Объект исследования — тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние сказкотерапевтического воздействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Цель настоящего исследования - изучить специфику переживания тревоги в детском возрасте, выделить методы коррекции тревожности и особенности коррекционного влияния сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам детской тревожности.
2. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста с целью выявления разного уровня тревожности.
3. Разработать психокоррекционную программу в структуре специализированной психологической помощи для детей с высоким уровнем тревожности.
4. Изучить влияние специально организованной сказкотерапии на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что специально организованная работа со сказками снижает уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
1,200 руб.
Введение
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе......................................5
1.1. Феномен тревожности в детском возрасте....................................................5
1.2. Содержание страхов и тревог у детей............................................................8
1.3. Сказкотерапия как метод коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте....................................................................................................12
1.3.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр.........................................12
1.3.2. Коррекция тревожности у детей методом сказкотерапии.......................13
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте.............................................................................20
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего
дошкольного возраста...........................................................................................20
Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу......20
Методика «Выбери нужное лицо».......................................................................21
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками)..........23
2.3. Описание результатов проведенного исследования...................................38
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии ...40
I I
Рекомендации родителям......................................................................................41
I Заключение.............................................................................................................43
Список литературы................................................................................................45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ..................................................................................................47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..................................................................................................48
ПРИЛОЖЕНИЕ 3..................................................................................................49
1,200 руб.
1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - М.: «ЦГЛ», 2004. -246 с.
2. Абакарова Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Ставрополь, 2003. — 22 с.
3. Азарина Т. За что мы любим сказки // Пралеска. - 2004. - № 9. - с. 37-41.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей.-М.: ПЕРСЭ, 2001 - 160 с.
5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001. - 144 с.
6. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2003. — 292 с.
7. Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под общ. Ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1999. - 160 с, с. 147-157
8. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 316 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).
9. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 170 с: ил.
10. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 233 с. - (Технологии Института сказкотерапии).
11. Кирюшин И.А. Тревожность у лиц с различными индивидуально-типологическими характеристиками и ее связь с состоянием адаптации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Хабаровск, 2004. — 19 с.
12. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2002. - 168 с.
13. Кремень М.А. Математические методы в научных исследованиях: для педагогов и психологов. — Мн., 1999. — 92 с.
14. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001 - 256 с.
15. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: практическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с. - (Серия «Библиотека педагога-психолога»).
16. Пропп В.Я. Корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2005.-331 с.
17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева,
18. Сказки народов мира / Сост. Э. Дастоян. — Ереван: Луйс, 1995. - 416 с.
19. Тревога и тревожность: Учебное пособие / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер: ЗАО «Питер бук», 2001. - 247 с. - (Серия «Хрестоматия»).
20. Тренинг по сказкотерапии: Сборник программ по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2000. - 254 с.
1,200 руб.