Как известно, образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, состоящую из определенных компонентов. В.П. Симонов утверждает, что "всякая педагогическая система"- это прежде всего система деятельностная, поскольку бесцельной деятельности просто не бывает". При рассмотрении уровней иерархии компонентов в такой педагогической системе "цель - их вершина и начало". Вторым важнейшим компонентом педагогической системы являются задачи как комплексный способ достижения поставленной цели. Затем идет содержание и, наконец, сам результат деятельности. Эта логически построенная иерархическая вертикаль (цель - задачи - содержание - результат) - своего рода аксиома, не требующая доказательств.
Физическое воспитание дошкольников представляет собой тот же образовательный процесс, а физкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей - аналогичную педагогическую систему с той же иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева, Е.И. Тимофеева, Ю.Ю. Рауцкис, Л.В. Карманова, Н.Н. Кильпио, Н.Г. Кожевникова, М.А. Васильева и другие, были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения занятий разных типов и форм. Все это легло в основу программ дошкольного образования и обеспечило решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей в соответствии с требованиями общества на определенном этапе его развития.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
В своей работе мы рассмотрим, каким образом используются активные методы обучения в процессе преподавания методики физического развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, целью нашей работы стало изучение вопроса об использовании активных методов обучения в процессе преподавания методики физического развития детей дошкольников.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать специализированную и психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. Проанализировать занятие по методике в колледже и на основе проведенного анализа рассмотреть вопрос об использовании активных методов на занятиях в общем;
3.Подобрать рекомендации по использованию активных методов обучения в процессе преподавания методики.
В написании своей работы мы опирались на труды таких педагогов, психологов, как Симонов В.П., Глазырина Л.Д., Овсянкина В.А., Ильина Т.А., Осокина Т.И. и др.
750 руб.
Введение 3
Глава 1.Анализ использования активных методов на занятиях по методике 5
Глава 2.Рекомендация по использованию активных методов обучения в процессе преподавания методики 10
Заключение 12
Список литературы 14
750 руб.
Концепция дошкольного воспитания (1989) определила приоритетным направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает наряду с разработками и внедрением в систему дошкольного воспитания различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий наличие для многих авторов общей проблемы, которая касается организации физкультурных занятий. Речь идет о проблеме целеполагания в структуре физкультурного занятия, к которой у подавляющего большинства авторов остается традиционно формальный подход. Другими словами, у физкультурного занятия как педагогической системы при наличии задач содержания и результата отсутствует ведущий компонент - цель, что противоречит основному принципу системности. Вместо цели, как правило, авторами определяется главная (или основная) задача. Однако задача, какой бы она ни была (в логике построения педагогической системы), - лишь способ достижения поставленной цели или тактика, отвечающая на вопрос, как это сделать, которая, по существу, не может подменять собой стратегию, и, соответственно, вопрос, зачем это делать.
Предмет методики преподавания физической культуры дошкольников - процесс взаимодействия преподавания и учения, ориентированных на достижение целей и задач дисциплины: конкретизация цели и задач предмета с учетом реальных условий функционирования учебно-воспитательного процесса; отбор оптимальных конкретизированным целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития; программирование учебно-воспитательного процесса; организация непосредственного взаимодействия предметов преподавания и учения со всеми вытекающими отсюда последствиями; оценка и анализ результатов взаимодействия учителя и учащихся и разработка рекомендаций для начала очередных дидактических циклов.
Занятия, основанные на применении активных методов обучения ориентированы, в основном, на повышение интереса студентов к обучению. Игровые методы обучения обогащают студентов в большей степени практическими, профессиональными знаниями, вырабатывают творческое отношение к своей деятельности, развивают логику.
Важно использование на занятиях по преподаванию теории и методике преподавания физвоспитания таких активных методов обучения как деловые игры, тренинги, тестирование, метод конкретных ситуаций, метод малых групп, рейтинговая система контроля знаний, управляемая самостоятельная работа студентов и др. Все эти методы будут служить только положительным фактором в развитии познавательного интереса учащихся колледжей.
750 руб.
1.Александров В.И. с соавт. Словарь-справочинк физкультурно-спортивных терминов и понятий. Новосибирск. 1999, с. 401-402.
2.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 269 с.
3.Глазырина Л.Д., Овсянкина В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.,2001, 176с
4.Доронова Т., Якобсон С. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду "Радуга". М., 1993, с. 15 - 90.
5.Ильина Т.А. Педагогика: Учебн. пос. для студ-ов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1968, с. 263.
6.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
7.Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М.
Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы, М.,2003, 192с
8. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. «Основы методики физического воспитания школьников», Москва, 1989г.
9.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
10.Преподавание теории и методики физического воспитания на факультетах физического воспитания педагогических институтов: Метод. реком. - М.: Минпрос СССР, 1986, с. 14-15.
11.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М., 1997, с. 36 - 114.
12.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Академия. 2001, с. 39 - 51
13.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре, М.,2004г,103с
14.Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.
15.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.
16.Шебеко В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе детского сада. – Минск: Полымя, 1990. – 133 с.
17.Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Мн., 1998.
18.Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 176 с.
750 руб.