Введение
Содержание
Заключение
Литература
Обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Вопросы обучения письму младших школьников все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25 - 30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие нарушения письма не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причины для возникновения этих нарушений предостаточно: и чисто педагогические и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто «не видит», как и когда начинаются многие нарушения письма, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
Для того, чтобы разобраться в причинах нарушений письма у младших школьников и проводить логопедическую работу по профилактике нарушений письма необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы. [9].
Проблема профилактики нарушений письма у младших школьников была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и нас.
Проблемой профилактики нарушений письма у младших школьников занимаются многие авторы: Левина Р.Е.[12], Спирова Л.Ф.[27], Ястребова А.В.[40] и другие.
На наш взгляд, в настоящее время актуально комплексное сопровождение логопедической работы педагогами и родителями, а данный вопрос недостаточно освещен в литературе.
Целью дипломной работы является разработка основных направлений профилактики нарушений письма у первоклассников с ОНР во взаимодействии учителя и логопеда.
Объект исследования – профилактика нарушений письма.
Предмет исследования – взаимодействие работы логопеда и учителя вместе с родителями.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- изучение готовности к овладению письмом первоклассников с ОНР;
-разработка основных направлений профилактики работы логопеда и учителей вместе с родителями;
- оценить эффективность этой работы.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме,
- проведение педагогического эксперимента и анализ его результата.
Исследование проходило в первом классе специальной общеобразовательной школы №14 города Ангарска и осуществлялось в 3 этапа:
- констатирующий эксперимент,
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения разработанной программы по профилактике нарушений письма у первоклассников с ОНР в специальных школах.
Дипломная работа состоит из трех частей.
Первая глава – теоретическая, в ней рассмотрены проблемы готовности к письму младших школьников в норме и с ОНР. Во второй главе дипломной рассмотрены методы исследования сформированности предпосылок овладения письмом и дан анализ результатов исследования работы. Третья глава посвящена основным направлениям логопедической работы по профилактике нарушений письма у первоклассников с ОНР.
3,000 руб.
Введение ………………………………………………………………3
1. Теоретический анализ проблемы готовности к письму у младших школьников в норме и при ОНР……………………………………....7
1.1 Письмо, его психофизиологическая сущность и этапы развития в норме…………………………………………………………………….7
1.2 Основные компоненты готовности к письму……………………11
1.3 Характеристика письменной речи младших школьников с ОНР и их готовность к письму………………………………………………..15
1.4 Основные направления профилактики нарушений письма у младших школьников при ОНР……………………………………….20
2. Методы исследования сформированности предпосылок овладения письмом………………………………………………………………..33
2.1 Методы и организация исследования……………………………33
2.2 Анализ результатов сформированности предпосылок овладения письмом………………………………………………………………42
3. Основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письма у первоклассников с ОНР……………………….54
3.1 Обоснования направлений работы……………………………… .54
3.2 Основные направления логопедической работы………………..56
3.3 Оценка эффективности…………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………..66
Список использованной литературы………………………………….70
Приложения…………………………………………………………….73
3,000 руб.
Письмо включает в себя ряд специальных операций: анализ звукового состава слова: определение последовательности звуков в слове, уточнение звуков; переводе фонем в графемы с учетом пространственного расположения их элементов; перевод графемы в кинему. Письменная речь, в отличие от устной формируется в условиях целенаправленного обучения.
Для формирования письменной речи имеет существенное значение сформированность фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического строя речи ребенка у младших школьников с ОНР находят отчетливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слова, ошибок в словообразовании, согласовании, в бедности синтаксических построений речи младших школьников.
Суть логопедической работы по профилактике нарушений письма - тренировка речевого слуха и букварного зрения.
Выделяют несколько этапов по профилактике нарушений письма у первоклассников с ОНР: развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, развитие внимания и зрительного восприятия, формирование и развитие пространственной ориентировки, развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
Целенаправленная логопедическая работа по профилактике нарушений письма позволяет сформировать у детей как общие (правильная осанка в процессе выполнения графических заданий; принятие и понимание условий задания, выполнение заданий до конца; сформированность зрительно-двигательной координации), так и специфические умения и навыки (сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук; правильное расположение листа бумаги на столе и ориентировка на нем; удерживание пишущего предмета и оперирование им; проведение различных линий в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу).
Взаимодействие педагога, логопеда и родителей, направленное на профилактику нарушений письма у детей будет способствовать большей эффективности логопедической работы.
Основные задачи работы педагогов, логопедов с родителями первоклассников:
- систематическое просвещение родителей, т. е. ознакомление их как с основами теоретических знаний по профилактике нарушений письма, так и с практикой работы логопедов и педагогов по профилактике нарушений письма;
- привлечение родителей к активному участию в профилактике нарушений письма.
По результатам констатирующего эксперимента можно сказать, что никто из первоклассников с ОНР из экспериментальной группе не имеют оптимального уровня устноречевой готовности. 70% из детей этой группы имеют допустимый уровень, а 30 % имеют критический уровень устноречевой готовности. 50% детей из контрольной группы имеют допустимый уровень устноречевой готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи. 50 % первоклассников из контрольной группы имеют критический уровень устноречевой готовности.
20% детей из экспериментальной группы имеют критический уровень готовности операциональных предпосылок готовности к письменной речи и
80% детей из экспериментальной группы имеют допустимый уровень предпосылок готовности у самостоятельной письменной речи.
50% детей из контрольной группы имеют допустимый уровень операциональных предпосылок готовности к самостоятельной письменной речи и 50% детей из контрольной группы имеют критический уровень операциональных предпосылок готовности к письменной речи.
В экспериментальной группе только 30% детей не справились ни с одним заданием из этого блока и 70 % детей из экспериментальной группы имеют допустимый уровень функциональных предпосылок к письму.
В контрольной группе такие же результаты, также как и в экспериментальной 70% детей имеют допустимый уровень функциональных предпосылок к письму, 30% - критический уровень.
Итоговые показатели констатирующего эксперимента по всем трем блокам у детей из экспериментальной группы несколько выше, чем в контрольной группе. Так, итоговые показатели устноречевых и операциональных предпосылок готовности к письму выше, чем в контрольной группе.
По рис. 5 можно с уверенностью сказать, что дети с ОНР, имеющие критические уровни по разным блокам стали иметь допустимый упровень устноречевых, операциональных и функциональных предпосылок готовности к письму.
В основу логопедической работе по профилактике нарушений письма необходимо положить комплексный подход, учитывающий как особенности речедвигательных и речеслуховых расстройств у младших школьников с ОНР.
Логопедическая работа по профилактике нарушения письма у первоклассников с ОНР проходила по следующим направлениям:
- развитие устной речи;
- развитие звукового анализа слова;
- развитие у детей с ОНР фонематического анализа;
- реализация графомоторных программ;
- развитие пространственных и временных представлений у первоклассников с ОНР.
Результаты контрольного эксперимента показали, что показатели готовности первоклассников с ОНР значительно повысились, а это свидетельствует об успешности формирующего эксперимента. Можно с уверенностью сказать, что дети с ОНР, имеющие критические уровни по разным блокам стали иметь допустимый упровень устноречевых, операциональных и функциональных предпосылок готовности к письму.
3,000 руб.
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – М.: АПН РСФСР, 1950, вып. 50 – 110 с.
2. Аристова Т.А, Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, 2000 - №5 – с. 142 – 146.
3. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 1995 – 284 с.
4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1992 – 229 с.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985 – 314 с.
6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972 – 197 с.
7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1995 – 329 с.
8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985 – 401 с.
9. Косов Б.Б. Творческое мышление восприятия и личности. – Воронеж.: 1997 – 301 с.
10. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – Спб.: Питер, 1999 – 278 с.
11. Лурия А.Р. Очерки о психофизиологии письма. – М.: Педгиз, 1950 – 212 с.
12. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.:Аткис, 2005 – 224 с.
13. Лурия А.Р. Очерки о психофизиологии письма М.: Пефис, 1950
14. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971 – 344с.
15. Методы обследования речи детей. М.: Аркти,2005 – 246с.
16. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: Институт практической психологии, 1998 – 410 с.
17. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1995 – 571 с.
18. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965 – 341 с.
19. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, 1998 – 89c.
20. Обухова Л.Р. Детская психология. – М.: Проспект, 1995 – 395 с.
21. Понтина И.С. Формирование навыков письма. – М.: Просвещение, 1987 – 183 с.
22. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2001 – 200 с.
23. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб., 1996 – 198c/
24. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973 – 371 с.
25. Петровский А.В. Основы теории психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998 – 405 с.
26. Рок И. Введение в зрительное восприятие. – М.: Педагогика, 1980 – 304 с.
27. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушении письма у детей с недоразвитием речи. – М.: АПН РСФСР, 1966 – 190 с.
28. Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М.: Педагогика, 2004 – 205 с.
29. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983 – 227 с.
30. Токарева И.А. Расстройства чтения и письма. – М.: Медицина, 1969 – 305 с.
31. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988 – 284 с.
32. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991 – 345c/
33. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. – М.: Просвещение, 1999 – 234 с.
34. Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989 – 354 с.
35. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1999 -213с.
36. Цветков Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Просвещение, 1997 – 173 с.
37. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКГН, 2005 154 с.
38. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983 – 321с.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989 – 273 с.
40. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: Владос, 1997 – 219 с.
3,000 руб.