Понятие индивидуально-психологических особенностей личности является одним из важнейших понятий современной психологии. Исследования особенностей, закономерностей и условий их формирования и развития, являются необходимой предпосылкой оптимальной организации и совершенствования процесса развития личности на всех этапах онтогенеза человека. Особенно необходимы знания об индивидуально-психологических особенностях личности в практике организации межличностного взаимодействия: межличностного общения, совместной деятельности и межличностных отношений
1,200 руб.
Введение
Глава 1. Проблема индивидуально-психологических особенностей личности в психологической литературе
1.1. Понятие индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена.
1.2. Темперамент спортсмена как индивидуально-психологическая особенность.
1.3. Характер как индивидуально-психологическая особенность личности.
1.4. Способности как индивидуально-психологическая особенность личности
Вывод по главе 1
Глава 2 Изучение индивидуально-психологических особенностей спортсменов-лыжников
2.1. Описание исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
1,200 руб.
В современной психологии, несмотря на значительные достижения в исследовании психологических особенностей и индивидуальных различий, само понятие индивидуально-психологических особенностей имеет множество определений в различных теоретических подходах. По мнению ряда авторов, недостаточно разработан вопрос о соотношении понятия особенностей с ключевыми понятиями психологии, отражающими психические процессы, состояния и свойства личности. Мало изучены аффективная сторона интеллекта, которая должна быть ему присуща, если рассматривать интеллект как самостоятельное психическое явление, а не как отдельный аспект мышления или способностей. Описание этих проблем нашло отражение в нашем исследовании.
Анализа литературы по проблеме нашего исследования показал, что в современной психологии существует различные подходы к изучению и объяснению природы индивидуально-психологических особенностей человека. Значительные перспективы в исследовании способностей и индивидуальных различий могут быть открыты с использованием деятельностного подхода. Поскольку деятельность человека носит социально обусловленный характер и является основным путем включения человека в общественные отношения, она не может не оказывать решающего влияния на формирование его социально значимых способностей. На этом пути могли бы найти объяснение не только общие закономерности развития интеллекта и специальных способностей, но и особенности их содержания и индивидуально обусловленного развития. Поэтому в ходе эмпирического исследования особое внимание было уделено изучению взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей с деятельностью спортсменов-лыжников.
В ходе теоретического анализа нами определен наиболее приемлемый подход для нашего исследования, который используется в психологии труда и инженерной психологии. В этих областях психологической науки индивидуально-психологические особенности личности трактуются значительно шире, чем в общей психологии. К индивидуально-психологическим особенностям относят все то, что отличает индивидуума от других и проявляется в деятельности.
В процессе эмпирического исследования были изучены проявления таких индивидуально-психологических особенностей, как темперамент, экстраверсии, нейротизм, уровень потенциального интеллекта, личностная и ситуативная тревожность, По результатам исследования сделаны следующие выводы:
1. В современной психологии существуют различные подходы к исследованию индивидуально-психологических особенностей. На наш взгляд, наиболее значительным объяснительным потенциалом и перспективами практического применения в изучении спортсменов-лыжников обладает разработанный в психологии труда и инженерной психологии с позиций деятельностного подхода.
1. Системообразующим фактором индивидуально-психологических особенностей спортсменов-лыжников является мотивация деятельности, так как она имеет со всеми изучаемыми особенностями связь конгруэнтную связи всех индивидуально-психологических особенностей с успешностью спортсменов-лыжников.
2. Эмпирические данные показывают, такие индивидуально-психологические особенности, как темперамент, экстраверсия, нейротизм не влияют на успешность деятельности спортсменов-лыжников. Учет отмеченных особенностей, которые обусловлены строением нервной системы, следует использовать лишь в том смысле, чтобы порученное дело по темпу, монотонности, специфичности соответствовала их темпераменту и свойствам, определяющим его. Это позволит не столько повысить производительность труда, сколько создать личный комфорт работающим на рабочем месте.
1,200 руб.
1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Социальная психология: Хрестоматия. Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М., 1999.
2. Альманах психологических тестов – М.: КСП, 1996.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1996.
4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.
5. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Спб., 2000.
7. Дружинина Е.А. Лучшие психологические тесты. - Харьков, 1994.
8. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология. - М.,
Просвещение, 1981.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. - Минск, 1985.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 1976.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск, 1881.
12. Емельянов Ю.Н. Организаторский потенциал личности руководителя: структура, диагностика и актуализация //Промышленная социальная психология (Под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого). - Л., 1982.
13. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1981.
14. Инженерная психология: теория, метолдология, практическое применение / Под ред. Б.Ф. Ломова.- М., 1977.
15. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты (Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова). - М., 1982.
16. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. - В кн.: “Психология индивидуальных различий. Тексты (Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова). - М., 1982.
17. Краткий психологический словарь. Составитель Л.А. Карпенко - М., 1985.
18. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - Самара, 1997.
19. Курс практической психологии / Сост. Р.Р. Кашанов. – Ижевск, 1995.
20. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты (Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова). - М., 1982.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. - Самара, 1999.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., 1977.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии - М., 1984.
25. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования
индивидуальных различий. - М., 1976.
26. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. - М., 1998
27. Райгородский Д.Я. Фрагменты истории характерологии //
Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - Самара, 1997.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб., 1999.
29. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - Л., 1986.
30. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М., 1984.
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону, 2000.
32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. - М., 1986.
33. Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. – М., 1989.
34. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. Мн., 1996.
35. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.
1,200 руб.