Актуальность выбранной темы заключается в том, что Августин Блаженный (354-430) оказал сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества. Аврелий Августин жил в эпоху, когда христианство еще не было господствующим мировоззрением. Хотя издание Миланского эдикта 317 г. императора Константина Великого принято считать моментом, с которого христианство превратилось в государственную религию Римской империи, нужно учитывать, что и долгое время после его издания христианство существовало наряду и наравне с язычеством, скептицизмом, манихейством и т. д. Именно в этот период происходила переориентация мировосприятия народов Средиземноморья. И деятельность Августина (в первую очередь - его творчество), как представляется, сыграла не последнюю роль в этом процессе. По выражению К. В. Карпишевой, Августин стал одним из тех людей, мнение которых, положенное на весы истории, круто меняет зыбкое равновесие между теми или иными мировоззрениями.
Августин стал одним из главных исполнителей работы по осмыслению христианского мироощущения в контексте классической античной философии. Причисленный Церковью к лику святых с постоянным присоединением к имени эпитета «Блаженный» (как живший до разделения Церквей Августин почитается и православными, и католиками, хотя католиками, конечно, в большей степени), он по существу явился отцом всей западной средневековой философии. Помимо того, что он был для неё высшим авторитетом и примером для подражания, можно сказать, что весьма значительную часть её содержания составляют комментарии на его сочинения. Аврелий Августин, помимо своих заслуг в религиозной философии может по праву считаться темпорологом и даже, вероятно, одним из основоположников темпорологии как науки.
750 руб.
Введение 3
1. Биография и основные философские концепции Августина Блаженного 4
2. Учения Августина Блаженного 9
Заключение 24
Список использованной литературы 27
750 руб.
Таким образом, мы выяснили, что Августин Блаженный является на наш взгляд самой крупной фигурой конца античного христианства и начала христианства средневекового. Его творчество представляет собой мощный водораздел, отделяющий одну историческую эпоху от другой. Как и многие другие деятели христианской церкви, Августин получил языческое образование, увлекался риторикой и философией. Поиски истины заставили его проделать длинный путь от манихейства и неоплатонизма к ортодоксальному христианству.
Августин был широко образованным и эрудированным человеком и блестящим стилистом. Ему удалось синтезировать все духовные системы своего времени, как античные, так и христианские, в единую универсальную философско-теологическую систему, влияние которой на последующее время было огромным.
Для Августина «истинная философия и истинная религия — одно и то же». Обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли творца перед актом творения». Бог создал мир из ничего. Спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности — «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь».
Августин решает две важнейшие проблемы: динамика личности и динамика общечеловеческой истории. Его «Исповедь» — это исследование самосознания личности, ее психологических состояний. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: от насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности, которая спустя много веков привлекла к его философии представителей экзистенциализма. Августин считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я — это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже «закрывается» от него. Августина интересует вопрос: как человек осуществляет «открытие» своего Я.
С Августина Блаженного начинается и разработка философии истории, хотя сам термин принадлежит Вольтеру. Сочинения Августина Блаженного явились основой разработки схоластической философии и длительное время служили одним из источников изучения античной философии.
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.
Так или иначе, Августин нашёл в христианстве почву для примирения своих внутренних противоречий, обрёл устойчивую оптимистическую веру во спасение и стремление к проповеди во имя общего блага. Пусть проповедь его была иногда несовершенна, иногда служила отголоском своих собственных страхов и заблуждений, но произносилась она из самых благих побуждений.
Деятельность Августина нельзя вырвать из общего исторического контекста. Любое слово должно быть сказано своевременно и подчинено необходимости конкретного дня. Августин искал этой своевременности, равновесия и гармонии с окружающим миром. Всепоглощающее чувство любви, которое ему не с кем было разделить, он направил в сферы идеальные и возвышенные, получив оттуда отклик в виде исцеления душевных недугов и обретения нового смысла существования. Внутренняя целостность и смирение дали столь желанную возможность повелевать душевным настроением и телесными привычками. Сила воли, соединённая и волей Божьей, открывает в человеке способность жить не только мелкими потребностями мирской жизни, но и подняться до чуткого улавливания биения пульса всего человечества.
750 руб.
1. Аблеев С. Р. История мировой философии. – М.: АСТ, 2005. – 538 с.
2. Августин А. Исповедь. Под ред. А. Столярова. – М.: Канон +, 2003. – 462 с.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М.: Академический проспект, 2005. – 608 с.
4. Васильева В. В., Кротова А. А., Бугая Д. В. История философии. – М.: Академический проспект, 2005. – 680 с.
5. Гриненко Г. В, История философии учебник. – М.: Юрайт, 2007. – 688 с.
6. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. – М.: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
7. Губан В. Д., Алешин А. И., Бандуровский К. В. История мировой философии. – М.: АСТ, 2008. – 364 с.
8. Ильин В. В. История философии. – СПБ.: Питер, 2003. – 732 с.
9. Кохановский В. П. История философии. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 390 с.
10. Столяров А. А. Исповедь. История создания. Жанр. – М.: Ренессанс, 1991. – 486 с.
11. Гарнак А. История догматов. http://www.krotov.info/
12. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Августина Блаженного. http://www.humanities.edu.ru/
750 руб.