По проблемам адаптации в литературе подчеркивается мысль о том, что социальная адаптация выступает в качестве исходной предпосылки и постоянного условия эффективности деятельности, оптимизации и регуляции человеческого общения, повышения стабильности коллектива. Одним из видов социальной адаптации является социально-психологическая адаптация, которая рассматривается как особого рода явление, в ходе которого индивидуум направляет свои усилия не на создание новых форм деятельности общества, группы, а на уравновешивание своего поведения с уже существующими формами социальной практики и общения. Иначе говоря, под адаптацией понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой, усвоение человеком социального опыта общества в целом и той микросреды, к которой он принадлежит.
Рассматриваемая нами проблема социальной адаптации личности актуальна и сейчас. Частые смены обстановки, коллектива, окружения заставляет все более внимательно подходить к вопросу адаптации, так как успешное прохождение данного этапа позволит наладить отношения в новом коллективе, влиться в новое окружение и облегчит работу на новом месте.
Эффективная социальная адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
Таким образом, целью нашей работы стало изучение вопроса социально-психологической адаптации личности.
Для достижения цели мы поставили себе следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую и социологическую литературу по изучаемой теме;
2.Определить основные понятия – адаптация, социально-психологическая адаптация, дезадаптация.
3. Определить существующие точки зрения на вопрос социально-психологической адаптации.
750 руб.
Введение 3
Глава 1.Определение понятия адаптация, социально-психологическая адаптация, дезадаптация 4
Глава 2.Различные точки зрения на вопрос социально-психологической адаптации человека. Школьная дезадаптация. Проблемы адаптации. 6
Заключение 10
Список литературы 11
750 руб.
Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
750 руб.
1.Абульханова К.А., О субъекте психической деятельности. М., 1973
2.Андриенко Е.В., Социальная психология. М. 2001
3.Беккер Г. и Босков А., Современная социологическая теория. М.,1961
4.Бибрих Р.Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. статей / Отв. Ред. В.А. Гаврилов. – Кишинев, 1990. – с. 17-29
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
6.Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов //Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. статей / Отв. Ред. В.А. Гаврилов – Кишинев, 1990. – с. 3-17.
7.Зотова О.И., Кряжева И.К., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.,1979
8.Калайков И., Цивилизация и адаптация. М.,1984
9.Кон И.С., Психология юношеского возраста. М., 1979
10.Кон И.С., Социология личности. М., 1967
11.Краткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 1985
12.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983
13.Налчаджян А.А., Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван, 1980
14.Налчаджян А.А., Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988
15.Петровский А.А., Личность, деятельность, коллектив. М.,1982
16.Философский энциклопедический словарь, М.,1983
17.Фрейд З., Психопатология обыденной жизни. М., 1925
750 руб.