Целью исследования является теоретический анализ понятия темперамент как индивидуальной особенности человека.
Задачами работы являются:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме темперамента.
2. Анализ свойств темперамента.
3. Определение роли темперамента деятельности человека
Предметом исследования является темперамент личности. Объектом исследования являются индивидуально-типологические особенности человека.
В качестве методов исследования был выбран теоретический анализ литературы.
1,200 руб.
Введение
Глава 1. Классические представления о типах темперамента
1.1. Виды темперамента
1.2. Гуморальная теория темперамента
1.3. Конституцииональные теории темперамента
1.4. Нейродинамические теории темперамента
Глава 2 Современные варианты подходов к изучению темперамента
Глава 3 Методические аспекты изучения темперамента
3.1. Физиологические подходы к оценке индивидуальных свойств
3.2. Неинструменатальные методы исследования
Заключение
Список использованных источников.
1,200 руб.
В отечественной психологии трактовка темперамента опирается на учение И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности; их проявления в поведении Павлов поставил в прямую зависимость от античной классификации темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темпераменту флегматика; сильный, неуравновешенный - темпераменту холерика; слабый – темпераменту меланхолика.
На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, не 'представляется возможным. Исследования показали, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологичес-ких измерений темперамента много сложнее, чем это пред-. ставлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, Вероятно, гораздо больше, чем это предполагалось Павловым. Однако для практического изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях оборачивается отсутствием необходимой сосредоточенности, поспешностью, поверхностью. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может вылиться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в критических обстоятельствах. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае негативных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бледность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий .Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Цель воспитания заключается, следовательно, не в том, чтобы переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы планомерно добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой - ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера: овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не охарактеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне психической деятельности. Характер же связан с содержательной стороной личности.
В процессе развития характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к формированию различных свойств характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может сложиться сильный характер, и наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при тепличном воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент обусловлен конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, для разных людей нужны разные приемы выработки тех или иных психических качеств. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента.
1,200 руб.
1. Белоус А.Н. Темперамент и его динамика у детей дошкольного возраста. // Детская психология. Ч.1. Мн. 1981.
2. Введение в психологию. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1999.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций. М., 1988.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.
5. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1999.
6. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
8. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964
9. Небылицын В.Д Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер М., 1988
10. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М., 1990.
11. Небылицын В.Д. Психофитзиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
12. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
13. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
14. Очерк теории темперамента. / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь. 1973.
15. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 .
16. Психология. / Под ред. А.А. Зарудной. Мн., 1997.
17. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности М., 1980.
18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
19. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека// Психологический журнал Т1. №2 1980.
20. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
22. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.
23. Умирихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987.
24. Широкова З.Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1976 № 12. 1977 №1.
1,200 руб.