Введение
Социальная ситуация в современном российском обществе сопровождается трансформацией ее прежних контуров, и этот процесс до сих пор еще не завершен. Продолжающиеся изменения общественного уклада затрагивают практически все социальные сферы.
Становление новой социальной структуры имманентно связано с явлениями массовой дезадаптации, с затрудненностью самоидентификационных процессов и неопределенностью социального статуса, ценностей и мотиваций – социальной аномией. В ее основе лежит пограничное, промежуточное, переходное социальное положение, в котором оказалось общество в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы.
Период смены социально-экономических условий сопровождается и переустройством механизмов социальных взаимодействий. В связи с этим, большое значение имеет анализ фактических результатов происходящих преобразований. Причем не только экономических трансформаций, которые постоянно находятся в центре общественного внимания, но и социальных последствий реформ: изменений социальных качеств людей, в том числе структуры их актуальных ценностей, важнейших нормативных основ социальной жизни, социальных притязаний и потребностей, гражданских и политических позиций. В современной России проблема аномии приобретает особое социальное значение, поскольку сопровождается негативными изменениями инвариантной части культуры, кризисом ее основ – норм, ценностей, целей, идеологии, социальная комплексность и смысловое единство которых являются залогом целостности и воспроизводства общества.
Актуальность. Интерес исследователей к девиантному поведению подростков является традиционным в истории науки и цивилизации, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Перспективы страны в большей степени зависят от уровня социализации, образованности сегодняшних подростков. Общество, обладающее системой базовых нравственных ценностей, должно передать их молодым. В этом залог того, что они смогут найти свое место в жизни, будут востребованы. Российское общество за последние годы претерпело глобальные изменения. Социальные изменения, произошедшие в России, привели к обострению социальных проблем, таких, как бедность, преступность, межнациональные конфликты, безработица и другие негативные социальные факторы, характерные для трансформационного общества. Трансформация российского общества предопределила формирование в нашей стране различных видов девиантного поведения. Девиантное поведение рассматривается как совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
В классической социологии для изучения социального явления необходимо описать его в той или иной системе социальных координат, то есть определить те конкретные социальные критерии, совокупность которых будет максимально точно и достоверно отражать его сущность. Следовательно, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью достоверного и развернутого знания параметров и характеристик состояния российской общественной структуры, находящейся в затянувшемся состоянии трансформации, частью которого является социальная аномия.
Степень разработанности темы. Состояние исследования проблемы. Проблема девиантного поведения, т.е. поведения, не укладывающегося в нормы и правила принятые человеческим обществом, давно интересовала философов, социологов, психологов, правоведов и т.д. Можно с уверенностью сказать, что данная проблема родилась вместе с обществом и доказательством этого являются моральные, правовые и религиозные заповеди «не убей», «не укради», «уважай ближнего своего» и т.н.
Большой вклад в исследование данной темы внесли такие известные психологи, социологи, философы, педагоги, как Э.Фромм, З.Фрейд, Дж.Ф.Скотт, С.Аш, Э.Сатерленд, Р.Мертон, Т.Шибутани, С.Московичи, О.И.Зотова, В.С.Нерсесянц, В.Н.Кудрявцев, В.Б.Ольшанским, Ю.М.Жуков, Б.В.Хвостов, В.Г.Афанасьев, М.И.Бобнева, Л.Л.Гукало, Л.И.Новиков, Л.К.Фортова, Б.А.Титов.
Объектом настоящего исследования является феномен девиантного поведения в трансформирующемся российском обществе.
Предметом исследования являются социальные индикаторы девиантного поведения в трансформирующемся российском обществе.
Целью работы является анализ причин девиантного поведения в современном российском обществе.
Задачи данной работы:
- описать социальную ситуацию в трансформирующемся российском обществе в контексте социальной аномии;
- изучить девиацию как тип социального поведения;
- выявить факторы влияния на субъектов девиантного поведения
- рассмотреть социальные индикаторы девиантного поведения.
1,200 руб.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Предпосылки девиантного поведения в современном российском обществе 6
1.1. Социальная ситуация в трансформирующемся российском обществе в контексте социальной аномии 6
1.2. Девиация как тип социального поведения 11
Глава 2. Причины девиантного поведения в современном российском обществе 21
2.1. Факторы влияния на субъектов девиантного поведения 21
2.2. Социальные индикаторы девиантного поведения 25
Заключение 28
Список литературы 30
1,200 руб.
Заключение
По результатам проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Трансформация социальной структуры общества вследствие проводимых государством экономических и политических реформ, динамизма социальных процессов и создавшейся кризисной ситуации во многих сферах общественной жизни неизбежно привела к увеличению количества девиаций, проявляющихся в поведенческих паттернах, отклоняющихся от социальных норм. Увеличение числа носителей отклоняющегося поведения, умножение их видов и форм создают для детей неблагоприятную среду, что чревато нарушением порога нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
2. Актуальность проблемы обозначена своеобразием современного этапа развития нашего государства, который характеризуется снижением уровня жизни населения и приводит к росту социальной незащищенности граждан, падению жизненного уровня населения, отрицательно сказавшемуся на институте семьи.
3. Девиантное поведение является устойчивой социально-негативной системой определенных способов мышления и действования человека, отклоняющейся от наиболее важных норм права и морали, нарушающей благоприятное личностное развитие и/или наносящей вред общественному окружению; имеющей признаки социальной дезадаптации, а также сопровождающейся отрицательной внешней оценкой и вызывающей необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом. Дети, проявляющие девиации в поведении, имеют ряд социально-психологических особенностей, которые обусловливают возникновение и развитие девиантного поведения: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности.
1,200 руб.
Список литературы
1. Анфалова И.В. К вопросу профилактики правонарушений подростков девиантного поведения // Сборник материалов VIII Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора З.И. Файнбурга и 40-летию создания лаборатории социологии «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». Пермь, 2006. – С.241-243.
2. Анфалова И.В. Организация летней занятости подростков девиантного поведения как фактор социальной адаптации личности // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Инновации общего и профессионального образования». Челябинск, 2006. – С. 144-150.
3. Анфалова И.В. Семья как носитель внешнего требования, формирующего основу социальной адаптации подростков девиантного поведения // Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург, 2007. – С. 190-191
4. Духновский С. В. Психологическая коррекция девиантного поведения подростков как переживание-преодоление критических ситуаций. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2001, №5 (11), с.93-112.
5. Духновский С. В. Девиантное поведение подростков как следствие переживания-преодоления критических ситуаций. // Практическая психология’ 2001. Ежегодник. Том IV: Матер. региональной науч.-практ. конф. 27-28 марта 2001г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. с.73-75.
6. Духновский С. В. Психология девиантного поведения. Методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов специальности 020400. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001
7. Музаева Ю.А. Концепции природы девиантного поведения: сущность и сравнительный анализ // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, проблемы и перспективы взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: материалы межрегиональной научной конференции / Под ред. доктора пед. наук, профессора Чекалевой Н.В., Часть 2 – Омск, «Полиграфический центр», 2006. – С. 165-168
8. Музаева Ю.А. Критерии и признаки девиантного поведения детей и подростков // Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции. Часть 1. Гуманитарные науки – Омск, Изд-во ОмГТУ, 2006. – С. 95-99.
9. Музаева Ю.А. Девиантное поведение личности: Учеб. пособие / Ю.А.Музаева. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 141 с.
10. Панфилова А. О. Институциональный подход в определении понятия и сущности аномии // Вологдинские чтения: Материалы науч.-техн. конф. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - С.74-76.
11. Панфилова А. О. Трансформация социальных институтов как индикатор нестабильности нормативной системы // Сб. трудов Дальневост. гос. техн. ун-та. Вып. 131. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – С. 16-17.
12. Панфилова А. О. Девиантность как современная форма социокультурной адаптации // Сб. трудов Дальневост. гос. техн. ун-та. Вып. 133. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. – С. 11-12
13. Панфилова А. О. Социально-экономические индикаторы аномии современного российского общества // Вологдинские чтения: Материалы науч.-техн. конф. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. - С. 49-51.
14. Сулейманова С. Т. Проституция как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних // Пути совершенствования уголов-ного и уголовно-процессуального законодательства России и стран СНГ в условиях судебно-правовой реформы: актуальные проблемы теории и практики: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Изд-во Приволж. Дома знаний, 2004. – С. 115–119
15. Сулейманова С. Т. Семья как фактор, обуславливающий раз-витие девиантного поведения у несовершеннолетних // Актуальные проблемы политики и права: Сб. науч. тр. – Пенза, 2005. – Вып. № 8. – С. 218–227.
16. Сулейманова С. Т. Влияние средств массовой информации на девиантное поведение подростков // Правовая политика государства: теория, история, практика: Сб. науч. ст. – Пенза: ИИЦ ПГУ, 2006. – Вып. 3. – С. 165–174
17. Черникова Е.Г. Повышение социально-психологической компетентности начинающих педагогов в работе с подростками девиантного поведения // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров». - Челябинск, 2006.- Ч.6 – С.146-150.
18. The psychology of anomie: frustration, lonelyness, identity crisis // Fifth Inte
ational Young Scholars’ Forum of the Asia–Paсific Region Countries (Пятый Международный Форум молодых ученых стран АТР). Владивосток. 2003. - 23-26 сентября. – С. 68-70.
1,200 руб.