Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка, так как речь - это средство общения, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций, способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Практика показывает, что у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение звукопроизношения, отмечаются значительные трудности в овладении навыками речевых и коммуникативных функций. Отклонения в речевом развитии вследствие нарушения всей речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта.
В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух.
Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения большое подспорье в этом.
Изучение особенностей звукопроизношения и возможностей специального обучения детей среднего дошкольного возраста для совершенствования фонетической стороны речи является актуальнейшей проблемой современной науки, так как именно от сформированности звукопроизношения и звуковой культуры в целом зависит успешное обучение детей в дальнейшем, овладение навыками чтения и письма. Именно актуальность и недостаточная систематизированность имеющихся исследований и научных работ по данному вопросу определили выбор темы нашего исследования.
Целью работы является изучение особенностей звукопроизношения и возможностей специального обучения детей среднего дошкольного возраста для совершенствования фонетической стороны речи.
Объект исследования – звуковая культура речи дошкольников.
Предметом исследования являются особенности звукопроизношения и возможности специального обучения детей среднего дошкольного возраста для совершенствования фонетической стороны речи.
Опираясь на определенную цель в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную логопедическую литературу по теме исследования и выявить сущность звуковой культуры речи ее значение;
2.рассмотреть анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте;
3. определить особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. подобрать методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы методов: теоретические: анализ научной литературы, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы.
В ходе выполнения данной работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Ефименкова Л.Н., Волкова Л.С., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Базжина Т.В. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы обучения правильному произношению детей дошкольного возраста 5
1.1.Сущность звуковой культуры речи ее значение 5
1.2.Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте 9
1.3.Анализ педагогической литературы по проблеме исследования 14
Глава 2.Методика формирования звуковой культуры речи 18
2.1.Особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 18
2.2.Методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 22
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 32
1,200 руб.
Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Исследователями было установлено, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
В основе построения процесса коррекции звукопроизношения лежат идеи культурно-исторического развития человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Их идеи оказали влияние на представления о содержании и структуре педагогических воздействий.
В ходе проведения исследования, мы смогли определить основные аспекты, касающиеся изучения особенностей звукопроизношения и возможностей специального обучения детей среднего дошкольного возраста для совершенствования фонетической стороны речи. Мы смогли выяснить, что правильное звукопроизношение, сформированная звуковая культура речи детей является залогом успешного обучения чтению, письму в дальнейшем.
По результатам проведенного теоретического анализа научной литературы, оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением особенностей развития звуковой культуры речи, произношения, мы смогли определить сущность звуковой культуры речи ее значение, выявить анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Так же нами были рассмотрены особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста и методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Тем самым, мы смогли выполнить поставленные в исследовании задачи и достигнуть первоначальной цели работы.
1,200 руб.
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
2.Базжина Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития//Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - С.6-20.
3.Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
4.Волкова С.Л. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе. - М., 1969.
5.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
6.Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М., 1991.
7.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990.
8.Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1972.
9.Каше Г. А.,Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. - М, 1971.
10.Коленчук Н.Н. Нарушения произношения звуков– это серьезно или нет. М., 2005г.
11.Лепская Н.И. О некоторых этапах онтогенетического развития речи // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986. - С.3-5.
12.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
13.Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.
14.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
15.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
16.Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30
17.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
18.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969.
19.Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной, — М., 1968
20.Селеверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994г.
21.Ушакова Т.Н. Психология речи // Тенденция развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. С. 90-101.
22.Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
23.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
24.Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937
25.Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой. В.И.Селиверстова. - М., 1997. - т. 2.
26.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
27.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. С. 77–100
28.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
1,200 руб.