Актуальность выбранной темы заключается в том, что православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. История монастырей неразрывно связана с историей России. Будучи духовно-религиозными центрами, а в прошлые века и форпостами защиты Москвы от вражеских набегов, монастыри были и остаются важнейшими культурными и духовными центрами нашей Родины. Сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Главная их заслуга перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Монастыри сыграли также большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа.
Целью данного реферата является изучение роли крупнейших монастырей в истории России.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
750 руб.
Введение 3
1. Роль монастырей в российской истории 4
2. Троице-Сергиев мужской монастырь и его историческая роль 7
3. Новодевичий монастырь в истории России 11
4. Соловецкий монастырь и его историческое значение 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложение
750 руб.
Возникшие на Руси со времен принятия христианства, монастыри на протяжении всей многовековой истории были необходимой составляющей частью общественной жизни. Они поддерживали духовное наследие народа, давали необходимый заряд святости обществу. Уединенные обители доказывали, что кроме скоротечной мирской жизни с ее обыденными интересами есть жизнь высокая, духовная, состоящая в приближении к Божеству. Иноки и аскеты, пустынники и подвижники уравновешивали своими духовными трудами ту чашу весов, на которой находились все людские грехи.
До появления книгопечатания именно в монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли иноческое послушание.
Одновременно монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти: создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера. Судя по содержанию летописей и стилю их изложения, писали их люди, лишь формально «ушедшие из мира», как того требовал ритуал посвящения в монашество, а фактически находившиеся в самой гуще политических событий, полные «морских» забот и волнений.
Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением, сохранением. Эту двуединую задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри, которые испокон веку были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг.
750 руб.
1. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996
2. Волков А. Православные храмы Москвы. – М.: Белый город, 2003. – 278 с.
3. Дворниченко А. Ю., Тот Ю. В., Ходяков М. В. История России. – М.: Проспект, 2006. – 472 с.
4. Зуев М. Н. История России. – М.: Высшее образование, 2007. – 634 с.
5. Иванова О. Монастыри России. – М.: Русич, 2004. – 352 с.
6. Лебедев Г. Г. Святыни России. Храмовая культура XI-XX в. – М.: Белый город, 2005. – 120 с.
7. Монастыри и Храмы Русской Православной Церкви. – М.: АСТ, 2005. – 336 с.
8. Низовский А. Православные храмы и монастыри. – М.: Вече, 2005. – 368 с.
9. Новодевичий монастырь http://www.pravoslavie.ru/
10. Соловецкий монастырь http://www.solovki-monastyr.ru/
750 руб.