Введение
Все мы, когда-то были детьми, наверняка, самые светлые воспоминания и впечатления у нас связаны с играми.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении ее в процессе воспитания, требует более тщательного и длительного ее изучения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Д.Б. Эльконин опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он приводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение.
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что дети дошкольного возраста стали меньше играть сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео. Отсюда появление игр агрессивного характера.
Предметом нашего исследования является сюжетно-ролевая игра.
Объектом исследования является процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучение роли сюжетно-ролевой игры социализации личности детей дошкольного возраста.
3. Рассмотрение необходимости применения сюжетно-ролевых игр на занятиях и свободное время для устранение психологических барьеров.
4. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.
Исходя из цели и поставленных задач, мы предложили следующие гипотезы: эффективное развитие сюжетно-ролевой игры возможно при соблюдении следующих условий:
o Создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр дошкольников;
o Привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;
o Устранения причин блокирования познавательного развития в педагогическом процессе.
Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей, ведущие теоретические положения педагогики о роли игры в социализации личности детей.
Теоретическая значимость исследования: обоснование средства, методы в развитии социализации личности детей.
Практическая значимость состоит в разработке методологических рекомендаций. Результаты исследования могут быть учтены в планировании воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и семейном социуме и рекомендованы в помощь педагогам и родителям.
Методы исследования: изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы; игра, наблюдение в ходе игровой деятельности; беседа, проективное интервью, игровые методы; анализ результатов педагогического эксперимента и др.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, рекомендаций и приложения.
2,500 руб.
Использованная литература:
1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей / Художник И.Ю. Пестряков. – Якутск: нац. изд-во «Бичик». 1995. – 64 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с.
4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 208 с.
5. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб.: «Детство-Пресс», 2003-144с.
6. Воспитание дошкольника в труде/ В.Р.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. – М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
7. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976 – 558 с.
8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004-272с.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, И.А. Исткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич; изд. 2-е, переработанное – СПб.: Акциодений, 1999. – 224 с.
10. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М.: Пед. общество России, 2000-352с.
11. Егорова А.А., Захарова М.П. Кэскил. Оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах саха о5олоругар хрестоматия. Иккис тахсыыта. – Дьокуускай: Саха Республикатын национальнай кинигэ издательствота, 1992 – 200 с.
12. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательство «Институт практического психолога» Воронеж.: 1998-256с.
13. Иванов С.Н. Мир, личности: культуры и реальность. – М.: Московский психологический институт: Флинта, 1999-160с.
14. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание 2001 №4 с.34
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2001-511с.
16. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина …: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аркти, 2004. – 80 с.
17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. пед. учеб. Заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004-416с.
18. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2001 - №9, с. 98 – 101.
19. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школь. пресса, 2004. – 48 с.
20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учр-й. – М.: Мнемозина, 1995. – 85 с.
21. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Рос. пед. агентсво, 1998. – 85 с.
22. Корчак Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения. – Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 1999. - 192 с.
23. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 224 с.
24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
25. Лишен О.В. Педагогическая психология воспитания. Учеб. Пособие для школьных психологов и педагогов, 1997-256с.
26. Лэндрей Г.Я. Игровая терапия: искусство отношений: перевод с англ. /Предисловие А.Я. Варга. – М.: Институт практической психологии, 1998-368с.
27. Макаренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: в 8 т. Т. 5. – М.: Педагогика. 1984. – 106 с.
28. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание 1993 №10 с.62
29. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под.ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева – 2-е изд., Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004-192с.
30. Минаева В.М. развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошк-х учр-й. – М.: АРКТИ, 1999 г. – 103 с.
31. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвента, 1989. – 176 с.
32. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. Ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2002-200с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: изд. центр «Академия», 2000-456с
35. Мухина В.С.Шестилетний ребенок в школе: Кн. Для учителя начальных классов. – М.: Просвещение, 1986-144с.
36. Мухина В.Я. Спиваковская А.С. Игра и нравственное развитие дошкольников. Кн. Для воспитателя детсада. – Изд-во Московского университета, 1986
37. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 1999. – 224 с.
38. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ.вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 528 с.
39. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарий 2002-608с.
40. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1992 . – 34 с.
41. Нравственное воспитание детей в семье / Под ред. Л.Н.Дроздова, И.Н.Щирякова Мн; «Нарасвета», 1976 – 139 с.
42. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледевских, в.Я. Камишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Изд-й центр «Академия», 2002. – 192 с.
43. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-м», 2001 – 448 с.
44. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Сост. и авт. предисл. А.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия» 2003-384с.
45. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.В. Спиваковской, И.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 400 с.
46. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 240 с.
47. Рылеева Е.В. Практическая энциклопедия семейного воспитания. Кн. 2. Как помочь дошкольнику найти сове Я. М.: акалис, 1996. – 89 с.
48. Саввинов Н.Е. Жизнь наших предков – Якутск, ЕНМЦ Министерство культуры Республики Саха (Я) , 1992
49. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71
50. Смирнова Е. Пятилетний ребенок //Дошкольное воспитание 2003 № 10
51. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель – пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – ПРЕСС, 2000, - 304 с.
52. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с.
53. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91.
54. Тосхол национальнай о5о тэрилтэтин базовай программата / саха Респ. Уорэ5ин м-вота; (программаны онордулар: М.Н. Харитонова уо.д.а) – 2-с тахс. – Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2004. – 72 с.
55. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение, Владос, 1995. – 291 с.
56. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с.
57. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия» 2004-272с.
58. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пединститутов по спец. 2110 – М.: Просвещение, 1984. – 80 с.
59. Щипицына Л.М. Защеренская О.В. Азбука отношения. – СПб.: Детство-пресс, 1998-396с.
60. Щуркова Н.Е., Пинтюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.
61. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985
62. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Ред. – сост. Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004. – 384 с.
63. Эльконин Д.Б. К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971 № 4 С. 6-20.
64. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика, 1988-136с.
65. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Под. ред. Д.И. Фельдшмана. – М.: «Институт педагогической психологии», Воронеж, НПО «Моден», 1995-414с.
66. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 360 с.
67. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика, 1984.
68. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретика методологической основы социальной педагогики. – М; 1997. – 67 с.
69. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. – М.: Ключ, 1998. – 96 с.
70. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей.
2,500 руб.