Известно, что в экономических кругах широко распространена точка зрения о делении истории развития человеческого общества на 3 этапа, идея о трёх ци-вилизациях: доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. Можно сказать, что Россия находится на высоком уровне развития второй стадии. Но, между тем, и переход к самой молодой эпохе (постиндустриальной) не за горами. Основанием этого служат всё отчётливее проявляющиеся в нашей стране признаки последней. Это и переход лидирующей роли от материального производства к сфере услуг, и обозначение информации и знания в качестве основных ресурсов. Именно они и являются основными факторами развития экономики (это подтверждается на примерах развитых стран), то есть наблюдаются оче-видные тенденции резкого роста значения человеческого капитала, человеческо-го потенциала в экономике.
При этом важность материального производства нисколько не уменьшается, напротив, промышленность должна служить некой основой экономики. А для её развития необходимо развивать и совершенствовать образование, ввиду сложнейших технологий производства. И если наше государство стремится не отставать в развитии от передовых стран, то модернизация экономики невозможна без должного внимания к науке и образованию.
Таким образом, тема является крайне злободневной. Уже вступили в стадию реализации национальные проекты (в том числе и по образованию): каковы результаты нововведений? Очень интересно посмотреть, что же нового (а может, и не совсем нового) нам предлагает наше министерство образования и нау-ки в обновлении и реформировании нашей системы образования. Тем более что некоторые из них были прочувствованы мной на собственном опыте.
500 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Образование как вид инвестиций в человеческий капитал 4
2. Двухуровневая система образования и рынок труда 5
3. «Болонский процесс» 9
3.1 Взгляды на участие России в Болонском процессе 10
3.2 Проблемы участия России в Болонском процессе 12
3.3 Опыт других стран 19
4. Высшее образование в России сегодня 21
5. Интеграция в европейское образовательное пространство и БГУЭП 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
500 руб.
Как видно, взгляды нашего правительства по поводу дальнейшего развития системы образования оцениваются как положительно, так и отрицательно. Я считаю, что, несомненно, монолитная система образования требует изменений. Введение двухуровневой системы в высшей школе вполне оправдано развитием экономики России. Но всё же не стоит чересчур подражать Западу – необходимо создать синтез. Подготовка бакалавров должна в идеале проходить с определен-ным балансом между специальными знаниями и общими умениями, что обу-славливает удовлетворение запросов рынка труда. В программах бакалавриата усиливаются профессиональные элементы (и специальные, и более широкие), заимствуется с этой целью все лучшее из старой и новой систем образования. Должно быть создано образовательное пространство, которое позволит бакалав-рам продолжать образование в течение всей жизни. Каждый работник должен одновременно быть обучающимся. Сама рабочая среда должна поощрять само-образование.
Кроме того, такая система теоретически подкреплена специфическим пове-дением человека экономического в также специфических условиях сервисной экономики: рациональность, эгоизм, информированность.
Вступление России в Болонский процесс, несомненно, открывает для наших выпускников новые возможности. Но в то же время необходимо детально про-думывать все шаги изменений нашей образовательной системы ввиду возмож-ного, а точнее неизбежного возникновения проблем и трудностей.
Задача в реформировании нашего образования совсем не простая и прежде, чем будет заметен хоть какой-либо результат, должно быть затрачено немало усилий.
500 руб.
1. Вишневская Н.Т., Гимпельсон В.Е. и др. Обзор занятости в России. Вып.1. (1991-2000гг.) М.: Теис. – 2002. – С.71-74.
2. Гоголин Ф. Профессионалы за сотрудничество. Вып.6 / Гл. ред. М.Кизима. – М.: 2004. – 344 С.
3. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
4. Курганский С.А., Даниленко Н.Н., Долгополова И.С. Институциональ-ные аспекты теории человеческого капитала. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 122 с.
5. Илычев Г. Какие национальные проекты нужны России? / Г. Илычев. – http://www.izvestia.ru/ - (10.02.06).
6. Киселёва Т. Реформа образования // Труд. – 2005. – 18 февр.
7. Куприянова Т. Плюсы и минусы реформы // Восточно-Сибирская прав-да. – 2005. – 12 апр.
8. Магун В.С. Ход Болонского процесса в европейских странах // Универ-ситетское управление: практика и анализ. – 2005. – №№ 5-6 (33)
9. Сальников В. Актуальные вопросы развития высшей школы в условиях реформы образования // Alma mater. – 2005. - №10. – с.11-15
10. www.hse.ru/science/mode
_ed/
11. rc.edu.ru/bologna/works/
12. www.isea.ru
13. www.finec.ru/rus/academic/master/bologna/
500 руб.