Введение
Содержание
Заключение
Литература
Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В начале экономических реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабного среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвестировать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов
История социально-экономических реформ 1990-х годов в России уже перешагнула пятнадцатилетний рубеж. За этот период были осуществлены крупнейшие преобразования, изменившие всю архитектонику российской экономики и российского общества. Однако вновь и вновь задаются вопросы: каковы результаты реформ? каковы их уроки? каковы перспективы? Каждый из этих вопросов по-прежнему носит дискуссионный характер. К числу таких вопросов относится и проблема среднего класса в современной России. Это неудивительно. Факт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, свидетельства прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований. Именно в силу политического характера проблема среднего класса окутана густой оболочкой предрассудков и мифов.
Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие «средний класс» как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин «средний класс» в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количественные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются – различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны.
До сих пор предпринимаются попытки опровергнуть существование в России среднего класса. Продолжающаяся в академических кругах теоретическая дискуссия о сущности среднего класса в трансформирующемся обществе не в состоянии дать ответ на вопрос о том, насколько успешно происходит (и происходит ли вообще) формирование среднего класса в современной России. Сейчас слово за эмпирическими исследованиями.
Думается, сегодня вопрос о размерах среднего класса в России, уже не представляется столь критическим и острым. Гораздо более принципиальный вопрос относительно среднего класса - какой он? Кто эти люди и их семьи? Какими ресурсами они располагают и как ими распоряжаются? Что позволяет им сохранить свои социально- экономические позиции? Носителями каких социально-экономических стратегий они являются? Какие из этих стратегий - механизмы выживания, а какие - механизмы развития? Чем они отличаются от других социальных групп? И, наконец, главный вопрос, от которого зависит судьба дальнейшей социально-экономической эволюции: каковы шансы социальных групп, располагающихся ниже средних в социальной структуре, на перемещение в средние классы? При каких экономических, социальных, институциональных и политических условиях им удастся подняться по лестнице социальной иерархии и превратиться в полноценный, стабильный и экономически состоятельный средний класс?
Поиск ответов на эти вопросы и составляет предмет исследований, которые широко проводятся в настоящее время в России.
В настоящей работе представлен анализ определения «среднего слоя» современного российского общества, позволяющий выделить их как своеобразное социальное ядро нации.
Цель работы – дать определение и выделить наиболее значимые характеристики российского среднего класса.
Предмет исследования – современная социальная структура российского общества.
Объект исследования – социальная страта, характеризующаяся как «средний класс российского общества».
Настоящая работа преследовала следующие цели:
• уточнить методологию анализа формирования среднего класса с учетом реалий современной России;
• сформулировать методические подходы и построить систему взаимосвязанных параметров, характеризующих структуру среднего класса;
• дать социологическое и идеологическое определение среднего класса;
• охарактеризовать политическую и правовую активность среднего класса;
• представить новейшие данные, характеризующие современное состояние среднего класса в России.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теории среднего класса 6
Глава 2. Социологическое и идеологическое определение
среднего класса 10
Глава 3. Средний класс в контексте социальных перемен 13
Глава 4. Политическая и правовая активность среднего класса 16
Глава 5. Средний класс - социальное ядро нации 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
1,200 руб.
В последние годы немало сказано по поводу бесперспективности классового анализа. Говорится о том, что классы - продукт исторического развития, который постепенно уступает место другим способам деления общества. О том, что классы - скорее идеологические, нежели аналитические понятия, что очень часто они являются статистическими артефактами или, по словам П. Бурдье, «классами на бумаге». Указывается, что структурные классовые позиции не подкрепляются общностью установок и мировоззренческих позиций, а также не выражаются в коллективном мобилизованном действии, связанном с отстаиванием собственных интересов (на чем в свое время особенно настаивали марксисты). По крайней мере это не удается доказать эмпирическим путем, да и теоретические основания подобной связи уже не вполне очевидны. Наконец, развернута активная критика со стороны приверженцев постструктурализма, утверждающего, что крупные структурные образования (включая классовые структуры) подвергаются деструктурированию и дезинтеграции. Многое в этой критике следует считать справедливым или по крайней мере заслуживающим внимания.
На эмпирическом уровне средние классы устойчиво отличаются практически по всем важнейшим социальноэкономическим параметрам от нижних классов. Говорить о сходстве целей и ценностей и тем более о готовности к мобилизованному действию вряд ли приходится. Однако речь и не идет о том, что причисленные к какому-то классу люди должны думать одинаково и действовать сообща. Говорится другое - существуют значимые межклассовые различия. Они касаются и структурных позиций (социально-демографических, ресурсных), и самоидентификации, и многих видов деятельности.
На эмпирическом уровне российский средний класс решительно не похож ни на своих собратьев из развитых стран, ни на образы, навязываемые сегодняшнему обществу масс-медиа, которые опираются на будущую модель «общества потребления».
Российский средний класс не слишком богат, но и не беден, располагая значимыми материальными ресурсами. Его представители обладают относительно высоким уровнем образования, позволяющим успешно конкурировать на рынке труда и действовать в других экономических сферах, однако утверждение, что этот ресурс неисчерпаем, было бы слишком оптимистично. Средний класс довольно высоко оценивает свой общественный статус, но вряд ли имеет гарантии стабильности своего положения. Именно поэтому он борется за это положение, демонстрируя более активные социально-экономические стратегии, чем прочие социальные группы. Эти значимые отличия просматриваются во всех его практиках - он более активен на рынке труда, в предпринимательской, финансовой деятельности, инвестирует в свое образование и здоровье и пр.
В то же время не следует его и идеализировать или приписывать несвойственные ему черты. Он не «трудоголик», а вполне рационален в распоряжении рабочим временем и досугом. Представители среднего класса не слишком дальновидны и не особенно заглядывают в свое пенсионное будущее. Средний класс вполне вписался в теневые экономические практики и вовсе не борется за выход из «тени в свет». Он отнюдь не столь политически активен, как ожидается многими политическими акторами. Во многих своих проявлениях он такой, как и все общество. Многие функции, традиционно приписываемые среднему классу, - гарант социальной стабильности, активный потребитель, успешный предприниматель, разумный инвестор - только-только начинаются формироваться.
Вместе с тем нельзя не замечать другой функции среднего класса - проводника инновационных форм социально-экономической деятельности. Обобщенный средний класс располагается на двигающемся фронтире или поблизости от него, осваивая новые предметы и формы деятельности, транслируя их далее - в более массовые группы. С этой точки зрения авангардная функция среднего класса налицо.
1,200 руб.
1. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. Авт. коллектив: Т. М. Малева и др. – М.: ТЕИС. Бюро экономического анализа. 2000.
2. Андреев А.П. Два средних класса в российском обществе? // Средний класс в современном российском обществе / РНИСиНП. - М.: РОССПЭН. 1999.
3. Блаженкова О., Гурова Т. Класс // Эксперт. 2000. № 34.
4. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация / ИНП РАН. - М. 1992. Вып. 1.
5. Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопр. экономики. 2001. №1.
6. Громова Р.С. Положение в обществе и принадлежность к социальному слою: факторы самоидентификации // Экон. и соц. перемены: мониторинг обществ. мнения: Информ. бюл. 1997. № 4.
7. Гурова Т. Дети поражения // Эксперт. 2001. № 23.
8. Дымшиц М. Русский средний класс - это мещане // Коммерсантъ Деньги. 2000. № 47.
9. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. - М.: Дело. 2002.
10. Кивинен М. Перспективы развития среднего класса в России // Социол. журн. 2001. № 2.
11. Константиновский Д. Динамика неравенства. - М.: Эдиториал УРСС. 1999.
12. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Обществ. науки и современность. 2001. № 3.
13. Левада Ю.А. «Средний человек»: фикция или реальность // Экон. и соц. перемены: мониторинг обществ. мнения: Информ. бюл. ВЦИОМ. – М.: 2004. № 2.
14. Малеева Т.В. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии. – М.: Московский Центр Карнеги. 2003. С. 199.
15. Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. - М.: Социс. 1989.
16. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности // Социол. исслед. 2000. № 8.
17. Радаев В.В. Стратификационный анализ постсоветской России: неовеберианский подход // Способы адаптации населения к новой социальноэкономической ситуации в России: Вып. 11 // Отв. ред. И. А. Бутенко.- М.: Моск. обществ. науч. фонд. 1999.
18. Рощина Я.М. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопр. экономики. 1998. № 3.
19. Руткевич М. Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социол. исслед. 1997. № 7.
20. Рывкина Р.В. Формирование новых экономических классов в России // Социол. жур. - 1994. № 4.
21. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс. 1994.
22. Сенсация: 20% россиян уже относятся к среднему классу. // Известия. 13 января 2006 г. №04.
23. Формирование среднего класса в России. // Фонд «Бюро экономического анализа» - М.: 2000.
24. Официальный сайт Института социологии РАН (www.isras.ru).
1,200 руб.