Готовая дипломная работа
на тему:«Народные подвижные игры как средство воспитания этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V41997
Предмет: Психология и педагогика
Год: 2009
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
К сожалению, приходится констатировать, что в научной литературе почти нет работ, посвященных развитию национального самосознания в процессе онтогенеза. Имеются лишь единичные публикации, в которых рассматриваются вопросы этнических стереотипов у детей, возрастные особенности национального самосознания школьников, межэтническое восприятие и понимание подростками друг друга. Есть также научно-методические разработки по отдельным компонентам проявления национального самосознания (отношение детей к Родине и родному краю, понимание ими национальной символики и т.д.), но целостная картина его формирования и возрастной динамики в этих работах не прослеживается.
Особенно мало внимания в работах по вопросам развития этнического самосознания уделяется дошкольному возрасту. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.
Между тем, именно в дошкольном возрасте воспитание детей с позиции национальных, этнических, духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное отчуждение детей от отечественных и национальных идеалов.
Формирование этнического самосознания подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современной педагогической науки, призванной выявлять сущность педагогических явлений и процессов, в первую очередь, этнопедагогических; способствовать раскрытию закономерностей, механизмов и специфики их протекания. Реализация национального своеобразия воспитания, на фоне воспитания культуры межнационального общения, толерантности, патриотизма и интернационализма в современных условиях становится первостепенной задачей воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений, ибо укрепление национальных устоев России и ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.
В решении этой задачи особая роль отведена дошкольному образованию как начальному этапу в этнокультурном развитии детей. Проблема формирования этнической идентичности связана с проблемой соотношения развивающейся личности ребенка в условиях ее бытия в изменяющемся мире. Известно, что период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В старшем дошкольном возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, осуществляется первичное соподчинение мотивов, преобладание обдуманных действий над импульсивными, а также формируется самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Именно поэтому важнейшей задачей образования и воспитания в современном изменяющемся мире выступает поиск социокультурных возможностей удержания социально устойчивого статуса личности ребенка.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Подвижные игры являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками. Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
Считается, что только народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания. Народные игры для дошкольников это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями исполненными подлинно родным языком. Детство это то счастливое время, когда возможно закрепление в сознании национальной культуры. Народные игры для дошкольников приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. Народное игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности.
Народные подвижные игры для дошкольников в естественной форме ненавязчиво учит ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Народные подвижные игры для дошкольников были непременным элементом обрядовых праздников. К сожалению, многие народные игры для дошкольников сегодня почти исчезли из детства.
Народное творчество и народные подвижные игры на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры. Оно стало основой для развития многих жанров профессионального искусства, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера каждого народа. Мы считаем, что именно в процессе приобщения к народным традициям и народному творчеству средствами народных подвижных игр возможно повысить уровень этнического самосознания детей дошкольного возраста.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав научную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что у детей в дошкольном возрасте недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине.
В то же время, мы можем отметить, что исследований, касающихся возможности использования народных подвижных игр как средство формирования этнического самосознания детей старшего дошкольного возраста недостаточно.
Именно актуальность и недостаточная изученность данного вопроса и определила выбор темы нашего исследования «Народные подвижные игры как средство воспитания этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать возможность применения народных подвижных игр в процессе воспитания этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс воспитания этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – народные подвижные игры как средство воспитания этнического самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование этнического самосознания у старших дошкольников будет наиболее эффективным, если:
проводится систематический учет уровня сформированности этнического самосознания дошкольников на основе выявленных критериев и показателей;
раскрыт педагогический потенциал народных подвижных игр в контексте этнопедагогики, устанавливающий сущность этнонаправленных процессов воспитания, обучения и развития;
разработана и внедрена технология воспитания этнического самосознания у старших дошкольников с применением народных подвижных игр.
Мы считаем, что использование народных подвижных игр положительно скажется на уровне сформированности этнического самосознания детей.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1.изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме и определить понятие «этническое самосознание», выявить психологические закономерности развития этнического самосознания в онтогенезе;
2.определить особенности развития этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста;
3.выявить влияние народных подвижных игр в процессе общего воспитания ребенка и формирования этнического самосознания у детей старшего дошкольного
возраста;
4.провести экспериментальное исследование проблемы использования народных подвижных игр как средства воспитания этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста;
5. подобрать и апробировать методика воспитания этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста с применением народных подвижных игр
6.выявить динамику сформированности этнического самосознания у детей старшего дошкольного возраста средствами проведения контрольного эксперимента.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ уровня сформированности этнического самосознания детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
Методологическую основу исследования составили положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; об индивидуальном развитии психики человека; о ведущей роли деятельности в формировании личности; о самосознании как внутреннем стержне личности, определяющем уровень его развития (Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн); о развитии этнического самосознания детей различных возрастных категорий (Л.М. Дробижева, Г.Д. Очиров, Т.Н. Петрова, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанова, В.Ю. Хотинец и др.), исследования содержания национально-регионального компонента истории (А.Н. Ардашев, Т.С. Буторина, В.Д. Димитриев, Л.А. Ефимов, Ю.В. Лазарев, Н.П. Овчинникова, А.Е. Сейненский, Г.И. Тафаев и др.).
База исследования: МДОУ № 1328 г. Москвы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по исследованию этнического самосознания детей старшего дошкольного возраста, разработаны методы воспитания этнического самосознания у дошкольников средствами народных подвижных игр и выявлена эффективность предложенной формирующей работы. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных и средних общеобразовательных учреждений, детских садах и специализированных образовательных учреждениях.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоят из 2 глав, введения, заключение, списка литературы и приложений. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 63 страниц.
Похожие работы:
В настоящее время перед обществом остро стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. ...
Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста ➨
Объект исследования — тревожность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - влияние сказкотерапевтического ...
ВВЕДЕНИЕ. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом ...
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивности детей старшего дошкольного возраста является крайне актуальной для современного ...
Роль дидактической игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста ➨
1.4. Создание условий и руководство дидактическими играми, обеспечивающих развитие детей.
Для того чтобы игра, ...