Введение
Содержание
Заключение
Литература
Поиск новых путей социально-политического и социально-экономического развития общества, сопровождающийся распадом системы социальных отношений, развалом общественных структур, идеологическим вакуумом, дегуманизацией, безусловно, подверг разрушительному воздействию и систему образования. В спектре данных проблем прогрессивные ученые, политики, психологи, педагоги увидели один из ключевых механизмов общего кризиса, а именно тоталитарность, моноидеологичность, закрытость просоветского периода, которые были характерны, в том числе для школы. Поэтому сегодня все взоры заинтересованной в будущем общественности обратились к философской, психологической и педагогической концепции гуманистического толка. И, как следствие, отношение взрослых к детству сегодня характеризуется гуманностью и пониманием значимости данного периода для последующего развития человека. Дошкольное детство - основа, определяющая успешность дальнейшей жизни человека в учебе, трудовой и профессиональной деятельности, личностном самоопределении. Особенно большое значение придается раннему детству. Так Р. С. Немов, давая общую характеристику развития ребенка от одного до трех лет, писал, что «по данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие». Другие психологи, например, А.Р. Заззо, считает, что период с одного года до трех лет является серединой пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста.
Основываясь на наблюдениях, изучении и анализе перспективных планов деятельности дошкольного образовательного учреждения; тем педсоветов и ключевых мероприятий дошкольных учреждений, беседах с родителями, можно констатировать, что и педагоги и родители активно занимаются развитием способностей ребенка, начиная с 5 лет и далее целенаправленно подготавливают его к обучению в школе. Между тем недооценивая значимость психического развития детей раннего возраста, мы, тем самым, не реализуем их потенциальные возможности как основание для дальнейшего развития. Поэтому сегодня проблема более эффективного развития детей раннего возраста остается актуальной. Все вышесказанное является основанием для более тщательного анализа этой проблематики и путей ее разрешения. Учитывая, что оптимальным механизмом развития личностной познавательной сферы дошкольников является игра, следует, мы хотим, чтобы этот механизм работал, целенаправленно развивать игровую деятельность дошкольников. А значит, готовить к ней малышей, у которых ведущей деятельностью является предметная, но в ней уже начинает формироваться игровая деятельность при определенных условиях.
Учитывая все это, объектом исследования нашей работы является процесс формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.
Предметной областью нашей работы является предметно-развивающая среда как фактор, влияющий на формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста.
Цель исследовательской работы: выявить условия создания предметно-развивающей среды как механизма формирования у детей раннего возраста
предпосылок сюжетно-ролевой игры. Для реализации которой необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития игровой деятельности детей раннего возраста.
2. Исследовать принципы и определить требования построения предметно-развивающей среды как средство развития игровой деятельности.
3. Выявить условия создания предметно-развивающей среды, определяющие ее эффективность в развитии предпосылок сюжетно-ролевой игровой деятельности детей раннего возраста.
Методической основой нашего исследования послужили фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем. Основываясь на их исследованиях, можно с уверенностью сказать, что раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние
годы закладываются психического и физического здоровья малыша, его интеллекта и личностного становления.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ
I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
I.1 Особенности психического развития детей раннего возраста
I.2 Значение игровой деятельности для психического развития детей раннего возраста, условия и предпосылки ее формирования в раннем возрасте
II СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
II.I Предметно-развивающая среда как педагогическое условие психического
развития детей раннего возраста
II.1.а Понятие «предметно-развивающей среды»
II.1.б Основные требования построения предметно-развивающей среды как
средства развития игровой деятельности детей раннего возраста
II.2 Выявление условий создания предметно-развивающей среды, определяющих ее эффективность в развитии предпосылок сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
1,200 руб.
Таким образом, изучив и переработав исследовательский материал по вопросу создания предметно-развивающей среды как условие формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей 2 - 3 лет, мы постарались реконструировать его по основным направлениям и предложить мероприятия по построению предметно - развивающей среды таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие сюжетно - ролевой игры детей раннего возраста.
Отобразительные и сюжетно - отобразительные игры, которые предшествуют сюжетно - ролевой игре, в начале очень кратковременны. Однако недооценка их роли, непонимание основных принципов руководства их формированием может отрицательно сказаться не только на содержании игровой деятельности в будущем, но и на общем психическом развитии детей.
Понимание этого позволит в значительной мере обратить внимание педагогов на активизацию работы по созданию условий для психического развития детей через обучение самостоятельной игровой деятельности путем расширения круга представлений детей, которое неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы. Педагог должен создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание и потребность играть, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в самостоятельной игровой деятельности.
Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и их игровой опыт. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством. Обеспечить комплексное руководство игрой, системный подход к ее формированию — таковы требования, которые должны быть предъявлены и воспитателю.
1,200 руб.
Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии
личности//Дошкольное воспитание - 1995. - №4.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
3. Гайказова Р.Т., Кострихина Т.Д. Оформление детских дошкольных
учреждений. Значение архитектурно - пространственной среды в
воспитании дошкольников. - М., 1974.
4. Дошкольная педагогика (под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. -
М.,1988.
5. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.
6. Зворыгина Е.В., Карлинская Н.С., Кононова И.М. и др. Дидактические
игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя
детского сада. - М., 1985.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1988.
8. Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное воспитание. - 1989. -
№9
9. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1996.
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
11. Михайленко Н.А., Короткрва Н.А. Как играть с ребенком.-М.,1990.
12. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1997.
13. Немов Р.С. Психология. - М., 2001, в 3 Т. - Т. 1, Т.2.
14. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства// Дошкольное воспитание. - 1997. - №11.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1997.
16. Общая психология// Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
17. Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности// Дошкольное воспитание.- 1999.-№11.
18. Павлова П. О современных проблемах раннего детства// Дошкольное воспитание. - 2003. - №8.
19. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
20. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубев Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., 1986.
21. Руководство играми детей в дошкольных учереждениях. (под ред. Васильевой М.А.) – М., 1986.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2001.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1973.
1,200 руб.