Введение
Содержание
Заключение
Литература
Автомобиль получил быстрое развитие и распространение как наиболее быстроходное, экономичное, комфортабельное и независимое от каких-либо сооружений транспортное средство. Пользование автомобилем стало признаком деловитости современного человека, подвижности, ловкости, преуспевания в современных условиях жизни. Однако автомобиль, мотоцикл, трактор и другие механические транспортные средства являются источником повышенной опасности.
Эксплуатация транспорта – одна из наиболее характерных и неотъемлемых частей современной цивилизации. Эта сторона нашей жизни воплощает в себе мощное проявление научно-технического прогресса и в значительной мере влияет на темпы экономического и социального развития каждой страны и всего человечества в целом.
Процессы, связанные с эксплуатацией и движением транспорта, а также сопровождающие их явления и последствия нуждаются в глубоком научном осмыслении. Особое место среди них занимают те явления, процессы и последствия, которые имеют негативное значение.
В жизнедеятельности любого общества негативными последствиями аварий и катастроф являются, во-первых, причинение вреда здоровью людей, а порой и смерти; во-вторых, повреждение либо полное уничтожение имущества, транспортного средства. Существование транспортных норм уголовного характера необходимо в целях предупреждения совершения таких преступлений. Страх перед наказанием и связанными с ним различного рода лишениями в той или иной степени оказывает психологическое воздействие на участников движения – управляющих или обслуживающих транспортные средства.
Глава 27 нового УК России 1996 года впервые объединила основные составы преступлений, связанных с движением и эксплуатацией транспорта. Понятие транспорта в данном случае необходимо рассматривать в широком смысле этого слова: речь идет не только о привычном нам автомобильном, но и железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Объединенные нормы обладают системностью и определенным внутренним единством.
Нарушение требований дорожной безопасности приводит к происшествиям, при которых получают ранения и гибнут водители, другие участники движения, повреждаются транспортные средства. Уровень безопасности на дорогах и улицах городов, населенных пунктов определяется количеством дорожно-транспортных происшествий и тяжестью их последствий.
В действующем УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.
Современный транспорт (железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный и автомобильный) является одним из достижений научно-технического прогресса и цивилизации. В зависимости от развития различных видов транспорта эволюционировало и уголовное законодательство "О транспортных преступлениях". Такое внимание законодателя вполне оправданно и логично и объясняется возрастающей опасностью этих преступлений в современном мире, а также явилось необходимым этапом в процессе возникновения и совершенствования норм уголовного права, которые устанавливают ответственность в данной сфере.
По данным ГИАЦ МВД России, было зарегистрировано преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: в 1997 г. - 50845 (выявлено лиц 36088); в 1998 г. - 56256 (выявлено лиц 42307); в 1999 г. - 58120 (выявлено лиц 44249); в 2000 г. - 57253 (выявлено лиц 41865); в 2001 г. - 59162 (выявлено лиц 40830); в 2002 г. - 61590 (выявлено лиц 43101); в 2003 г. - 57955 (выявлено лиц 43685); в 2004 г. - 26704 (выявлено лиц 20722); в 2005 г. - 26805 (выявлено лиц 18710) .
Оценка тенденций преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств с 1997 по 2000 г. показывает, что она характеризуется противоречивыми процессами: с 1997 по 2002 г. фиксировалось устойчивое нарастание количества зарегистрированных преступлений, а с 2003 по 2005 г. наблюдается снижение числа указанных преступлений.
Предусмотренная ст. 266 УК РФ уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт и вы пуск в эксплуатацию технически неисправных транс портных средств наступает, если указанные нарушения повлекли следующие вредные последствия: тяж кий или средней тяжести вред здоровью человека, смерть человека либо крупный.
Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, что такого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожного транспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом водном пути судна морского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам, государственным и коммерческим организациям.
Так, ст. 266 УК установлена ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Действие указанной статьи распространяется на все виды транспорта: воздушный, морской, речной, автомобильный, железнодорожный. Согласно ее диспозиции предметом недоброкачественного ремонта могут быть не только транспортные средства, но также пути сообщения, средства сигнализации, средства связи и иное транспортное оборудование.
Ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должен обеспечивать безопасность дорожного движения. Прошедшие ремонт транспортные средства должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их техническому состоянию.
Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать такой ремонт, который не обеспечивает его безопасную эксплуатацию, т. Е. При обычных условиях использования транспортного средства существует недопустимый риск, связанный с возможностью причинения вреда жизни, здоровью или имуществу. Такой ремонт может быть результатом применения непригодных материалов, нарушения технологии производства и т. п.
Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства следует понимать разрешение на его использование или указание на выезд в рейс. Разрешение на использование транспортного средства может быть вы дано в любой форме — письменной или устной (оформление путевого листа, издание приказа, согласие и т. д.).
Объектом исследования в нашей работе выступает уголовно-правовая ответственность за преступление, предусмотренное статьей 266 УК РФ, пределы уголовной ответственности и ее основания.
Предметом в работе является уголовное законодательство, судебная практика, материалы научной и учебной литературы.
Целью работы является определение признаков состава преступления, предусмотренного ст.266 УК РФ, особенностям квалификации и разграничения со смежными составами преступлений, выявление проблемных моментов законодательного закрепления данного состава преступления.
Задачи работы:
- дать общую характеристику преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями,
- изучить история развития законодательства, регламентирующего транспортные преступления,
- проанализировать состав транспортных преступлений, их объект, общие признаки,
- дать общую характеристику выпуска транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями и недоброкачественный ремонт как отдельного состава преступления,
- проанализировать объект и объективную сторону рассматриваемого преступления,
- проанализировать субъект и субъективную сторону рассматриваемого преступления,
дать характеристику факультативным признакам состава,
- дать криминологическую характеристику преступлений, предусмотренных ст.266 УК РФ.
Структура работы: введение, две главы, семь параграфов, заключение и список литературы.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями 8
1.1. История развития законодательства 8
1.2. Объект преступлений, общие признаки 22
Глава 2. Выпуск транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями и недоброкачественный ремонт как отдельный состав преступления 27
2.1. Общая характеристика 27
2.2. Объект и объективная сторона 32
2.3. Субъект и субъективная сторона 39
2.4. Факультативные признаки состава 42
2.5. Криминологическая характеристика преступлений, предусмотренных ст.266 УК РФ. 50
Заключение 57
Список литературы 62
3,000 руб.
В действующем УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.
Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, что такого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожного транспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом водном пути судна морского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам, государственным и коммерческим организациям.
Объект данного преступления является безопасность эксплуатации транспортных средств, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ.
Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и эксплуатацией их в технически неисправном состоянии. Дополнительным объектом этого преступления являются жизнь и здоровье людей.
Предметом преступления могут быть:
1) любые виды транспортных средств;
2) средства сигнализации - устройства для подачи условных сигналов (маяки, огни, буи и т.д.);
3) средства связи - устройства для передачи и получения текстовой информации (телефоны, факс, рация и т.п.);
4) средства иного транспортного оборудования;
5) пути сообщения, к которым относятся:
- на железнодорожном транспорте - железнодорожное полотно;
- на воздушном транспорте - взлетно-посадочная полоса и т.п.;
- на водном транспорте - пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой;
- на автомобильном транспорте - проезжая часть дороги.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. "О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях" субъектом данного преступления могут быть также владельцы либо водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.
Деяние совершается:
работниками организаций (в т.ч. частных, кооперативных), на которых в соответствии с трудовым договором (контрактом), должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, иными нормативными и локальными актами возложены функции руководства и контроля за выполнением работ по ремонту объектов, упомянутых в ст. 266 УК, а также по выпуску в эксплуатацию транспортных средств (например, главный инженер, начальник ОТК, директор предприятия).
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими работы, упомянутые в ст. 266 УК;
работниками ЮЛ и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполнявшими работы по ремонту. Наряду с ними отвечают и те работники, которые проверяют качество ремонта, непосредственно руководят ходом выполнения ремонтных работ, отвечают за безопасность оказанных заказчику услуг и выполненных работ (мастера, приемщики, инженеры по технике безопасности и т.д.).
Подводя итог сказанному, отметим, что гл. 27 УК РФ "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" была принята законодателем для обеспечения безопасности движения и (или) эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры. Однако анализ диспозиций ст. ст. 263, 264, 266, 267, 268, 269 УК РФ позволяет утверждать, что в настоящее время охрана безопасности транспорта и транспортных коммуникаций обеспечивается российским законодателем опосредованно. Сами по себе такие нарушения, реально угрожающие опасностью и содержащие в себе возможность гибели людей либо причинения крупного ущерба, уголовно ненаказуемы. Деяния, непосредственно посягающие на безопасность движения и (или) эксплуатации, не рассматриваются современным законодателем в качестве преступных и, соответственно, не могут посягать на общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
В качестве объекта недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями выступают охраняемые уголовным законом общественные отношения, складывающиеся по поводу безопасности движения и эксплуатации транспорта, структурно включающие в себя техническую безопасность транспортных систем как обязательное условие обеспечения нормального функционирования транспортной безопасности.
2. Анализ главы УК о транспортных преступлениях позволяет утверждать, что предметом преступления, предусмотренного ст. 266 УК, являются транспортные средства железнодорожного, водного (морского или речного), воздушного и автомобильного видов транспорта, а также соответствующие каждому виду транспортных средств иные технические системы транспорта. К их числу следует также отнести маломерный водный транспорт и автомобильные дороги.
3. Предлагается заменить в диспозиции ст. 266 УК словосочетание «недоброкачественный ремонт» на «нарушение правил ремонта», поскольку юридическая конструкция признаков этого преступного деяния не позволяет отнести к нему бездействие. Невыполненная работа не может характеризоваться с качественной стороны.
4. Выпуск в эксплуатацию транспортного средства предполагает наличие правомочий у лица на это действие. Поэтому указание законодателем на специальные свойства субъекта данного преступления в действующей редакции ст. 266 УК представляется излишним. В данном случае субъектами выпуска будут признаваться:
—лица, которые по специальному правовому положению являются ответственными за выпуск в эксплуатацию технически исправных транспортных средств (осмотрщик-ремонтник, механик, инженер авиационно-технической базы и др.);
—работники транспорта, за которыми в установленном порядке закреплено транспортное средство (управляющие субъекты на транспорте);
—владельцы (собственники) транспортного средства.
5. Требуется смягчение санкций за преступления, предусмотренные чч. 2 и 3 ст. 266 УК. Судебная практика свидетельствует о несоответствии общественной опасности этих деяний жесткости наказания, предусмотренного за их совершение законом.
6. Законодатель необоснованно ограничил возможность индивидуализировать наказание за квалифицированные виды исследуемого преступления с использованием других пенализационных мер уголовного закона. В этой связи считаем, что следует предусмотреть альтернативные виды наказания: ограничение свободы и обязательные работы. В качестве дополнительного вида наказания включить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
7. Предлагается криминализовать деяния, выражающиеся в допуске к управлению транспортным средством лица, не имеющего навыков управления транспортным средством, а также находящегося в состоянии опьянения, свидетельствующем о явной невозможности безопасного управления транспортным средством, повлекшие уголовно-правовые последствия, указанные в ст. 266 УК. Закрепить их в качестве разновидности признаков состава выпуска в эксплуатацию.
8. Представляется целесообразным декриминализовать недоброкачественный ремонт автотранспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, повлекшие причинение крупного ущерба.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) //Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.10.1969 N 50 (ред. от 25.10.1996) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (СТ. СТ. 211, 211.2, 148.1 УК РСФСР)" // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 – 1993.
4. Уголовная ответственность за транспортные преступления / Касынюк В.И.; Редкол.: Кривоченко Л.Н., Процевский А.И., Пушкин А.А., Страхов Н.Н., Таций В.Я. (Отв. ред.), Якуба О.М. - Киев: Вища шк., 1977. - 34 c.
5. Транспортные преступления. Комментарий законодательства / Жулев В.И. - М.: Спарк, 2001. - 190 c.
6. Транспортные преступления. Учебное пособие / Иваник Н.П., Свистунов К.А. - Саратов: СГАП, 2002. - 88 c.
7. Транспортные преступления / Коробеев А.И. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 406 c.
8. Чучаев А.И. Транспортные преступления: новое решение - новые проблемы // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997, № 2. - С. 84-89
9. Кременов И.Н., Попов В.Л. Уголовная ответственность за транспортные преступления по новому Уголовному кодексу Российской Федерации (1996 г.) // Актуальные вопросы уголовного права, процесса и криминалистики. Сборник научных трудов. - Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1998. - С. 29-34
10. Коробеев А.И. Транспортные преступления: сущее и должное // Пять лет действия УК РФ: итоги и перспективы. Материалы 11 Международной научно-практической конференции, состоявшейся на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова 30 - 31 мая 2002 г.. - М.: ЛексЭст, 2003. - С. 426-430
11. Гридасова Л.В. Общая характеристика факторов, обусловливающих дорожно-транспортные преступления // Вестник Барнаульского юридического института. - Барнаул: Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2004, Вып. 6. - С. 60-64
12. Козун А.В. Транспортные преступления: новые решения, новые проблемы // Новая редакция Уголовного кодекса России: попытка теоретического осмысления. Материалы межвузовской научной конференции (февраль 2004 г.). - Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2004. - С. 61-64
13. Чучаев А.И. Уровни оценки законодательства об ответственности за транспортные преступления // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции, 24-25 января 2008 г.. - М.: Проспект, 2008. - С. 382-386
14. Кодификация уголовного и уголовно-исполнительного права России в XIX веке. Учебно-методическое пособие для изучения темы № 12 и № 13 (Государство и право России в XIX веке) по курсу истории государства и права России и зарубежных стран / Упоров И.В. - Рязань: Рязан. ин-т права и экономики МВД РФ, 1998. - 41 c.
15. Рогов В. Из истории феодального уголовного права в России XV - XVII вв. // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. - М.: Манускрипт, 1994, № 4. - С. 220-244
16. Скиндеров Р.В. Применение наказания в виде лишения свободы в истории уголовного права дореволюционной России // Юридическая наука и практика: проблемы теории и истории. Сборник научных статей. - Курган: Изд-во Кург. ун-та, 2002. - С. 52-59
17. Козун, А. В. Уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями :Автореф. дисс. к.ю.н. Омск,2002. -26 с.
18. Касынюк В.И. Уголовная ответственность за повреждение путей сообщения и транспортных средств. Харьков, 1979;
19. Коробеев А. Ответственность за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств // Социалистическая законность. 1988. N 3;
20. Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979.
21. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации, Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения / Под ред. В.А. Федорова. - М., 1996. - С. 11;
22. Уголовное право: Особенная часть. / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П.Новоселова. - М., 1997. - С. 540.
23. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 22.10.1969 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст.ст. 264, 266, 166 УК России), с изм. и доп. от 25.10.1996 г.// Сборник постановлений Пленумов Верховного суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М. - 1997. - С. 367.
24. Уголовное право России. Часть особенная: учебник для вузов / Под ред. Л.Л. Кругликова.-М.: Волтерс Клувер, 2004.
25. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.А. Громова.-М.: ГроссМедиа, 2007.
26. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог.-М.: ТК Велби, Издательство "Проспект", 2007.
27. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации). С. 325
28. Настольная книга судьи по уголовным делам / Отв. ред. А.И. Рарог.-М.: ТК Велби, Издательство "Проспект", 2007.
29. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996.С.106.
30. Анализ состояния безопасности движения на железных дорогах ОАО "РЖД" в 2004 году. М., 2005.
31. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 5-е изд., доп. и испр. М., 2005. С. 442.
32. Балашов С.К. О некоторых особенностях квалификации преступлений на железнодорожном транспорте // Транспортное право, 2007, N 2.
33. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 5-е изд., доп. и испр. М., 2005.С.62.
34. Криминология: учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова.-М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006.
35. См.: Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминализация общества. М., 2003. С. 555 - 556; Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом. М., 2006. С. 122 - 123.
36. Уголовное право. Особенная часть / Бобылев О.В., Бородин С.В., Босхолов С.С., Бурковская В.А., и др.; Под общ. ред.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. - М.: Инфра-М, Форум, 2003. - 400 c.
37. Российское уголовное право: Особенная часть (главы I - X). Курс лекций: В 3-х т.. Т. 2 / Наумов А.В.. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 504 c.
38. Российское уголовное право: Особенная часть (главы XI - XXI). Курс лекций: В 3-х т.. Т. 3 / Наумов А.В.. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 656 c.
39. Российское уголовное право: Особенная часть. Курс лекций: В 2-х томах. Т. 2 / Наумов А.В. - М.: Юрид. лит., 2004. - 832 c.
40. Современное уголовное право. Общая и особенная части: Учебник / Под ред.: Наумов А.В. - М.: Илекса, 2007. - 1040 c.
41. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Бородин С.В., Дубовик О.Л., Келина С.Г., Кригер Г.Л., и др.; Под ред.: Кудрявцев В.Н., Наумов А.В. - М.: Спарк, 2002. - 1040 c.
3,000 руб.