systems — Specification with guidance for use. Geneva: ISO.
58. Muls J. Les audite d'environnement des enterprises. J. Ing., 1992, N 49
59. Renk 0. Risk communication at the community level: European lessons from the Severo Directive // JAPCA, 1989, v/ 39, ¹ 10, р. 1301-1308.
60. Taneda J. Eco-Management and Auditing. A Practical Guide to the EC Regulation. IFS Inte
ational Limited, UK, 1994.
61. The European Environmental Management and Audit Scheme (EMAS). EC Regulation 1836/93.
62. The European Federation of Financial Societies. Eco-Efficiency and Financial Analysis View. 1996.
63. UNEP. Company Environmental Reporting. A Measure of the Progress of Business & Industry Towards Sustainable Development. Geneva: UNEP, 1994.
3,000 руб.