Несовершенство налогового законодательства, жесткость фискального контроля и налогового бремени, непродуманность налогового администрирования, и неумение правительства эффективно использовать собранные налоги вынуждают предпринимателя принимать меры по сохранению своего имущества от грабительского желания государства постоянно залезать в его карман.
Уклонение от уплаты налогов в постперестроечные годы приобрело массовый характер. Но это не просто стремление предпринимателя получить сверхприбыль или патологическая аллергия на слово «налоги». Нет, это скорее реакция нормального человека на ненормальные условия жизни в нашей стране. Именно это, прежде всего, является главной причиной налоговой оптимизации. Львиная доля предпринимателей это делают от случая к случаю, совершенно непрофессионально, пользуясь типовыми схемами, большинство из которых имеют криминальный характер.
Естественное стремление налогоплательщика уменьшить суммы налогов, уплачиваемых в бюджет, не вызывает одобрения со стороны контролирующих органов. Подобные операции всегда будут находиться под их пристальным вниманием. Кроме того, подчас и сами налогоплательщики допускали ошибки применяя ту или иную оптимизационную схему. Все это порождает конфликтные ситуации, которые разрешались с переменным успехом в арбитражных судах.
Все вышесказанное обуславливает высокую актуальность настоящего исследования. Использование налоговой оптимизации для хозяйствующего субъекта – реальная возможность уменьшить налогообложение различными законными способами. Актуальность темы в настоящее время приобретает новый оттенок на фоне не сглаживающегося несовершенства налогового законодательства, незначительной государственной поддержки малого предпринимательства и других налоговых проблем.
Итак, целью настоящей работы является изучение современных проблем и методов налоговой оптимизации.
Объектом исследования выступает уменьшение налогообложения.
Предметом исследования является законное уменьшение налогов – налоговая оптимизация.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Определение понятия налоговой минимизации.
2. Рассмотрение видов налоговой минимизации, в том числе уклонения от налогообложения (незаконная минимизация), налоговой оптимизации (законная минимизация), исследование проблемы разграничения указанных понятий.
3. Изучение правовых средств борьбы с незаконной минимизацией налогов.
4. Определение понятия налоговой оптимизации.
5. Изучение принципов и видов налоговой оптимизации.
6. Исследование методов налоговой оптимизации.
7. Исследование особенностей рассмотрения споров, связанных с использованием методов минимизации налогообложения.
В процессе проведения исследования автор использовал действующее гражданское, налоговое, административное, уголовное законодательство, регламентирующее различные аспекты налоговой оптимизации, в частности Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, иные законодательные и подзаконные нормативные акты. Автор исследовал ряд монографий, статей различных ученых и исследователей в области налоговой минимизации, в частности исследовавших проблемы налоговой оптимизации, а также учебную литературу по данному вопросу и материалы судебной практики
3,000 руб.
Таким образом, по завершении проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Уменьшение налогов (налоговая минимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации.
классификацию способов уменьшения налоговых платежей.
1. Уклонение от уплаты налогов:
- криминальное уклонение от уплаты (ст. 194, 198, 199 УК РФ);
- некриминальное уклонение от уплаты (гл. 16 ч. 1 НК РФ).
2. Налоговая оптимизация.
- перспективная;
- текущая.
Способы налоговой оптимизации:
1. Разработка приказа об учетной и налоговой политике.
2. Оптимизация при помощи договора.
3. Применение льгот и освобождений, прямо предусмотренных законом.
4. Специальные методы налоговой оптимизации:
- метод замены отношений;
- метод разделения отношений;
- метод отсрочки налогового платежа;
- метод прямого сокращения объекта налога;
- метод оффшора.
Способы борьбы с уклонением от уплаты налогов:
1. Во-первых, это совершенствование законодательной и нормативной базы.
2. Во-вторых, следует ужесточить санкции против нарушителей налогового законодательства.
3. В-третьих, тем в целях эффективной борьбы с уклонениями от уплаты налогов представляется необходимым проведение всей совокупности организационных мероприятий, включающих:
- обеспечение оперативного взаимодействия по каналам Интерпола с правоохранительными, налоговыми органами зарубежных стран;
- предоставление сотрудникам органов внутренних дел возможности выезда в зарубежные страны по делам данной категории;
- создание системы гибкой и эффективной связи между правоохранительными органами заинтересованных государств в целях получения сведений по операциям граждан с денежными средствами или иным имуществом за рубежом;
- издание научной и методической литературы о порядке и правилах осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, об анализе зарубежного опыта в данной сфере;
- установление порядка взаимодействия с таможенными органами, кредитными организациями, иными организациями с целью получения информации;
- создание Единого государственного банка данных об экономической деятельности и имуществе юридических и физических лиц.
С учетом вышеуказанных мер в Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" предлагается включить ряд новых положений:
- о приоритете международных договоров над нормами налогового законодательства в сфере легализации доходов, полученных преступным путем;
- о сотрудничестве органов государственной власти РФ с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.
Деятельность по предотвращению налоговых правонарушений, осуществляемая путем координации мероприятий организационно-правового характера внутри страны и за ее пределами, даст возможность российскому государству стимулировать реальную производственную деятельность, избежать губительной налоговой практики и преодолеть негативные последствия перемещения финансовых ресурсов.
Налоговая оптимизация – это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени.
Таким образом, комплексное, системное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации и составляет в конечном итоге сущность налогового планирования.
В зависимости от долгосрочности и целей налоговая оптимизация подразделяется на два вида:
- перспективная (долгосрочная) или стратегическая;
- текущая (краткосрочная) или тактическая налоговая оптимизация.
В зависимости от степени законности, определенности, рискованности, правовой оценки судами и фискальными органами можно выделить три вида схем налоговой оптимизации:
1) законные, т.е. абсолютно законные и не вызывающие подозрений и сомнений у фискальных органов (использование льгот, применение специальных налоговых режимов и т.д.);
2) законные, но рискованные вследствие неопределенности судебной практики и возможных последствий. Например, оформление предоплаты за товар как краткосрочного займа во избежание уплаты НДС;
3) незаконные и условно (формально) законные, т.е. те которые могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов или криминальный обход налогов (мнимые сделки с «аффилированными» фирмами-однодневками и т.д.).
Принципы налоговой оптимизации:
1. Разумность при реализации конкретного способа минимизации налогового бремени.
2. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.
3. Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства.
4. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.).
5. Принцип комплексного расчета экономии и потерь.
6. Принцип конфиденциальности.
7. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).
С одной стороны, государство, строящее свою экономику на принципах рынка, не может не предпринимать активные меры к пополнению своего бюджета (от этого зависит реализация любых социальных программ, обороноспособность и проч.)
Вместе с тем любой хозяйствующий субъект, и это вполне закономерно, стремится к рационализации своей хозяйственной деятельности. В числе направлений по минимизации расходов налоговая сфера имеет весомое значение вследствие того, что при строгом следовании всех предписаниям государства уровень налогообложения может превысить все фактические доходы экономической единицы.
В связи с вышесказанным налоговая оптимизация должна осуществляться в определенных известных пределах.
Таким образом, реформирование механизма социально-экономической политики предполагает необходимость органичного сочетания диспозитивных и императивных начал регулятивных отраслей права, обеспечивающего баланс частноправовых и публично-правовых интересов.
Необходима криминализация деяний субъектов предпринимательской деятельности, включающих в себя проведение финансово-хозяйственных операций, а также совершение действий, влекущих гражданско-правовые последствия, основной целью которых является неуплата налогов и сборов.
Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за рассматриваемые деяния, может быть представлена дополняющей Уголовный кодекс РФ ст. 199.3, изложенной в следующей редакции:
"Статья 199.3. Налоговое мошенничество
1. Налоговое мошенничество, то есть сопряженное с обманом оформление предпринимательской деятельности, искажающее действительное содержание проводимых финансово-хозяйственных операций, с целью уклониться от уплаты налогов и (или) сборов, совершенное руководителем организации, либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, повлекшее неуплату налогов и сборов в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до шести лет".
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.).
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.).
6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г.).
7. Указание оперативного характера ЦБР от 28 ноября 2001 г. N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 16 января 2003 г.).
Судебная практика
1. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. N 226-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
2. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 мая 2000 г. по делу N А 82-195/99-А/1.
3. Постановление ФАС Центрального округа от 4 февраля 2002 г. по делу N А48-1964/01-16к.
4. Постановление ФАС Поволжского округа от 19 августа 1999 г. по делу N А 72-985/9-кд80/1/22.
5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 мая 1998 г. по делу N Ф 04/724-173/А45-98.
6. Постановление Высшего Арбитражного суда РФ от 13 февраля 2002 г. по делу N 2695/01.
7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 февраля 2002 г. по делу N А42-3454/01-25.
8. Архив Арбитражного суда г. Москвы, 2002г.
9. Архив Арбитражного суда Удмуртской Республики, 2003г.
10. Архив Арбитражного суда г. Москвы, 2004г.
11. Gregory V. Helvering, 293 U.S. 465, 14 AFTR 1191 (1935).
Учебная и специальная литература
1. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник, N 10, октябрь 2004 г.
2. Андреева А. Убедить директора правильно снижать налоги // Расчет, N 1, январь 2005 г.
3. Байкалова С. Платить меньше – законно // Московский бухгалтер, N 11, ноябрь 2004 г.
4. Богатые и бедные // Экономика России: ХХI век. - 2004.
5. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. / М.,2002.
6. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. – М.: Налоги и финансовое право, 2002 г.
7. Бурцева А.М. Уклонение от налогов и налоговая оптимизация: зарубежный опыт // Российский налоговый курьер, N 4, февраль 2005 г.
8. Бурцева А.М. Легальная и нелегальная минимизация налогов за рубежом // Российский налоговый курьер, N 5, март 2005 г.
9. Герасименко Н.В., Зрилова Е.С. Правовые способы борьбы с уклонением от уплаты налогов // Законодательство и экономика, N 7, июль 2005 г.
10. Гудков Ф.А. Оптимизация налога на прибыль - границы дозволенного // Налоговые споры", N 7, июль 2005 г.
11. Гуща В. Налоговые преимущества лизинга // Консультант, N 13, июль 2005 г.
12. Елин А.С. Резервы как один из элементов налогового планирования // Главбух, N 2, январь 2005 г.
13. Ефремова Т.Ф. Новый толковый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.,2000.
14. Зарипов В.М.. Законные способы налоговой экономии. М.: 2003.
15. Зарипов В.М. Оптимизация или уклонение? // эж-ЮРИСТ, N 16, апрель 2004 г.
16. Корнаухов М.В. Проблемы оптимизации налогов как правомерного коллизионного притязания налогоплательщика // Законодательство, N 9, сентябрь 2005 г.
17. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. - М., 2002.
18. Льготное избавление от налога на прибыль Кузьминых А. // Консультант, N 7, апрель 2005 г.
19. Мамаев М.И. Оптимизация налоговых отчислений хозяйствующих субъектов в бюджет государства: границы дозволенного // Законодательство и экономика, N 8, август 2005 г.
20. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. Т. 37.
21. Мещеряков В. Основные средства налоговой оптимизации. "Годовой отчет-2004" (избранное) // Расчет, N 12, декабрь 2004 г.
22. Михайлова О. Минимизация должна быть законной // эж-ЮРИСТ, N 16, апрель 2004 г.
23. Мухин М.С. Новое в уголовной ответственности за налоговые и иные экономические преступления // Налоговые споры: теория и практика. - 2004.- N 7.
24. Налоговое право. Учебное пособие. Под ред. С. Г. Пепеляева. – М: ФБК-ПРЕСС, 2000.
25. Нарежный В. Оптимизация налога на имущество // Финансовая газета", N 37, 38, 39, сентябрь 2002 г.
26. Новиков В. Законы пора менять для цивилизованной оптимизации налогов // Двойная запись, N 7, июль 2005 г.
27. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.,1996.
28. Опасные схемы минимизации налогов Гуща В.Г. // Главбух, N 3, февраль 2005 г.
29. Оптимизация с препятствиями // Расчет, N 11, ноябрь 2005 г.
30. Офшоры - светлый путь // Налоговед, N 9, сентябрь 2005 г.
31. Офшор в России: правила и исключения Денисенко В.В. // Право и экономика, N 10, октябрь 2003 г.
32. Паркинсон С.Н. Закон и доходы. – М.: ПКК "Интерконтакт". 1992.
33. Практическая налоговая энциклопедия. Том 1. Налоговая оптимизация / под ред. Брызгалина А.В. – М.: 2003.
34. Разгулин С.В. О налоговой оптимизации, недобросовестности и уклонении от уплаты налогов // Законодательство, N 12, декабрь 2004 г.
35. Расходы фирмы: все, что должен знать бухгалтер, чтобы не платить лишних налогов / под ред. Петрова А.В. – М.: Бератор-Паблишинг, 2005 г.
36. Родионов А. Дело Ходорковского. Как не сесть за налоговую оптимизацию // Двойная запись, N 7, июль 2005 г.
37. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник, N 2, февраль 2005 г.
38. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения. Практическое пособие. – М.: Научная книга, 2005 г.
39. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2000.
40. Чернявский И. Налоговая оптимизация // Деловой Орел, N 33, сентябрь, 2002г.
3,000 руб.