1.2. Психологическая характеристика возраста (с трех до шести)
Третий год жизни - год завершения раннего детства, ясельного возраста. Это период физического укрепления, быстрого развития психики и формирования основных черт личности ребенка. Дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура, совершенствуется точность движений за счет развития мелких мышц кистей и пальцев, богаче становится мимика. Совершенствуются функции всех органов, что делает малыша намного более выносливым. Прежде всего увеличивается предел работоспособности нервной системы. Трехлетний ребенок уже может бодрствовать без утомления 6-6,5 часа. Высокие темпы развития головного мозга позволяют ему легко концентрировать нервное возбуждение, заниматься одной игрушкой, одним делом до 20 минут. Условно рефлекторные связи в этом возрасте формируются намного быстрее. Достаточно уже одного-двух объяснений или показов, чтобы ребенок запомнил новые слова, новое правило. В связи с развитием воображения разнообразнее становятся сюжетные игры. Игры, как и другие виды самостоятельной деятельности являются в этом возрасте основным средством умственного и нравственного развития. К трем годам восприятие малыша становится более тонким и точным. Он хорошо дифференцирует звуки, получает первые числовые представления (много, мало), хорошо разбирается в понятиях "далеко", "близко", различает предметы по цвету, величине, отдельным их внешним признакам, может различать предметы на ощупь, не глядя. Нарастает объем и общая качественная характеристика памяти [8, с. 73].
Быстро развивается фазовая речь, а с нею и мышление. Появляются новые виды деятельности. Малыш уже не играет с карандашами как с палочками, а понимает, что ими можно рисовать. Рисование учит ребенка определять и передавать контуры предметов, их деталей, располагать вещи в пространстве. С трех лет показан и такой вид деятельности как лепка. В процессе лепки развивается глазомер и двигательно-осязательные ощущения. Рисование и лепка способствуют укреплению кисти, более координированным действиям, движениям. Ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возникает стремление утвердится "Я-сам".
Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания мира. Поэтому необходимо подбирать такие игрушки, чтобы ребенок мог обследовать разбирать их. Этот возраст - ответственный период в формировании игровой деятельности, новый этап в связи с переходом сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интересными не только предметы, их функции, но и их взаимодействие и отношение. На четвертом году жизни происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. С одной стороны, они быстро ориентируются в предметном мире, легко объединяют предметы не только по внешнему признаку, но и по назначению. С другой стороны, детей привлекают и недостаточно-конкретные "загадочные" знания. Растет интерес к загадкам и стихам. Дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие их вопросы, часто высказывают суждения об окружающем. Поведение малышей приобретает намеренный характер, они начинают ставить цель и действовать в соответствии с нею в быту, игре и в новых для него формах деятельности: рисовании, лепке. Однако в силу неустойчивости внимания дети могут легко отвлекаться. Ребенка уже не устраивает постоянная опека взрослого. Если раньше он обращался к старшим в основном за поддержкой, советом и помощью, то сейчас его общение превращается в духовную потребность. Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи и реализует их. Для решения задач использует различные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеет действиями с сюжетно-образными игрушками, свободно применяет в игре предметы-заместители, подходит к использованию воображаемых предметов, к действию словом. Это свидетельствует о том, что сюжетно-отобразительная игра достигла своего расцвета и есть все основания для перехода к сюжетно-ролевой игре.
Взрослый включается в игру, выполняя главную роль, много говорит, показывая, что и как делать. Когда он "врач" - ставит градусник, когда "повар" - режет овощи, варит суп. При этом надо использовать не только игрушки, но и разные предметы. Нужно показать ребенку, что один и тот же предмет в разных игровых ситуациях может быть чем угодно, стоит только пофантазировать. Подвижные игры для детей этого возраста должны включать от 1 до 32 правил. Из настольных игр - простейшие виды лото, матрешки, конструкторы, мозаики. Четвертый год жизни - начало дошкольного периода. За первых три года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от взрослого. Научился не только вставать, садиться, ползать и ходить, но и ходить на цыпочках, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, перепрыгивать через невысокие препятствия, бегать, брать и бросать предметы, заниматься с ними в соответствии с их назначением и своим желанием. Он уже может сложить башню из кубиков и многое другое. Однако движения мальчика еще замедленны и не всегда точны. В последующие годы, участвуя в подвижных играх, занимаясь физкультурой, ребенок будет их совершенствовать. Если до 3 лет ребенок мог свободно обходиться только обществом взрослых, кукол и игрушек, то с четвертого года жизни, это его уже не устраивает. Он ищет общения со сверстниками. Общаясь с ними, ребенок научится считаться с другими и постоять за себя [1, с. 139].
У младшего дошкольника мышление более конкретно. Он хорошо усваивает все то, что представлено наглядно, все хочет познать на своем опыте.
Для детей 4-5 лет характерны: большая устойчивость внимания; интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания; более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие; различение и восприятие сложных форм предметов, звукосочетаний; увеличение запаса слов; развитие мышления: наряду с обобщением по внешним признакам начинается группировка по материалу, качеству и назначению; установление простейших причинных связей в знакомых явлениях. У ребенка продолжается активное физическое и психическое развитие, все более тонко совершенствуются физические умения и эмоциональная окраска реакции ребенка на изменение окружающей среды.
Ученые считают, что за первых 4 года формируется 50% личности человека. Эту мысль в свое время высказал Л.Н. Толстой, когда писал: " от пятилетнего ребенка до меня один шаг, а от новорожденного до пятилетнего - огромное расстояние". До 4-5 летнего возраста ум ребенка очень воспримчив ко всем видам внешней информации. Однако мозг детей этого возраста довольно быстро утомляется и чтобы он мог справляться с огромной умственной нагрузкой, необходимо разумное чередование активной деятельности и отдыха, физических упражнений, умственных нагрузок и развлечений, сна и бодрствования.
К пяти годам дети становятся спокойнее, у них появляется возможность торможения нервных процессов. Движения их уже более координированы, они осваивают прыжки, могут ловить мяч. Но сохранять длительно одну и ту же позу им еще трудно. Дети этого возраста уже понимают прелесть игры со сверстниками. Поэтому взрослый участвует уже на вторых ролях. Он может стать режиссером игры - придумать ее по сюжету небольшой сказки. Дети в этом возрасте очень любят наряжаться в разные костюмы, маски. Совершенно необходимы в этом возрасте шумные игры с подушками, одеялами, креслами. В эти годы ребята любят сооружать дома, крепости из подручного материала. Исходя из особенностей возраста, нужно предлагать ребенку дидактические игры способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото, разного вида парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей. Интересны игры активизирующие движение, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх как, " найди свой домик", "найди свою пару", дети бегают, разыскивая свой домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок или товарища, у которого ленточка того цвета привязана к руке. Чаще вводятся и словесные игры и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: "Что бывает широкое (высокое, низкое, длинное). С расширением опыта и развития речи детям доступны и словесные игры, проводимые в форме шутки (например, игра: бывает - не бывает).
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей дидактической игры, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста 5
1.1. Особенности дидактической игры как вида деятельности 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей дошкольного возраста 19
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния дидактической игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста 24
2.1. Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим 24
2.2. Методические рекомендации к организации и проведению занятий с целью развития детей дошкольного возраста 29
Заключение 34
Список литературы 35
Введение
Актуальность исследования. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навы¬ками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое разви¬тие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот по¬чему даже самые простые вопросы: почему дети играют? когда впервые возникла игра? Как игра влияет на разви¬тие ребенка? — стали предметом серьезных научных ис¬следований в педагогике и психологии.
Развитие представлений о детской игре составляет за¬мечательную страницу в истории отечественной психоло¬гии. Поставленная Л. С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в исследованиях их со¬трудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изло¬жение истории создания отечественной теории игры, ее основных понятий и экспериментальных исследований со¬держится в фундаментальной монографии Д. Б. Эльконина.
Игра понимается как «особый тип деятельности ре¬бенка, воплощающий в себе его отношение к окружаю¬щей, прежде всего социальной действительности, име¬ющий свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности, и особую систе¬му действий».
Одним из важ¬нейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят глав¬нейшие изменения в психике ребенка... развиваются пси¬хические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
Объект исследования - игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности дидактической игры.
Цель исследования – изучить особенности дидактической игры, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ особенностей дидактической игры;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста;
3) определить значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей дошкольного возраста
4) провести эмпирическое исследование влияния дидактической игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования - при правильном соблюдении принципов дидактической игры можно развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей дидактической игры, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности дидактической игры как вида деятельности
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется че¬рез игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры отно¬сятся к «рубежным играм», представляя собой переход¬ную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию по¬знавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидакти¬ческих игр характерно наличие задачи учебного харак¬тера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем приме¬ры обучающих задач: научить детей различать и правиль¬но называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представ¬ления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, рас¬положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в со¬ответствующем содержании, реализуется с помощью иг¬ровых действий, которые выполняют дети [2, с. 37].
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, кото¬рая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиг¬рать. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые дей¬ствия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок ов¬ладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучаю¬щей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непред¬намеренное обучение получило название автодидактизма.
Возможность обучать маленьких детей посредством актив¬ной интересной для них деятельности - отличительная особен¬ность дидактических игр. Однако следует отметить, что зна¬ния и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный ин¬терес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и млад¬шего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, вы¬игрыш - для детей старшего дошкольного возраста) [3, с. 65].
В последнее время поиски ученых (З.М.Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного разви¬тия детского интеллекта, которые характеризуются гибкос¬тью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержа¬ние. В таких играх часто нет фиксированных правил, напро¬тив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное де¬ление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас¬ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще¬ние, классификация), совершенствовать речь (умения на¬зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе¬ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад¬ки о них; правильно произносить звуки речи), воспиты¬вать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образователь¬ные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся на¬зывать предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дош¬кольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсце¬нировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пе¬карня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Уст¬роим кукле комнату»), о литературных произведениях («Пу¬тешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что та¬кое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши») [2, с. 39].
Для развития координации мелких движений и зритель¬ного контроля за ними организуются игры с дидактически¬ми игрушками моторного характера. Для малышей исполь¬зуются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кегля¬ми, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обуче¬нию. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за эти¬ми движениями - важные предпосылки для подготовки ре¬бенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразитель¬ность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержа¬нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю¬щем мире, систематизировать знания, развивать мысли¬тельные процессы. Среди дидактических игр для дошколь¬ников преобладают игры, в основе которых лежит пар¬ность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из мно¬жества картинок пары совершенно одинаковых (две вареж¬ки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: кар¬тинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, стар¬шим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга про¬странственным расположением, формой, особенностями окраски. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких кар¬точках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др. [2, с. 40].
В домино принцип парности реализуется через под¬бор карточек при очередности хода. Тематика домино ох¬ватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфиль¬мов» и др.
Для детей старшего дошкольного возраста, используются игро¬вое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по иг¬ровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориента¬цию, умение предвидеть результат действий.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют раз¬витию логического мышления, сосредоточенности, внима¬ния. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребе¬нок должен догадаться, что «это длинное ушко» - от кар¬тинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей - слож¬ный процесс осмысления, работы воображения. Он облег¬чается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle - игра на выдер¬жку), где картинки разного содержания (изображения сце¬нок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей (от 32 до 250) [5, с. 98].
1,200 руб.
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада /Под редакцией Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, МЛ. Матюхиной, Т.С. Михальчик/. М., 1984
3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. М., 1982. Т. 2.
5. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровиной/.- М., 1995.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985.
7. Игры-занятия с малышами / А. Н. Фролова. – Киев: Рядянська школа, 1987.
8. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль – М.: Высшая школа, 2001. – 319 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1991.
10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. – М.: Просвещение, 1995.
11. Логопедия / Е. Н. Краузе. – Санкт-Питербург: Крона принт, М.: Бином Пресс, 2006.
12. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебн.пособие/ Под ред. Островского Э.В./ Э.В.Островский, Л.И.Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
14. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/.- М., 1988.
15. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. – Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
16. Психология и педагогика. Уч. пособие/ Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.П.Лаптева, В.А.Сластенина. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 585с.
17. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.
18. Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
19. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
20. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
21. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998.
23. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Уч. пособие для студ. вузов./ В.А.Сластенин, В.П.Каширин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
24. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д.Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс,2000 – 544с.
25. Швин В.А. Воспитание и творчество. – М., 1999.
1,200 руб.