В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом. Именно данный аспект является менее изученным и систематизированным в научных исследованиях.
Объект исследования: мотивационная готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: процесс формирования и коррекции мотивационной готовности к школе.
Цель исследования: теоретическое рассмотрение значения мотивационной готовности к школе.
В работе были поставлены задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить значение мотивационной готовности к школе;
2. рассмотреть методы формирования мотивационной готовности к школе.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Л.И. Божович, Е.О. Смирнова; А.Н. Леонтьев и др.
750 руб.
Введение 3
1.Значение мотивационной готовности к школьному обучению 4
2.Формирование мотивационной готовности к школе 9
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 19
750 руб.
Практический опыт психологического обследования детей показывает, что они далеко не всегда всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе; поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одной из них, нам видится в отсутствии или несвоевременной психологической помощи,
Мотивационная готовность к школе является необходимым элементом успешного обучения ребенка и предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
В нашем исследовании мы смогли провести теоретический анализ существующих подходов к проблеме мотивационной готовности детей к обучению в школе и рассмотрели направления работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе. Таким образом, нами были выполнены поставленные задачи в исследовании, достигнута цель работы.
Материалы данного исследования можно использовать в практике профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования.
750 руб.
1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142.
2. Вархотова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школ / Е.К.Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. — М., 1999.
3. Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
4. Венгер, А.Л. О критериях готовности дошкольников к школьному обучению / А.Л. Венгер, Е.В. Филипова. — М., 1980.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
6. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников. —М., 1998.
7. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Е.А. Бугрименко. — М., 1990.
8. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина — М., 1993.
9. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
10. Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1986.
11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
12. Ирасек Я., Керн Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды:В 2 т. Т. 1, М.,1983
16. Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — М., 1996.
17. Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. М., 1985. с.30-31
18. Ульенкова У.Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.Е. Ульенкова // Вопросы психологии. — 1983. — № 4.
19. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4.
750 руб.